Столкновение Японии и России на Курилах в Северной части Тихого Океана

 

Источник: сайт Института оборонных исследований и анализа (Индия)

Перевод: Область на островах

(статья от 03.11.2010 г.)

 

С момента завершения Второй Мировой войны Президент Медведев стал первым лидером России, посетившим Южные Курилы 01 ноября 2010 г., тем самым ухудшив напряженные отношения с Японией, также претендующей на эти острова.

Столкновение произошло в то же самое время, когда Япония уже была втянута в спор с Китаем по другим островам. Таким образом, сравнения споров между Японией и Китаем, и Японией и Россией, неизбежны – несмотря на то, что они весьма различны. В случае с Россией физических столкновений между сторонами не происходило. Фактически, Россия заявила, что визит Российского Президента на Российскую Территорию не может являться вопросом, заслуживающим такую реакцию, и что Россия надеется на скорейшее разрешение этого вопроса.

Однако, Япония назвала этот визит «полным сожаления», заявив резкий протест. Российское возражение была аналогичным. Японский посол был приглашен в Министерство, и на этой встрече японская реакция была названа неприемлемой. Японский министр иностранных дел Сейдзи Маэхара пригласил посла России Михаила Белого и выразил сожаление Японии по поводу визита. Веб-сайт МИД Японии опубликовал подробный протокол встречи. Япония отозвала своего посла в России для консультаций, и некоторые СМИ отметили, что в случае с Китаем это сделано не было. «Russia Today» сообщила, что российским предпринимателям в связи с визитом было отказано в получении визы для посещения Японии 17-19 ноября с целью развития торговли и инвестиционных возможностей между Сахалинской областью и Японией.

 

Предпосылки к противостоянию

Курильские острова – Кунашир, Шикотан, Хабомаи и Итуруп – находились под юрисдикцией России с момента окончания Второй Мировой Войны, но Япония все это время оспаривала контроль России над ними.

Острова образуют стратегическую границу между российским Охотским морем и Тихим океаном. Учитывая повышенную активность крупнейших флотов и сил в регионе – стратегическое значение этих форпостов также возросло. По слухам, район также содержит значительные энергетические ресурсы.

Россия предлагала Японии в 1956 году передать по меньшей мере два острова, но исключительно после подписания мирного договора, для формального завершения Второй Мировой. Но никакого решения по этому вопросу так и не было принято, мирный договор между странами остался не подписан.

Президент Медведев заявил о намерении посетить Южные Курилы во время своего визита в Китай  в сентябре 2010 г., в то же время Wall Street Journal сообщал о демарше Японии, предупреждавшем, что визит Президента на Курилы будет иметь негативное влияние на двусторонние отношения (что подтверждается также и сообщением японского МИДа).

Также Япония возражала против  критического отношения России и Китая во время сентябрьской встречи на высшем уровне к пересмотру итогов Второй Мировой, которые считаются ссылкой или отправной точкой для определения статуса спорных островов.

 

(от переводчика: еще с 2009 г. Япония активизировала свои обвинения в агрессии Советского Союза, была принята поправка к закону о северных территориях, требующая активнее добиваться возвращения островов Японии; одновременно Япония выступает и против итогов Второй Мировой)

  

Несмотря на то, что плохая погода вынудила Президента отказаться от поездки, СМИ сообщили, что Президент Медведев уже не мог из-за японского демарша откладывать визит далее.

 

Китай поддерживает Россию в территориальном вопросе

Как уже отмечалось выше, Китай и Россия, имеющие территориальные споры с Японией, поддержали позицию друг друга в отношении оспариваемых островов во время недавнего Саммита в Пекине 27-29 сентября 2010 г. Фактически, поддержка была выражена ранее во время Майских Праздников (2010 г.) в Москве – 65-летия победы над нацизмом – на которых присутствовал Президент КНР Ху Цзиньтао.

Президент Медведев сказал, что памятные мероприятия «являются очень важными в то врем, когда некоторые продолжают пытаться переосмыслить события прошлого и результаты Второй Мировой. Россия и Китай разделяют мнение о том, что эти результаты не могут быть поставлены под сомнение». Президент КНР Ху Цзиньтао подтвердил, что «Россия и Китай сходятся во мнениях при оценке истории Второй Мировой, и обе страны должны сотрудничать, чтобы отстоять важность и точность исторической правды». Таким образом, обе страны выступают против пересмотра итогов Второй Мировой, по которым Курилы перешли под юрисдикцию СССР.

Во время Саммита в Пекине 27 сентября были сделаны два совместных заявления, в которых содержится упоминание о борьбе двух стран во время Второй Мировой – России против «фашизма» с одной стороны, и Китая против «милитаризма» (например, при японском режиме) с другой. Оба заявления смотрятся как дальнейшее развитие поддержки друг друга. «Милитаризм» может относиться только к Япония, а «фашизм» относится ко вполне понятным известным странам.

Кроме того в Российско-Китайском совместном Заявлении от 27 сентября о 65-летии Окончания Второй Мировой было отмечено, что обе они приняли на себя удар и противостояли фашизму и милитаризму. Страны решительно осудили «попытки фальсифицировать историю Второй Мировой, прославление нацизма, милитаризма и их сторонников, дискредитацию освободителей», и как вытекающее из этого – «пересмотр Устава ООН и других международных документов, итогов Второй Мировой являются недопустимым».

В Совместном заявлении стороны еще раз подтвердили свое желание «предотвратить пересмотр итогов Второй Мировой, противостоять попыткам фальсификации ее истории». Произошло это сразу после того, как обе стороны заявили о решительной поддержки интересов друг друга.

Россия подтвердила свою поддержку «принципиальной позиции Китая касательно Тайваня, Тибета и Цзиньцзян-Уйгурского автономного района, а Китай подтвердил свою поддержку усилий Российской Федерации в защите ее жизненно важных интересов и содействию поддержания мира и стабильности в Кавказском регионе и странах СНГ.

В этом Китай пошел еще дальше, в сравнении с собственной прошлогодней позицией касательно поддержки позиции России.

Таким образом, две страны «просигналили» о своей солидарности и поддержке позиций друг друга в соответствующих спорах с Японией. Как результат, Россия, возможно, почувствовала усиление своей позиции и возможность восстановить свою позицию касательно островов, и таким образом, так или иначе поскорее решить этот вопрос.

 

Потерянные возможности?

Возможно, Россия чувствует необходимость скорейшего разрешения вопроса, т.к. он тянется еще с момента завершения Второй Мировой. Из-за этого длительного спора потенциал российско-японских отношений не может быть использован в полной мере. Продвижение сотрудничества по линии инноваций и модернизации было бы в обоюдных интересах стран. Японская экономика сталкивается с трудностями, несмотря на то, что все еще обладает значительными технологическими и экономическими мощностями, и очень желает производить инвестиции в энергетические ресурсы азиатской части России. Однако, несмотря на очевидную взаимодополняемость обеих стран – уровень торговли и инвестирования в Россию остается очень низким. Российские предприниматели чувствуют, что их японские партнеры слишком осторожны в вопросах инвестирования, в то время как другая сторона  чувствует, что предстоит еще очень много сделать для улучшения инвестиционного климата.

Как бы там ни было, Япония нуждается в ресурсах и уже оказала содействие России в строительства  нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан. Первоначально предполагалась транспортировка 80 млн. тонн нефти ежегодно – в Японию и даже в США. Между Китаем и Японией была жесткая конкуренция по поводу направления трубопровода.

Так как Китай сейчас в состоянии соответствовать японским финансовым уровням – позднее был построен отвод трубопровода в Дацин (Китай) с содействием Китая, который теперь может привести к диверсии поставок напрямую в Китай (первоначально 15 млн. тонн). Но реальный игрок – это Россия, которая может экспортировать нефть в Китай, Японию, США, другие азиатские рынки морским путем (Китай также диверсифицирует свои поставки из Центральной Азии).

 

Последствия в Азии

Обмен обвинениями между Японией и Россией не будет способствовать скорейшей нормализации отношений. Недавние события также могут повлиять на понимание Японией ее общей позиции безопасности. События будут ощущаться далеко за пределами двусторонних отношений. Также они поднимают ряд вопросов о роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Билл Эммот в своей книге «Конкуренты» определяет Китай, Японию и Индию как главных претендентов на оказание влияния в Азии, в то же время не исключает Россию. Россия – крупнейший претендент, постепенно увеличивающий свою дипломатическую деятельность в Азии.

Президент Медведев недавно принял участие в саммите АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – прим. переводчика) и втором саммите России и участников АСЕАН в Ханое (совместное заявление содержит множество ссылок на активное партнерство России и ее присутствие в регионе; уместно отметить, что некоторые государства АСЕАН также имеют собственные территориальные споры с Китаем).

Россия будет председательствовать на АТЭС в 2012 году. Совместно с США Россия приглашена для участия в саммите стран Восточной Азии в 2011 году. Россия играет конструктивную и активную роль в Афганистане и Иране, и конечно же вовлечена в Шанхайскую организацию Сотрудничества в самом центре Евразийского континента. Эти и другие инициативы несомненно указывают на желание расширить собственное влияние в Тихоокеанском регионе.

В совместном заявлении Китая и России было сказано также о построении в Азии архитектуры безопасности. В настоящее время очень мало шансов на присоединение к этой инициативе Японии. С тех пор как разрыв России с Западом идет быстрым темпом, не думается ли, что конфликт с Японией есть краткосрочное последствие, которое будет решено при улучшении отношений с Западом и Китаем? США, как сообщается, выступают за скорейшее заключение мирного договора между двумя странами.

Или Россия все больше поворачивается к Китаю в Азии, как к экономическому и стратегическому партнеру, укрепляя этим свои позиции по отношению к Западу? Следует напомнить, что у России есть свои проблемы с Китаем – нарушение прав интеллектуальной собственности военной промышленности, но при этом области сближения явно существуют.

Или Россия войдет в регион как самостоятельный игрок, на что и указывает совместное заявление с АСЕАН?

Очевидный вывод – Россия вероятно примет независимые и порой свежие позиции, отклоняя устоявшиеся: в соответствии с собственным видением Российских национальных интересов, участвуя в новых форматах и коалициях, как это было в Таджикистане, Афганистане и Пакистане. Это и следовало ожидать, учитывая быстрое течение развития событий в международных и межгосударственных отношениях.

Отношения между двумя очень значительными странами, такими как Россия и Япония, представляют интерес для всех других стран региона, включая Индию. Индия имеет отличные отношения с обеими странами, Премьер-Министр Индии недавно посетил Японию, а Президент России планирует посетить Индию в декабре.

Это было бы в интересах всех, если бы две страны смогли бы быстро решить свой вопрос с островами.

Источник: сайт Института оборонных исследований и анализа (Индия)

Перевод: Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *