Долгосрочная целевая программа «Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры»

 
Постановлением Правительства Сахалинской области № 32 от 29.01.2013 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры на 2013-2018 годы».
_____________________________________________________________
ВАЖНО. Постановлением Правительства Сахалинской области № 325 от 26.06.2013 г. обсуждаемая программа ОТМЕНЕНА
_____________________________________________________________
Планируемые показатели: рост среднедушевого потребления рыбных товаров до 35,5 кг; увеличение количества рабочих мест до 12,8 тысяч; значительный рост выпуска продукции.
Основные проблемы сферы по мнению авторов данной статьи: нехватка квалифицированных работников (в т.ч. для береговых предприятий), устаревающий флот и флот, неприспособленный к добыче определенных объектов промысла (как правило, не столь ценных в сравнении с лососевыми и крабом), законодательные препятствия к развитию прибрежного рыболовства и аквакультуры, высокие тарифы на электроэнергию и высокие цены на аренду производственных площадей, сдерживающие развитие собственной глубокой переработки рыбы и морепродуктов и заставляющая повышать цены на товар, ограниченность рынка сбыта (крайне низкая доля продаж внутри области, связанная в том числе и с доступностью ресурсов – лицензионный лов, браконьерство).
Основные проблемы по мнению разработчиков программы: незначительное освоение объектов промысла, имеющих потенциально большие возможности вылова (кальмар, анчоус, ламинария), устаревающий флот, удорожание большинства видов товаров и услуг для использования в секторе, недостаточный мониторинг за состоянием запасов биоресурсов, несовершенство законодательства, неразвитость береговой инфраструктуры (недостаток холодильных мощностей, высокие транспортные тарифы, износ причалов).
При этом подчеркивается, что возможности организации альтернативных промыслов снижены из-за законодательства и РПУ, а хороший подход лосося увеличил дисбаланс между добычей и переработкой, стимулируя браконьерство (т.е. «черную» добычу, сдаваемую на предприятия переработки без учета в официальной статистике).
Авторы статьи считают, что рост переработки вырос среди прочего и там, где его быть не должно — например, в Анивском районе. И не вырос там, где должно: Макаровский, Поронайский, Долинский. Парадокс: рыбу везут за 150-350 километров на заморозку (!) в Анивский район и Южно-Сахалинск. Пусть и в небольших количествах. 
Да. Общая переработка Анивы и района значительная. Если бы ее делал один завод. Но в Анивском районе немало добывающих и перерабатывающих предприятий. Которые простаивают, которые работают не в полную мощность, и которые приходится поддерживать за счет денег области. Действительно ли это нужно? Мнимые рабочие места оборачиваются дополнительной нагрузкой на бюджет области. Растут теневые продажи – иначе предприятие будет в большом убытке. Меж тем, районы, в которых действительно можно было бы заниматься переработкой (в т.ч. и глубокой) не рассматриваются вовсе: Ногликский, Охинский, Александровск-Сахалинский.
Только цифра: достаточную ресурсную базу для устойчивого и долгосрочного развития имеет только 37 % хозяйствующих субъектов.
Только факт: крупные предприятия, могущие себе позволить строить переработку, не только не строят, но еще и сокращают производство многих видов продукции. Давно вы видели ламинарию из Макаровского района? Или мойву? Камбалу в виде консервов из Поронайска?
Только факт: производственные мощности работают не в полную силу еще и в том числе из-за повального привлечения неквалифицированной рабочей силы (обработчиков, впервые видящих рыбу уже на Сахалине, не способных к работе, привлеченных мифами о заработках в путину). Неоднократно (в том числе и в СМИ) звучат нарекания к качеству работников — но из года в год предприятия натыкаются на одни и те же грабли. Постоянных сезонных работников имеют предприятия, которые перерабатывают достаточно большое количество сырца – как правило, одно-два в районе. Но и большая переработка не показатель – бывает, что и крупные предприятия при больших объемах платят не очень много.
Только факт: на Сахалин едут уже не только с Дальнего Востока, Бурятии и Сибири (Омск, Кемерово, Новосибирск). География приезжих достигла Ижевска, иных городов Европейской части России. И это при том, что жителям этих регионов экономически выгодней ездить на заработки в Москву.
Только факт: в 2012 году одна из кадровых компаний области, привлекающая в том числе и сезонный персонал, предлагала сезонных работников из Казахстана, которые в силу трехстороннего соглашения между Россией, Казахстаном и Беларусью не учитываются при «квотировании» иностранной рабочей силы.
Авторы программы отмечают низкий уровень конкурентоспособности, низкий уровень корпоративной культуры, слабую связь бизнеса и науки.


Первый этап программы – подготовка правового поля.
Второй – реструктуризация и модернизация, увеличение мощностей по воспроизводству биоресурсов, внедрение современных технологий переработки. К 2018 году не менее пятидесяти субъектов будет вовлечено в марикультуру.
Третий – мероприятия по улучшению финансово-экономических показателей, повышению инвестиционной привлекательности.
Иными словами – основная финансовая емкость предусмотрена на втором этапе.
За чей счет?
Областной бюджет плюс предполагаемые внешние средства (собственные средства предприятий, кредитные организации).


Перечислим некоторые пункты программы.
Обновление флота. Сумма 115 млн. рублей. Для сравнения – стоимость одного судна по типу МРС либо небольшой шхуны (а именно на них удобно заниматься «прибрежкой») составляет примерно 20-45 млн. рублей. Иными словами предполагается помочь предприятиям приобрести порядка 7-8 МРС. В программе указывается 12 судов (правда, не указывается тоннаж).
Восстановление естественных нерестилищ. Сумма 28 млн. рублей. Планируется восстановить порядка 290 гектар леса, что увеличит водность и затененность нерестовых рек, снизит риски заморов.
Увеличение продолжительности работы отрасли в году. Сумма 722 млн. рублей. Основное мероприятие – возмещение части затрат по привлеченным краткосрочным и долгосрочным кредитам для предприятий, занятых воспроизводством и выращиванием объектов аквакультуры.
Господдержка предприятий комплекса. Сумма 1330 млн. рублей. Основные направления: модернизация перерабатывающих мощностей, строительство холодильных мощностей.
Строительство заводов (приобретение оборудования) по переработке рыбных отходов. Сумма 56 млн. рублей.
Только факт: переработка отходов в области практически не осуществляется (имеющиеся установки либо стоят, либо продаются). При этом эта деятельность достаточно рентабельна – при наличии хорошей производственной базы. Тем не менее, в сравнении с прибылью от продаж сырца и замороженной продукции, деятельность выглядит непривлекательно.
Строительство портковшей и убежищ возложено на организации. Увы, в области есть только одна организация, могущая себе позволить и строящая причалы и иные объекты инфраструктуры. Иные, даже крупные, рыбопромышленники задумываются о постройке скорее теоретически.


Суммируя изложенное, хочется отметить, что программа, по крайней мере, реальна. Нет прожектерства, несмотря на наличие смущающих моментов. И все-таки, не прослеживается связь с целевыми программами (действующими, либо разрабатываемыми) касательно трудовых ресурсов, повышения грамотности бизнеса в вопросах науки, программах поддержки малого и микробизнеса, планирующего свою деятельность в сфере марикультуры и переработки рыбы и морепродуктов.
© Группа Авторов, 08.02.2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *