Рыбокомбинат Островной, Малокурильское (о-в Шикотан): прокуратура проводит проверку

 
Прокуратурой в очередной раз проводится проверка по факту невыплаты заработной платы работникам ЗАО «Рыбокомбинат Островной».
Немного о комбинате: создан на базе РКЗ № 24, в с. Малокурильском, остров Шикотан. В настоящее время входит в группу компаний, работающих под брендом «Рыбный остров». Отличается завидной регулярностью в нарушении трудового законодательства в части невыплаты заработной платы, в сентябре 2013 года мировым судом в Южно-Курильске руководитель рыбокомбината был дисквалифицирован. Правда, в список недобросовестных работодателей Сахалинской области комбинат не попал – несмотря на то, что туда попадали и за значительно меньшие и менее «резонансные» нарушения. При этом сайровая продукция рыбокомбината остается лучшей в стране…
Причина проверки: невыплата заработной платы, попадание в трудную жизненную ситуацию работников комбината, приглашенных на осеннюю сайровую путину.
Рыбокомбинат «Островной» является более, чем известным в определенных кругах работодателем. Репутация рыбокомбината незавидная: ни отношением к работникам, ни высокими заработками похвастаться нельзя. Уезжая, люди проклинают и Шикотан, и комбинат, и тот день, когда они впервые пришли в кадровое агентство (агентство по трудоустройству).
NB А вы знаете, сколько стоило приехать на Шикотан на работу в «Островной» в 2011-2012 гг из Омской области? Только вознаграждение кадровому агентству составляло 6 000 рублей за человека. Официально их платил рыбокомбинат – случай неслыханный, обычно агентства берут вознаграждение именно с работников. Правда, не все так просто. Фактически, эти деньги с работников УДЕРЖИВАЛИСЬ. Под тем или иным видом.
Вакансии рыбокомбината присутствуют на подавляющем количестве сайтов Интернета, во многих газетах на материке, особенно в «депрессивных» либо «малозарабатывающих» регионах, там, где в «глубинке» зарплата в 3000 рублей, да и то раз в год: Омская область, Новосибирская область, Кемерово, Алтай…
Несмотря на «репутацию» комбината – люди, желающие поработать в «Островном», все еще находятся. Как и агентства, которые прекрасно зная репутацию завода, гонят и гонят туда людей.
Не считаясь с тем, что произойти с ними может всякое.
Несет ли рыбокомбинат значительные траты на «завоз» людей? Несомненно. Как и на содержание столовых, общежитий, и т.п. Количество работников-сезонников поражает. Учитывая особенность положения Шикотана – рыбокомбинат вынужден нести такие траты. По нашему мнению, не удерживать с людей часть затрат комбинату с учетом его фактического положения нельзя.
Как бы это ни звучало.
В чем причина кадровых проблем?
Из пояснений работника кадровой службы специалисту кадрового агентства (Южно-Сахалинск) касательно невозможности предоставления на комбинат «трудовых мигрантов» (2011 год, весна-лето): «Мы подавали заявку на квоту. Квоту нам не выделили (отказали). А на словах пояснили – мол, бичей и в России хватает»… На вопрос, понимают ли на комбинате, что даже по декларируемым расценкам заработная плата обработчика будет не выше 24 000 рублей, был получен положительный ответ. Учитывая, что обратная дорога (на тот момент) не оплачивалась по договору даже и частично – смысла ехать с материка не было совершенно. Итогом разговора стал отказ агентства от сотрудничества в части поиска и направления сезонных работников.
Прежде всего, в отсутствии «костяка» на предприятии. Неумелые работники определенного уровня развития не могут работать хорошо. Исключительно на словах и в показаниях прокуратуре они являются великими специалистами, выполняющими норму неоднократно и втрое. С этой проблемой сталкивается каждое третье предприятие области, занятое переработкой рыбы, в период лососевой путины.
В личностных качествах работников: беспорядок в общежитиях, бардак в столовых и общее отношение идет в т.ч. и от того, что контингент приезжает, мягко говоря, «не очень». Со слов одного из местных жителей Шикотана: «Ни один заезд (!) не обходится без поножовщины, бывают и смертельные исходы. В Малокурильске много проблем именно от приезжих, много криминала от них. Там ведь как: приезжают крестьяне, среди которых один, приблатненный какой, и он насаждает среди них всякое… Один и сам ненормально себя ведет, и других подбивает; особенно, если они слушаться его начинают. » Нормальные трудоспособные добросовестные работники, увы, в глазах работодателя приравниваются …к «бичам».
И дело не только в том, что приезжают «сидевшие». Нет. Оступиться может каждый. Нельзя безусловно все валить на них.
Дело еще и в руководстве и в том, как оно поставит процесс.
Дело еще и в том, что всеобщая нехватка рук вынуждает идти на «завоз».
Дело еще и в том, что в области существуют для обработчиков и объективно более выгодные предложения.
Кстати, вы обратили внимание на интересную фразу в новости на Сахкоме: «Живем впроголодь, как бомжи. На острове начались пьянки. Выехать домой не можем – нет денег и не на чем. Даже не можем выехать в Южно-Курильск, пожаловаться в прокуратуру»?
Лично меня настораживает начало пьянок (ни один здравомыслящий человек не будет в такой ситуации пить, а будет искать работу, обращаться в милицию, и т.п.) и невозможность пожаловаться в прокуратуру (т.е. до СМИ достучались, а в Ю-К попасть не судьба; а экипаж «Дружбы» и «Надежды» видимо почту перестал возить, и телеграммы тоже не принимаются на Шикотане). Ну это я все к «контингенту» возвращаюсь…
Можно ли все это решать?
Вполне.
Но наш взгляд исключительно с государственной помощью.
Как бы там ни было, «Островной» является одним из крупнейших заводов в Южно-Курильске, и его значимость нельзя недооценивать. Учитывая сложившиеся проблемы, предприятию в данный момент нужна комплексная немалая помощь: от содействия в модернизации флота ЦПР «Островной» (увеличение объемов и видов добываемых ВБР), который, в принципе, на данный момент не может обеспечивать комбинат ввиду тех же кадровых проблем и некоторых особенностей шхун, до субсидирования проезда работников. Кстати, «Островной» уже получал помощь на установку современного перерабатывающего модуля по программе развития рыбохозяйственного комплекса области, будучи выбран для данной целевой помощи.
Ну и как уже было сказано: кадры решают все. Необходимо с помощью региональных средств гарантировать заработок людей, привлечь профессиональных обученных обработчиков и технический персонал, свести к минимуму затраты на перевозки, в т.ч. и путем сокращения количества работников. Последнее важно – пятьсот человек приехало потому, что руководство комбината просто превысило необходимое количество человек, прекрасно осознавая собственную текучку (пьянка, нарушение трудовой дисциплины, и т.п.)
 
P.S.
Касательно проверки: отстранение (дисквалификация) директора не решит ни вопрос оплаты, ни трудные ситуации людей…
P.P.S.
Еще одна цитата:  В соответствии со срочными трудовыми договорами, заключенными с работниками (рыбообработчиками), работодатель обязуется провести возмещение стоимости проезда работнику от места жительства (пункта проживания) до места работы (Шикотан) и обратно по железной дороге (по плацкартному тарифу), паромной переправе (Ванино – Холмск в 4-местной каюте), теплоходом “Игорь Фархутдинов” (Корсаков – Малокурильское в 4-местной каюте) в случае, если работник выполнил условия заключенного с ним срочного договора”. Для тех, кто не понял: ключевые слова здесь – «если работник ВЫПОЛНИЛ условия заключенного с ним срочного договора». Иными словами, досрочное увольнение по собственному, невыполнение норм, и т.п. – вполне могут являться причинами отказа от возмещения стоимости проезда. Справедливо ли это? Как минимум, с точки зрения защиты от недобросовестного работника – да. Ну а вот само слово «возмещение» может предполагать, что работник добирается до места работы и обратно домой сам, а уже потом обращается к работодателю за «возмещением» фактических расходов, но не выше определенных договором. И вот это уже дает очень большой простор для фантазии…
 
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Рыбокомбинат "Островной" - что будет, что было, чем сердце успокоится...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *