Отмена аттестации рабочих мест или Специальная оценка условий труда

 

Правительством РФ внесен законопроект № 337970-6 «О специальной оценке условий труда».

Будет ли отменена аттестация рабочих мест?

Да.

Законопроект призван заменить существующую аттестацию рабочих мест – впрочем, разрешив использовать результаты АРМ, проведенные по всем правилам и принятой до 31.12.2013 г.

На момент написания статьи законопроект уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Предполагается, что закон вступит в силу уже с первого января 2014 года.

Что ожидает Работодателя и Работника с принятием этого закона? Зачем нужна специальная оценка?

Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов, оценке уровня их воздействия на организм. Результат оценки – присвоение класса (подкласса) условий труда соответствующему рабочему месту.

По сути за тем же, зачем применялась и аттестация: определение факторов, информирование работников, решение вопросов обеспеченности СИЗ, медосомотров, установление доплат и т.п.

Предполагаемый порядок проведения специальной оценки:

  1. Проводится не реже одного раза в пять лет работодателем совместно со специализированной организацией на основании специальной методики, «утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (читай, Минтруда)
  2. Создается комиссия, утверждается график работ по проведению оценки
  3. Утверждается перечень рабочих мест, выделяются аналогичные рабочие места
  4. Идентифицируются потенциально вредные и (или) опасные факторы. Если факторы не идентифицированы – условия труда считаются допустимыми. Если факторы идентифицированы – принимается решение об исследованиях и испытаниях, а также измерениях этих факторов. ИНТЕРЕСНО, что далее в законопроекте к допустимым условиям труда относятся места, на которых факторы все-таки есть, а вот места, где они не идентифицированы (либо их воздействие минимально), считаются с оптимальными условиями труда.
  5. Замеры, присвоение класса опасности.

ВАЖНО.Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом комиссией принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Иными словами, работы, уже признанные опасными на законодательном уровне, не подпадают под идентификацию.

Идентификация может проводиться профсоюзным инспектором вместо эксперта организации. Это значительное отличие от АРМ – когда определение факторов возложено хоть и на комиссию, но на практике это всегда делает специализированная организация, не привлекать которую по закону нельзя. А вот методики измерений определяются экспертной организацией самостоятельно. Но вполне очевидно, что это будет сделано на основе существующих нормативных документов.

Результат оценки: 

Если опасные и вредные факторы не идентифицированы – на такие рабочие места подается декларация соответствия условий труда, действующая пять лет. Если не произошли несчастные случаи и/или профзаболевания – срок действия продлевается еще на пять лет.

Рабочие места с идентифицированными факторами делятся на четыре класса опасности – в зависимости от результатов замеров.

Окончательный результат специальной оценки оформляется в виде отчета установленной формы.

Внеплановая оценка: 

Также как и для АРМ – установлены условия для проведения внеплановой оценки. Практически они повторяют условия для АРМ – но есть и некоторые новшества: например, изменение в уровне индивидуальной и коллективной защиты, происшедший несчастный случай (кроме случая по вине третьих лиц).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

В подавляющем большинстве принципиальных вопросов специальная оценка повторяет положения порядка проведения аттестации рабочих мест, и дополняет их условиями, делающими проведение оценки более привлекательной для работодателя и более объективной для работника.

Вероятней всего, можно было бы просто дополнить существующий порядок проведения АРМ и некоторые нормативные акты некоторыми специальными условиями, не отменяя уже сложившиеся тенденции в этой области.

Существует мнение, что оценка должна будет в конечном итоге привести к единообразию и систематизации доплат и компенсаций за условия труда (напомним, в настоящее время документ, дифференцирующий выплаты, все еще ОТСУТСТВУЕТ) – но насколько это важно в настоящее время? Законодательно установлен минимум льгот и компенсаций (нижний порог) – но законодательно же с осени 2012 года не запрещено использовать и документы СССР для дифференциации с точки зрения справедливости.

Законопроект о специальной оценке НЕ НЕСЕТ предпосылок к дифференцированию льгот и выплат. Напротив, имеется мнение о том, что проект направлен на сокращение уже имеющихся списков профессий и работ, априори подпадающих под вредные и опасные.

Если же законопроект был призван облегчить бремя работодателя на проведение АРМ и мероприятий с одновременным улучшением условий труда – то по сути все осталось прежним.

 © Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *