Южные Курилы – камень преткновения в российско-японских отношениях

Источник: сайт “conflicts.rem33.com”
Автор: Andrew ANDERSEN / Эндрю (Андреас) Андерсен

 

Представление проблемы: выдающийся территориальный диспут

(также возможен перевод – «нерешенный территориальный спор», несколько более соответствующий истине; при этом вполне возможна намеренная игра слова “outstanding”, имеющего оба представленных значения. – прим. переводчика)

 

19 октября 1956 года Японией и СССР была подписана декларация, официально завершающая состояние войны между странами, устанавливающая дипломатические отношения и решающая большинство нерешенных вопросов. Однако, формальный мирный договор заключен не был. Заключение было отложено на неопределенное время до решения территориального спора. На сегодняшний день с той даты прошло уже почти полвека – но спор остается нерешенным, а договор не заключенным. По словам Премьер Министра Японии Рютаро Хасимото (ныне Министр по делам Северных Территорий), для Японии невозможно принять какое-либо соглашение с Россией, результатом которого не станет возвращение спорных островов под суверенитет Японии.

Примечание переводчика: здесь и далее возможны несоответствия касательно должностных лиц, год написания статьи примерно 2006-2007, таким образом некоторые кадровые перестановки определенно имели место

В свою очередь Россия не готова отказаться от какой-либо части сегодняшней своей территории. Спорные территории включают в себя Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг Хабомаи, состоящий из маленьких островов Зеленый, Полонского, Панфильева, Юрий, Анучина. Все перечисленные острова в Японии называют «Северными территориями», в России «Южно-Курильским районом».

Современное состояние российско-японских отношений характеризуется рядом проблем как международного, так и регионального характера:

  1. Отсутствие окончательного мирного договора блокирует нормальное развитие двусторонних отношений между Японией и Россией.
  2. Спорный район может стать зоной напряженности, ведущей к военному присутствию и увеличению в регионе гонки вооружений – что, является крайне опасным, особенно учитывая факт, что Россия является ядерной державой с ослабленным контролем над собственным арсеналом и военными структурами.
  3. Территориальный спор блокирует экономическое взаимодействие между странами, в том числе и японское инвестирование в Дальний Восток. Потенциально инвестирование могло бы подтолкнуть депрессивную экономику Русского Дальнего Востока и Сибири, а также создать значительное количество рабочих мест. Сегодняшняя депрессия экономики на Дальнем Востоке и Южной Сибири (у русско-китайской границы) само по себе есть источник нестабильности в Северо-Восточной Азии, который может быть значительно ослаблен за счет экономического сотрудничества России и Японии.
  4. Русско-японские конфликты в районе промысла вблизи спорных территорий ведут к утрате и повреждениям имущества, и даже к человеческим жертвам (в случаях, когда Российская береговая охрана открывает по японским рыболовным судам огонь).

Спорные острова – это часть гораздо большей территории, на которую исторически претендуют и Япония, и Россия. Она включает в себя относительно большой остров Сахалин (Карафуто) и все острова Курильского архипелага (Чишима-ретто). В результате Второй Мировой войны Япония официально отказалась от владения Сахалином и большей частью Курил. Однако Южные Курилы / Северные территории, находящиеся под суверенитетом России, все еще являются предметом спора между странами, ни одна из которых не готова к компромиссу, приемлемому для другой стороны.

 

Предыстория проблемы: история спорных территорий и двусторонние отношения

Исторически населенные айнами и нивхами Сахалин, Хоккайдо и Курилы стали объектом китайской (династия Юань, позднее Мин) и японской экспансии в начале 13-го века. Четыреста лет спустя стремительно расширяющаяся на восток Российская Империя основала первые крепости на Тихом Океане (в Охотске) в 1639 и 1645 гг.

В следующие два века Россия становится тихоокеанской державой, объявив Сахалин, Курилы, а также Амур и Уссурийский край (в настоящее время Амурская область и Приморский край России, в описываемое время северо-восточные территории Манчжурского Китая) находящимися под своим суверенитетом. (к территориям Приамурья относится также и нынешний Хабаровский край, в тексте не указанный – прим. переводчика).

В это же время не менее стремительно расширялась на север и Япония. Победив Айну и Нивхов в битвах при Сяксине и Кунашире (1669 и 1789 гг. соответственно), Япония наконец установила жесткий контроль над Хоккайдо, Кунаширом, Итурупом, Шикотаном и Хабомаи. В конце 18-го века японские крепости также появились на Центральных и Южных Курилах, и Северном Сахалине; между русскими и японцами случались вооруженные столкновения на приграничных территориях.

В отличие от Российской Империи, фактически находящейся на значительном расстоянии от своих тихоокеанских владениях с отсутствием морских путей сообщения, Япония имела выгодное положение для эффективной колонизации спорных территорий, стремительно вытесняя коренных жителей. Как результат в середине 19-го века Хоккайдо и Южные Курилы были неотъемлемой частью Японии, в то время как русские и китайские владения были слабозаселенными незанятыми территориями, только номинально относящимися к владениям этих стран.

 

Россия и Япония: от Симода до Портсмута

В начале 1853 года Китай официально отказался от претензий на Сахалин, оставив Сахалин и Курилы объектом притязаний только Японии и России. Двумя годами спустя Япония и Россия установили дипломатические отношения. В тот же год, седьмого февраля, был заключен Симодский договор о торговле и границах. Помимо иных важных моментов договор устанавливал национальную границу между империями, в соответствии с которой значительная часть Курильских островов отходила России, а Японский суверенитет распространялся на Итуурп, Кунашир и Шикотан (маленькие острова Хабомаи не упоминались, поскольку считались относящимися к Эдзо-Хоккайдо, японский суверенитет над которыми даже не обсуждался).

Статья 2 договора гласила: «отныне граница между двумя странами лежит между островами Эторофу (Итуруп) и Уруппу (Уруп). Весь Итуруп принадлежит Японии, а острова к северу от и включая Уруп, принадлежат России». В ходе предшествующих Симодскому договору переговоров Российский представитель Командор Путятин  подтвердил, что при тщательном рассмотрении острова Кунашир и Итуруп должны считаться неотъемлемой частью Японии.

Симодский договор также устанавливал статус  острова Сахалин / Карафуто – который не был поделен, а оставался под русско-японским кондоминиумом. Дальнейшие территориальные споры между Россией и Японией проистекают именно из 70-х годов девятнадцатого века. Обе страны предложили разделить Сахалин менее, чем через двадцать лет после заключения Симодского договора. Япония предлагала провести границу по 50-й параллели, а Россия – по 48-й.

Переговоры привели к заключению 7 мая 1875 года Санкт-Петербургского договора, по которому Япония отказалась от Сахалина в обмен на все Курильские острова. Таким образом еще 18 островов от Шумшу на севере до Урупа на юге были присоединены к японским владениям.

Тем не менее, договор в Санкт-Петербурге не положил конец конфликтным притязаниям в регионе. Определенные политические круги так и не смирились с потерей Сахалина, в то время как военные стратеги России планировали «приобретение» Курил. Дальнейшее напряжение между Японией и Россией привело к увеличению влияния Японии в Корее и России в Манчжурии.

Две империи были на грани военного конфликта после китайско-японской войны 1894 года, в результате которой Япония получила Тайвань и Ляодунский полуостров с городом Порт-Артур.

Поддерживаемое Германией и Францией российское вмешательство принудило Японию отказаться от Ляодунского полуострова в пользу России. Увеличение напряженности между странами привело в конечном итоге к русско-японской войне 1904-1905 гг. и поражению русской армии и флота. Портсмутский договор от 5 сентября 1905 года вернул Японии право собственности на Ляодун, а также на половину Сахалина южнее 50-й параллели.

 

Япония и Советская Россия: между двумя мировыми войнами

Русско-японские границы, установленные в Портсмуте, оставались нетронутыми до конца Второй Мировой. Но несколько попыток расширить свою территорию за счет северного соседа были предприняты Японией еще в 1918 году и 1925 году – во время Большевистской революции и последующей гражданской войны, принесших в Сибирские и Дальневосточные провинции рухнувшей Российской Империи хаос и анархию.

В 1918 году была оккупирована значительная часть русского Приморья и Амурского края с портом Владивосток и Хабаровском под предлогом защиты японских граждан и поддержки антибольшевистских сил в вышеуказанных областях. Два года спустя Япония оккупировала Северный Сахалин (на территории которого недавно были открыты угольные и нефтяные месторождения), внутренние районы вокруг устья Амура и некоторые районы Читинской провинции (последнее было осуществлено японскими частями, развернутыми в Манчжурии).

Еще по теме статьи можно почитать:  Г.И. Дударец. Записки архивиста (Переселенцы с Курил. Визит наследного принца на Карафуто. Парк как природный памятник)

Тем не менее, никакой официальной аннексии во время интервенции объявлено не было. Шаг за шагом двусторонние отношения между Японией и новым правительством Коммунистической России (с 1922 года – СССР) по завершении гражданской войны нормализовались, постепенно были выведены японские войска из Читы, Хабаровска и Владивостока (в 1922 году), и из Северного Сахалина (в 1925 году). В ноябре 1940 года уже вовлеченная во Вторую Мировую Япония попыталась приобрести у СССР северную часть Сахалина, будучи привлеченная запасами угля и нефти, но дипломатические маневры оказались безуспешны.

 

Конец Второй Мировой: утеря Северных территорий в пользу СССР

Последнее изменение границ между Россией (в то время еще СССР) и Японией произошло в конце Второй Мировой Войны после советского нападения на Японию в августе 1945 года.

На протяжении практически всей мировой войны военные действия между Японией и СССР не велись, в связи с заключенным Пактом о нейтралитете, подписанным 13 апреля 1941 года, формально действующим до 13 апреля 1946 года. Перед заключением пакта российским правительством была предпринята попытка приобрести Южный Сахалин и Курилы в качестве уплаты за предлагаемый договор о ненападении. Такое территориальное заявление было сделано в ноябре 1940 года, хотя и противоречило принципам Портсмутского и Санкт-Петербургского договоров. Очень важно упомянуть два основных принципа Ленинской внешней политики, применяемой с 1917 года (когда к власти пришли коммунисты). Первый принцип – отказ от ответственности за договоры, заключенные при царском режиме. Второй – недопустимость полного выполнения соглашений с «буржуазными» правительствами, даже если соглашение подписано советскими лидерами. Нарушение пакта о ненападении с Грузией в 1921 году, раздел Польши в 1939 году, агрессия против Финляндии в том же году, оккупация и аннексия Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году – лишь несколько примеров, как Советская Россия не соблюдает принятые международные соглашения и договоры. Кроме того, по Джорджу Э. Ленсену советские  территориальные претензии ноября 1940 года включают в себя все острова Курильского архипелага с Кунаширом и Итуурпом, без учета того, что японский суверенитет над ними никогда не оспаривался и ни одно предыдущее российское правительство никогда на них не притязало.

9 августа 1945 года СССР вступил в войну против Японии. Это нарушение пакта о ненападении 1941 года произошло через три дня после атомной атаки на Хиросиму, когда Японская Империя разрушалась под военным давлением Союзников. Факт военного объединения России с Союзными силами в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало возможным только после того, как на ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.) СССР были обещаны Курилы и Южный Сахалин – в качестве компенсации за участие в операциях союзников в Азии.

В Ялте США и Британия приняли практически всё советское предложение, озаглавленное «Политические условия маршала Сталина для вступления России в войну против Японии»: «утраченные права России, нарушенные вероломным нападением Японии в 1904 году, должны быть восстановлены: южная часть Сахалина и его прилежащие острова должны быть возвращены Советскому Союзу… Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу». Данное утверждение имеет по меньшей мере две юридических неточности:

  1. Курилы (Чишима или Тисима) никогда не были отвоеваны Японией у России, но были обменены на Сахалин (по Санкт-Петербургскому договору от 7 мая 1875 года)
  2. Южная часть Сахалина была включена в состав Японии в результате русско-японской войны 1904-1905 гг., и потеряна Российской Империей, но не Советским Союзом (государством, которое не существовало до февраля 1922 года). Учитывая, что данная территория никогда не принадлежала Советскому Союзу, она может быть передана, но не может быть «возвращена» этой стране.

По Болену, президент США Франклин Рузвельт принял советские предложения от того, что он «думал, что и Южный Сахалин, и Курилы были захвачены Японией в войне 1904 года, и Россия лишь возвращает себе территории, которые были у нее отобраны».

Это звучит странно, учитывая, что перед конференцией в Ялте Государственный Департамент США исследовал русско-японскую территориальную проблему, и к 28 декабря 1944 года подготовил подробный меморандум, включавший рекомендации оставить южные Курилы (Эторофу и Кунашири) под суверенитетом Японии. Статус Хабомаи даже не ставился под сомнение.

На Постсдамской конференции 16 июля 1945 года были подтверждены не все советские территориальные притязания. Статья 16 Постсдамской Декларации устанавливала, что «японский суверенитет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми небольшими островами, на которые мы укажем». Понятие «небольших островов, на которые мы укажем» определенно может быть использовано как предлог и для оставления Южных Курил Японии, и для передачи их Советскому Союзу.

Немедленно после объявления войны 9 августа 1945 года последовали активные боевые действия Советский войск против японской Квантунской армии в Маньчжурии. Однако в районе Курил (Чишима) никаких активный действий не велось до официального принятия Японией Постсдамских постулатов  15 августа 1945 года. Возможно, это объясняется тем, что советско-американские переговоры в части, какую территорию Японии займет СССР, не приводили ни к какому результату вплоть до 18 августа. Советский диктатор Иосиф Сталин настаивал не только на праве СССР оккупировать Курилы и Сахалин, но и на включении Хоккайдо в сферу влияния Советов.

Гари Трумэн, сменивший Рузвельта после его смерти в апреле 1945 года, выступал против идеи передать Хоккайдо в сферу влияния СССР. Позиция Трумэна была поддержана Британией и националистическим Китаем, и в конце концов Сталин был вынужден официально согласиться с этим 18 августа 1945 года. В этот день, после официального прекращения боевых действий) Советская артиллерия обстреляла Северные Курилы. 19 августа советские войска, дислоцированные на Камчатском полуострове, получили приказ занять Курилы и часть Хоккайдо до линии от Румои до Кусиро. Этот приказ показывает, что несмотря на официальное согласие с предложениями Союзников контролировать только Курилы и Сахалин, СССР все же планировал оккупировать Хоккайдо, или хотя бы его северную часть.

Такие действия могли привести к аннексии этой территории, появлению про-советского административного органа или хотя бы использованию факта занятия при дальнейших переговорах. Советское вторжение на Курилы встретило японское сопротивление, благодаря которому только 21 августа японский гарнизон на Шумшу получил приказ капитулировать от Генерального Штаба. Десять дней спустя, 1 сентября 1945 года остатки японских войск сдались на Кунашире и Итурупе (без сопротивления).

Битва на Северных Курилах отложила оккупацию всего архипелага и заставила советские военные и политические круги отказаться от идеи оккупации Хоккайдо. Однако 2 сентября 1945 года советские войска заняли Шикотан и Хабомаи – острова которые ни географически, ни политически не принадлежали Курильскому архипелагу. Более, чем 200 тысяч японских граждан, проживающих на Северных территориях перед советской оккупацией, были вынуждены бежать на юг, оставляя свои дома и имущество. Многие из тех, кто не покинул остров, были депортированы в концентрационные лагеря в Сибири вместе с тысячами японских военнопленных. Тысячи гражданских беженцев погибли в море, при потоплении судов советскими субмаринами и самолетами.

2 февраля 1946 года СССР в одностороннем порядке объявил аннексию Южного Сахалина (Карафуто), всех островов Курильского архипелага и группу Шикотан-Хабомаи. Последовала немедленная русификация аннексированных территорий: между 1946 и 1948 годами почти все японские наименования были заменены русско-советскими,  оставшиеся 400 000 жителей были насильственно депортированы на Хоккайдо, и 2 января 1947 года была создана Сахалинская область, включившая в себя все бывшие японские территории и Северный Сахалин.

 

Конференция в Сан-Франциско и Мирный Договор

Почти сразу же после окончания войны и японские политики, и объединения граждан принялись обращаться к американским и советским лидерам с просьбой о возврате северных территорий. Это стало отправной точкой все еще существующей проблемы. В большинстве случаев японские протесты сфокусированы на Южных Курилах (Итуруп и Кунашир) и Шикотан/Хабомаи, без претензии на Южный Сахалин и центральные и северные Курилы.

Еще по теме статьи можно почитать:  Трагедия пятьдесят второго... Землетрясение и цунами на Северных Курилах.

В качестве обоснования японские протестующие используют положения Постсдамской конференции союзников, по которой Япония лишалась всех «территорий, которые она приобрела насилием и жадностью». Теоретически термин может быть применен к Южному Сахалину, Маньчжурии, Ляодуну, Корее, Тайваню, но не может быть применен к Эторофу, Кунашири, Шикотану и Хабомаи, которые Симодским договором (первым, который определял японские северные границы) определялись, как неотъемлемая часть Японии.

В то время как советское руководство игнорировало японские территориальные претензии, позиция правительства США медленно менялась от отклонения всех попыток Японии возвратить потери до тенденции к пересмотру Ялтинских положений.

Такая смена позиции касательно северных территорий возможно связана с развитием Холодной войны, которая в целом привела к напряженности советско-западных отношений в целом, и советско-американских отношений в частности, а также поставила Японию в положение потенциального союзника США в возможной конфронтации с СССР и коммунистическим Китаем. В период с 4-го по 8-е сентября состоялась Сан-Францисская конференция, которая решила большинство из вопросов дипломатии и безопасности, вытекавших из Второй Мировой, в АТР. Был заключен мирный договор между Японией и Союзниками (включая США и Британию). Из союзных держав только СССР отказался от подписания договора, в связи с несогласием касательно границ с Японией. Позиция Соединенных Штатов по вопросу Северных территорий была официально выражена в Сан-Франциско Джоном Фостером Даллесом, который на основании исследований экспертов Госдепартамента сделал вывод, что острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа Хабомаи «ни исторически, ни географически никогда не считались частью Курил и таким образом Россия не имеет права оккупировать их пользуясь договоренностями Ялтинского соглашения».

В реакции советской делегации в Сан-Франциско не было и намека на готовность к компромиссу. С точки зрения СССР будущее спорных островов было определено в 1495 году в Ялте и Потсдаме, и не подлежало пересмотру. Следует упомянуть, что и Ялтинское и Потстдамское соглашение давали определенное пространство для будущей корректировки границ, если вспомнить фразу «японский суверенитет ограничивается островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, а также теми небольшими островами, на которые мы укажем», позволяющую пересмотреть статус островов, определяемых Японией как Северные территории.

 

Япония и СССР: от Декларации 1956 года до Распада Советского Союза

Позиция и Японии и СССР по отношению к спорным островам за пять лет с момента Сан-францисского договора значительно не изменилась. Первые переговоры между странами, направленные на нормализацию отношений произошли в 1955 -56 гг. Во время длительных и нелегких переговоров, на которых выше других стояла проблема Северных территорий, советский лидер Никита Хрущев назвал предложение Японии провести северную границу по Итурупу «нереалистичной».

Однако 10 августа 1956 года Хрущев предложил Японии Шикотан и Хабомаи в качестве «окончательного предложения от советской стороны» взамен снятия всех претензий на Кунашир  и Итуруп. После некоторых колебаний Япония отклонила «окончательное предложение» и предложила Советскому Союзу заключить «соглашение о нормализации (отношений)» вместо мирного договора, и оставить территориальный вопрос открытым.

СССР согласился, и 19 октября 1956 года была подписана Совместная Декларация (соглашение о нормализации). Декларация включала обещание Советов вернуть Шикотан и Хабомаи в момент, когда Япония станет готова подписать мирный договор.

Между октябрем 1956 года и Распадом СССР в 1991 году было предпринято несколько попыток разрешить спор. В январе 1960 года СССР ужесточила свою позицию по Северным территориям, пытаясь связать возврат Хабомаи и Шикотана и пересмотреть японо-американское сотрудничество в области безопасности.

В октябре 1973 года столкнувшись с поддержкой Японии Соединенными Штатами и Коммунистическим Китаем Москва отступила на позиции 1956 года. Позиция Токио существенно не изменилась, хотя некоторые политические партии, включая и социалистическую и коммунистическую, требовали вернуть не только Кунашир, Эторофу и Хабомаи, но и все Курильские острова, настаивая на границах, установленных договором в Санкт-Петербурге (1875 год). Определенным шагом к разрыву советско-японских отношений можно считать визит Президента СССР Михаила Горбачева в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года.

Во время переговоров между Горбачевым и Премьер-министром Японии Кайфу, СССР впервые после Второй Мировой Войны официально признал наличие нерешенного территориального спора между двумя странами. Итогом переговоров стало заключение 15 соглашений (преимущественно, экономического и экологического характера) и Советско-Японского совместного коммюнике, в котором обе стороны выразили готовность и желание ускорить все необходимые приготовления к заключению мирного договора. Под приготовлениями Япония понимала решение территориальных проблем и некоторые другие важные вопросы. Целью Советского руководства было избежать любые конкретные шаги, направленные на урегулирование спора по островам. В конце апреля 1991 года японские и советские масс-медиа опубликовали информацию касательно будущего развития двусторонних отношений. Японские материалы можно было трактовать как готовность Советского Союза к возврату Северных Территорий Японии. Российские публикации в то же время высказывали мысль, что любые надежды пересмотра советско-японской границы являются «нереалистичными» и опасными для Горбачева и его карьеры.

Среди прочих причин, объясняющих такую ситуацию, можно назвать быстрое ухудшение экономической ситуации в СССР и подъем в стране шовинистических и националистических настроений. Сам советский лидер в ответ на предложение Кайфу обменять острова на японскую «поддержку перестройки», сказал, что данный подход был бы «унизительным и недопустимым». Таким образом в 1991 году прорыв в территориальном вопросе остановился только на признании Советами самого факта существования такого вопроса.

Коммюнике от 19 апреля оказался финалом советско-японских отношений, а Горбачев был первым и последним советским главой, посетившим Японию. Менее, чем через 8 месяцев, 8 декабря 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Отныне проблема Северных территорий стала проблемой между Японией и Россией, страной, образованной 29 декабря того же года и признанной Японией правопреемником СССР.

 

Последнее развитие событий.

Эра Ельцина (1991-1999): Русско-японский диалог касательно Северных Территорий продолжается

Конец СССР и формальный конец коммунизма породил в Японии новые надежды касательно возвращения территорий. И Президент Ельцин, и демократическая пресса новой нации осудили различные аспекты международной политики СССР, и в течение 1991-1992 гг. некоторые территориальные вопросы были решены в пользу новых соседей России (например, признание Крыма, населенного русскими, частью Украины, подтверждение российско-казахстанской границы в пределах, которые оставляли четыре преимущественно русскоязычные и русско-населенные территории под суверенитетом Казахстана, готовность обсуждать спорные вопросы с Китаем).

Первый год после распада СССР ознаменовался активизацией всех аспектов русско-японских отношений. В феврале 1992 года заявление замминистра иностранных дел России Кунадзе о наличии русско-японских границ в рамках 1875 года было процитирован Киото Ньюс. Это утверждение, а также замечание посла России Полторанина касательно 10…15-летнего переходного периода, необходимого для передачи островов, а также запланированный визит Президента Ельцина в Токио, стали восприниматься в Японии как знак нового прорыва в отношениях.

Однако же, в России слухи о возможных территориальных уступках Японии вызвали активное противодействие: от тысячи писем граждан России своему Президенту до крайне эмоциональных выступлений в Госдуме коммунистическим и националистических депутатов. В результате визит Ельцина в Японию был отменен, Президент России выступил с заявлением, что в настоящее время передача островов Японии невозможна. И отмена визита, и это заявление разочаровали Японию и заблокировали ряд уже запланированных проектов сотрудничества.

В октябре 1993 года Русский Президент Борис Ельцин все же посетил Японию с официальным визитом и после переговоров с японским премьер-министром Морихиро Хосокава подписал Токийскую Декларацию с пакетом восемнадцати других документов. Декларация имела явную цель: «разработать справедливый мирный договор, решить территориальные претензии на основе исторических фактов и официальных документов, а также на принципах права и справедливости».

Еще по теме статьи можно почитать:  Курильский вопрос – конфликт или переговоры? Что нового в 2021 году

С этого момента, во время русско-японских переговоров на более низких уровнях, Токийская Декларация неоднократно подтверждается в качестве базиса для развития двусторонних отношений. В то же время ни о каких конкретных шагах, направленных на будущую передачу островов, со стороны России не упоминается. Напротив, в ноябре 1993 года Россия ужесточила требования к получению виз для граждан Японии на посещение Курильских островов, а русским пограничникам было разрешено открывать огонь по судам, нарушающим морские границы России. Эти действия охарактеризовались русским МИД как реакция на активизацию японских браконьеров в водах около спорных островов.

В течение 1994-1995 гг. состоялся ряд визитов в Японию высокопоставленных российских официальных лиц (вице-премьер Олег Сосковец, замминистра обороны Громов, министр иностранных дел Андрей Козырев, полномочный представитель Президента Иван Рыбкин, и т.д.). При этом все двусторонние переговоры завершались подтверждением намерения заключить мирный договор, основанный на Токийской декларации.

В апреле 1996 года японский премьер-министр Рютаро Хашимото встретился с  русским президентом Борисом Ельциным, во время встречи обсуждались двусторонние отношения и реформы России. Два лидера повторно подтвердили намерение ускорить подготовительные работы для заключения мирного договора на основе Токийской Декларации, и согласились, что для этого необходимо оживить ведение переговоров на уровне министров иностранных дел. В том же месяце в Москве состоялось заседание рабочей группы по Русско-Японскому Мирному Договору.

В завершение, в последние годы «эпохи Ельцина» состоялись две русско-японских встречи без галстуков. Первая из них была проведена в Красноярске 1-2 ноября 1997 года и охарактеризовалась она, как попытка создать «личные отношения на доверии и дружбе» между двумя лидерами. Встреча в Красноярске привела к разработке плана Ельцина-Хасимото, основанного на Токийской декларации и направленного на практическую реализацию ее положений.

Основные положения плана:

  • Содействие привлечению японских инвестиций в Россию
  • Включение японских корпораций в модернизацию Транссибирской Магистрали, аэропортов, электростанций, морских портов Российского Дальнего Востока
  • Принятия Японией гарантий касательно японских инвестиций от 11 российских банков
  • Согласие заключить мирный договор к 2000-му году.

Повторим еще раз, территориальный вопрос был упомянуто только косвенно, в качестве предварительного условия для разработки мирного договора без каких-либо конкретных договоренностей.

Вторая встреча без галстуков Ельцина и Хасимото состоялась во время визита Президента РФ в Кавана (Япония) 18-19 апреля 1998 года.

Между двумя встречами в отношениях произошли следующие изменения:

Японским рыбакам было разрешено на коммерческой основе вести добычу у Курильских островов

Российское военное присутствие на Курильском архипелаге было значительно сокращено

Стали возможны заграничные поездки между Японией и Русским Дальним Востоком без виз

Группа по заключению мирного договора с участием министров иностранных дел обеих стран продолжала работу.

В результате встречи в Каване было заключено соглашение, ставшее дальнейшим развитием плана Ельцина-Хасимото. Кроме прочего Соглашение содержало следующие предложения:

  • Япония переводит России первые 600 миллионов долларов из ранее запланированного кредита в размере 1,5 млрд.
  • Правительства и деловые круги обеих стран содействуют созданию совместных предприятий, направленных на привлечение японских инвестиций в Россию
  • Строительство завода по производству автомобилей в Подмосковье (собственность – японская) и рыбоконсервного завода на Курилах (собственность – японская)
  • Совместные учения в сфере безопасности (поисково-спасательные работы) в Японском море с участием военно-морских сил обеих стран летом 1998 года.

Президент России также предложил разработать более широкую трактовку понятия «договора о мире, дружбе и сотрудничестве». Это означало, что помимо решения территориальных споров предполагаемый договор должен был реализовать сотрудничество в сфере экономики, безопасности, ряда других вопросов. Президент Ельцин также передал Японии некоторые секретные документы из архива КГБ относительно принудительно удерживаемых в России японских военнопленных после Второй Мировой войны.

В свою очередь премьер-министр Хасимото сделал новое предложение касательно заключения договора. Это предложение рекомендовало России признать Южные Курилы (Северные территории) как часть Японии. Однако фактическая передача спорных островов могла быть отложена.

Последнее предложение получило официальный ответ во время визита премьер-министра Кейзо Обучи в Москву 12 ноября 1998 года. Саммит Президента Ельцина и Кейзо Обучи в Кремли завершился подписанием Московской Декларации об установлении Созидательного партнерства между РФ и Японией. Декларация подтверждала приверженность обеих стран к укреплению российско-японских отношений во всех областях, включая политику, экономику, безопасность, культуру, международное сотрудничество, и устанавливала ряд важных соглашений.

Российская сторона предоставила свой ответ на апрельское предложение Хасимото в Каване. Встречное предложение предлагало «решить проблему таким образом, чтобы способствовать двустороннему сотрудничеству в финансовой, экономической и других возможных сферах на Южных Курилах без ущерба национальным интересам обеих стран. Основные постулаты предложения Ельцина:

  • Необходимо заключить отдельное соглашение по Южным Курилам после подписания мирного договора в 2000-м году.
  • Учитывая деликатность проблемы обе стороны должны договориться о не-публичности своих инициатив

Содержание нового японского предложения, последовавшего сразу за предложением Ельцина, не было опубликовано. Однако, по некоторым конфиденциальным источникам, Обучи сделал еще оно предложение об обязательном предварительном условии для заключения мирного договора. В случае, если Россия посчитает нужным принять это предложение, она должна будет официально признать юрисдикцию Японии над Северными территориями без необходимости немедленной передачи островов. Российская администрация и жители останутся на Итурупе, Кунашире, Шикотане и Хабомаи на неопределенный период времени. Россия отклонила это предложение. Это означало, что Россия продолжает избегать любых шагов не только в сторону возвращения спорных островов, но даже в сторону официального признания Северных территорий частью Японии. С Московского саммита в ноябре 1998 года до конца 1999 года, когда Ельцин передал власть Владимиру Путину, дальнейшего развития территориальная проблема не получила.

Эпоха Бориса Ельцина не принесла существенных изменений в подходе России к проблеме Северных территорий в сравнении с подходом Горбачева во времена СССР. Единственное изменение – признание существования самого факта спора. Описанная ситуация резко контрастирует с подходом России к территориальному спору с Китаем в то же самое время. Так, например, 11 ноября 1995 года русско-китайская граница была перенесена вглубь России на 350 метров, в результате чего спорные острова Амура и Уссури,  а также тысячи квадратных миль кедровых лесов и охотничьих угодий оказались переданными Китаю. Новая граница была резко встречена тысячами граждан России и администрацией приграничных территорий, что было проигнорировано руководством России, в отличие от аналогичного отношения касательно передачи Южных Курил Японии.

 

Эра Путина (2000 по наст. время: «Нерешенного территориального спора не существует»

Подход нового Президента РФ Владимира Путина к проблеме Северных территорий продемонстрировал легкое возвращение к позиции СССР до 1956 года. Несмотря на декларируемую готовность улучшать двусторонние отношения и способствовать экономическому сотрудничеству Путин неоднократно заявлял, что с его точки зрения территориальной проблемы не существует.

Особое заседание Правительства РФ 9 ноября 2000 г., посвященное развитию Курил, стало одним из нескольких акций современного руководства России, которые продемонстрировали, что цель России в данном регионе – сохранить контроль над островами, а не передать их любой другой стране. Недавнее утверждение депутата Российского Парламента (Союз Правых Сил) Ирины Хакамада, что она сомневается в том, что мирный договор будет заключен в ближайшее время, и отказ Министра иностранных дел РФ Игоря Иванова прокомментировать японским СМИ предположение Президента Путина о том, что оккупация островов была ошибка, а также ряд других фактов демонстрируют твердую позицию России не передавать спорные острова.

В свою очередь Премьер-Министр Японии Йоширо Мори подтвердил, что на сегодняшний день Япония не собирается разбрасываться любым из островов Южных Курил, и что быстрое решение вопроса лучше всего бы поспособствовало «миру и безопасности» во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Перевод: Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *