Поездка в Александровск-Сахалинский. Июль, 2012 год.

 
…Наслушавшись тех, кто там бывал или бывает регулярно, мы решили посмотреть на тамошнюю красоту своими глазами.
И, конечно, сделать несколько снимков «на память». Поскольку времени на всё путешествие мы себе отвели всего три дня, то поездка сильно напоминала марш-бросок с короткими остановками для съемок и для… «мальчики налево, девочки направо».
В нашей импровизированной экспедиции принимали участие:

  • ваш покорный слуга Александр Карпенко (фотограф-любитель и водитель по совместительству) со стареньким Canon EOS 40d и тремя объективами к нему – широкоугольным, универсальным и зумом. В течение почти всей поездки широкоугольник бездарно пролежал в сумке в связи с невостребованностью, зато добавил показушного авторитета своему владельцу в глазах аборигенов.
  • Елена Макарова – талантливая женщина и начинающий фотограф с продвинутой мыльницей Canon Power Shot S90, в чьи обязанности еще входило поддерживать связь с «большой землей» и время от времени пугать остальных возгласами восхищения, вызванными окружающими нас пейзажами.
  • Марина Лаврик – подруга Е. Макаровой, человек с интегрированным в неё при рождении оптимизмом, с запасом продуктов питания и неубиваемой уверенностью в положительном исходе нашей авантюры. К тому же это был единственный участник поездки, у которого есть родственники в Александровске-Сахалинском. Тем самым вопрос нашего ночлега отпал изначально.
  • автомашина Тойота Камри, в миру «пузотёрка» – флегматичная обитательница асфальта с клиренсом в незагруженном состоянии всего 15 сантиметров, которой пришлось на себе тащить по тамошнему бездорожью всю нашу компанию и которой досталось больше всего тягот и лишений в этом путешествии.

День первый:
Торжественный выезд экипажа из Южно-Сахалинска остался незамеченным окружающими и работниками ГИБДД. Выезжали рано утром, тихо, без фанфар. Ввиду того, что близлежащие города нам давно были знакомы и уже изрядно поднадоели, чувство новизны увиденного к нам пришло только за Долинском. Асфальтированная трасса вдоль берега океана шустро бежала под колеса, и мы проскочили ее на одном дыхании. Остановились только однажды, поняв, что дорога уходит в сторону от моря, в сопки. Экспромтом сделали пару снимков пернатой живности, обитающей на побережье, и рванули дальше.

Ехали в сопках недолго – Лаврик неосторожно упомянула о возможности свернуть с асфальтированной трассы снова к морю, в бухту Тихую, чем мы немедля воспользовались.
Как это часто бывает, фасад иногда в красоте проигрывает тылу. Так получилось и с бухтой Тихая. Согласитесь, вид уходящей в море сопки – это, безусловно, красиво. Но сзади та же сопка с речушкой и изумрудной зеленью еще красивее.

Поставив в голове мысленную галочку напротив пунктика «Бухта Тихая – лицезрели!», мы снова выбрались на трассу и больше уже нигде надолго не останавливались до самого Александровска-Сахалинского.
В принципе, сбиться с пути в поездках по Сахалину трудно – единственная федеральная трасса на всем протяжении обозначена указателями и знаками, в отличие от второстепенных ответвлений. Даже ее грунтовые участки пестрят знаками ограничения скорости. А таких участков на трассе пока подавляющее большинство, особенно в глуши северных районов. Ставили упомянутые нами знаки люди, обладавшие тонким чувством юмора, поскольку во многих местах дорога живет своей жизнью, никак не сообразуясь со знаками. Например, там, где нам приходилось ползти со скоростью 20-30-40 км/ч, нередко висел знак ограничения скорости «Не более 80». Естественно, он вызывал наши саркастические улыбки. В населенных пунктах, через которые проходит федералка, дорога однозначно асфальтирована. Вообще, к своему удивлению мы обнаружили, что жизнь, пусть редкая, но встречается на всем протяжении федеральной трассы, в деревнях вдоль нее. Работают деревенские магазины, бегают дети, изредка переходят дорогу граждане вполне трезвые, но встречались и под легким «шофе».
Между населенными пунктами в асфальт одеты только мосты, а сама дорога представляет собой направление, отсыпанное скальником, часто до неприличия крупным.
В сырую погоду (а над одним из районов области, Поронайским, она почему-то пребывает в таковом состоянии перманентно), проехать по трассе на обычной, «нелифтованой», машине весьма непросто. Мы этого не знали и, видимо, потому проехали. Надо признаться, что несколько раз все же приложились брюхом к комьям из камней и грязи, пролезая по колее большегрузных машин в нужном нам направлении. Но наш сугубо городской автомобиль, продукт японского автопрома с его полным приводом, оказался на высоте. Самым неприятным результатом этих эксцессов был лишь душераздирающий скрежет днища машины о камни и затраченное на этот путь время – 15 часов вместо обещанных знатоками 10-11.
К вечеру мы въехали в Александровск-Сахалинский.
Удивило, что в самом городе, в отличие от тех деревень, мимо которых мы проехали, асфальт (там, где он есть) родом едва ли не из советских времен и обновлять его никто не собирается. Само собой, он давно пришел в негодность. В городе встречались такие участки дорог, проезжая по которым, хотелось снова вернуться на федералку с ее скальником.
Как бы ни было, мы добрались до родственников Марины Лаврик. Ими оказались ее мама Надежда Николаевна и сестра Лариса. К счастью, мама обитает во вместительном двухэтажном доме, поэтому кроватей для ночлега хватило всем. И это единственное, что нам в тот момент было необходимо.
День второй:
Утренний чай, вскипяченный над походным костром, наверное, был бы очень вкусным. Но, хвала Господу, мы обошлись без этого туристического ритуала. Наш день начался самым обычным образом – завтрак и кофе за обычным домашним столом, планирование поездки по окрестностям, сборы.
Гидами в поездке милостиво согласились быть мама и сестра Марины Лаврик, вместе с последней давшие бы форы многим столичным снобам в плане культуры и образованности. Они снабдили нас с Макаровой исчерпывающими сведениями о городе, его истории, жителях. Не уверен, что служащий при каком-нибудь местном музее экскурсовод знает город и его историю лучше, чем эти три очаровательные женщины.
По взаимному согласию, и с оглядкой на местные дороги (точнее, на их отсутствие), наша «пузотёрка» была заменена на хозяйскую Хонду HR-V с Надеждой Николаевной в качестве нашего водителя. Как впоследствии оказалось, это именно тот транспорт, что был нужен нам для такой поездки изначально. Высокая в клиренсе, крепенько сбитая машина с приличной скоростью возила пятерых человек не самого мелкого телосложения по таким буеракам, которые показались бы нашей, оставшейся отдыхать во дворе, Камри сплошным кошмаром.
Первым делом нас вывезли на возвышенность для обозрения всего города. Собственно, город располагается в распадке между хребтами, защищающими его от свирепых зимних ветров. Ничего особенного, город как город, видали и покрасивее. Но что-то было в этих панорамах такое, что заставляло вновь и вновь возвращаться к ним взглядом. По моему мнению, распадок без человеческих построек выглядел бы фотогеничнее, но я благоразумно промолчал об этом в разговоре с нашими гидами.
Само собой разумеется, что город имеет выход к морю. Там даже был когда-то порт, но с приходом капитализма он постепенно умер. Теперь о нем напоминают только старые портовые краны, остовы суден да ржавые железки, разбросанные по берегу.

Также из достопримечательностей сомнительного свойства можно вспомнить разрушенную станцию приема спутникового телевидения «Орбита» и недавно построенную церковь-новодел. 

Пожалуй, это всё, что можно было узнать об этом городе, стоящем на краю земли. Но в его окрестностях еще были «красивости», и нам не терпелось к ним добраться. После короткой рекогносцировки мы оседлали нашу безропотную Хонду и поехали сперва в порт, а потом на сопки с противоположной стороны от тех, с которых снимался вид на город.
В порту явственно проглядывало запустение, но не это было предметом нашего интереса. С площадки рядом с портом были отлично видны три пика, выходящие прямо из воды и получившие название «Три брата». Это и была главная цель нашей поездки. Побегав со своими штативом, сумкой и фотоаппаратом по берегу, наконец нашел пару приемлемых ракурсов и сделал несколько кадров.


Как известно, аппетит приходит во время еды. Точно так же произошло и с нами. Нам показалась недостаточно привлекательной съемка с берега и мы решили подняться на сопку, повыше.
Поднявшись с помощью авто на хребет, некоторое расстояние от дороги мы прошли пешком по мокрой от росы тропе к склону сопки. Открывшийся вид захватил дух. Под нами был маяк и всё те же «Три брата», но уже в другом ракурсе. В довесок справа открывался красивейший вид на порт.



Всё, мечта сбылась!
Поездка состоялась. 
Собственно, на этом можно было закончить наши похождения, тем более что всё видимое сверху пространство начал закрывать плотный туман. Да и женская, подавляющая (!), часть «экспедиции» слегка притомилась. Поэтому второстепенные мероприятия вроде осмотра тоннеля, проделанного каторжанами в скале, с которой мы снимали маяк и порт, мы решили пропустить. Ограничились съемкой входа в тоннель издалека, снизу, благо аппаратура это сделать позволяла.

На вечер нами был запланирован выход на берег. Мы, устроив перерыв на обед, после трапезы снова сели в машину.
Сам берег восторга уже не вызвал. Так уж устроен человек – всегда восхищается лучшим, не замечая хорошего. Но несколько кадров всё же были сделаны.


На этом наш съемочный день был благополучно завершен. На следующее утро нам нужно было трогаться в обратный путь, поэтому спать легли пораньше.
День третий:
После подъема и легкого завтрака сразу стали собираться в дорогу. Было немного грустно уезжать из этого маленького городка с его природными красотами и отзывчивыми людьми. Договорились, что к выезду из города нас проводят Марина Лаврик и Надежда Николаевна. Маленькой колонной в составе хозяйской Хонды и нашей отдохнувшей Тойоты мы выехали со столь гостеприимного двора. Заправив машину на окраине города, распрощались с хозяевами и тронулись домой, в Южно-Сахалинск.

Ехали молча, только изредка перебрасываясь парой слов. В голове была смесь грустных и радостных мыслей. Грустных от расставания с величием природы, а радостных от осознания того, что наше жилище становится всё ближе. Незаметно пролетели все те километры грунтовки, которые нас ввергали в уныние немногим более двух суток назад. Однако снимки всё же делались с регулярностью остановок на… перекур. :)


Ближе к югу погода стала налаживаться.
Обратная дорога, как ни странно, была пройдена за 12 часов вместо 15-ти. Видимо, сказались несколько факторов – мы с дорогой были уже знакомы, сама она немного подсохла за то время, пока мы разгуливали по сопкам северной части острова с фототехникой наперевес. И главное – мы соскучились по дому, каким бы он ни был.
На подходе к городу Макаров грунтовка снова перешла в асфальтированную трассу.
Мы полетели домой!..
© Александр Карпенко, Елена Макарова. Публикуется с разрешения автора.
Фотографии Александровск-Сахалинского и Александровского района, сделанные другими авторами, можно найти в этой галерее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *