Отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства

 Ключевые слова: охрана труда в рыбной промышленности, отраслевое соглашение, социальное партнерство в рыбохозяйственном комплексе

Одним из важных документов в сфере трудового законодательства и охраны труда является Отраслевое Соглашение № 215/13-15 от 15 февраля 2013 года по организациям рыбного хозяйства, действующее до 31 декабря 2015 года. Данное соглашение имеет федеральный уровень и провозглашает своей целью повышение уровня и качества жизни работников рыбного хозяйства, обеспечение социальных гарантий работников отрасли.

Отметим, что в данном случае под работниками отрасли следует понимать всех работников всех организаций, чья деятельность по классификации относится к рыбохозяйственному комплексу (добыча, переработка, хранение). При этом под сферу действия Соглашения подпадают не только организации, которые уполномочили своих представителей на заключение Соглашения от их имени, а также  «все организации, подведомственные Росрыболовству» (п. 3.1 Соглашения). В соответствии со ст. 48 ТК РФ под действие подпадают ВСЕ организации рыбохозяйственного комплекса страны, не предоставившие мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Приведем несколько пунктов Соглашения из обязанностей работодателей, напрямую касающихся работников и могущих быть включенными в соответствующие колдоговоры. Это обязанность оказывать материальную помощь особо нуждающимся работникам, молодым специалистам и ветеранам, обязанность разрабатывать и реализовывать мероприятия, предусматривающие использование профессионального потенциала работников. В свете острого кадрового голода привлекать в отрасль молодых специалистов, особенно с более менее благополучных районов, жизненно необходимо. Несомненно, заманить выпускника ВУЗа из Владивостока на Сахалин практически нереально, имеющаяся практика, к сожалению, печальна. Правда, что характерно, смежные профессии для отрасли также не очень-то пользуются спросом среди работодателей: так, например, выпускник по специальности «Ихтиология» или «Рыбоводство» не очень желателен на предприятии в качестве мастера по обработке рыбы или даже его помощника. С другой стороны сезонность работы на Сахалине (в отличие от того же Владивостока с достаточным количеством небольших, но круглогодичных предприятий) также не является привлекательным фактором.

Некоторые особенности рабочего времени, которые следует учесть при установлении режима рабочего времени работникам рыбного комплекса:

  1. Соглашением предусмотрены необходимые перерывы на тяжелых работах (а также с вредными и опасными, и иными особыми, условиями труда) не менее одного часа; а также специальные дополнительные перерывы не менее пятнадцати минут два раза в день
  2. В отрасли существует понятие «дежурство», отсутствующее в ТК РФ. Согласно п. 5.5 в период ремонта и отстоя судов, с выводм их из эксплуатации, для работников должен вводиться общий режим рабочего времени (говоря понятным языком – такой же, как и в офисе компании, т.е. «рабочим днем»), а для лиц комсостава при нахождении судна в порту, в отстое или на консервации может вводиться дежурство. Отметим, что при дежурстве вахты не отменяются. Понятие дежурство и процедура его Соглашением не определена, но вполне очевидно, что если, отстояв вахту, работник может покинуть судно, то работник на дежурстве должен находиться на судне неотлучно и оставлять его с разрешения капитана или вахтенного помощника капитана. Вариант дежурства «на телефоне» не желателен, т.к. по смыслу Соглашения дежурство оплачивается и по сути своей является частью трудовой функции – то отсюда следует вывод, что Работодатель не сможет осуществить свою функцию контроля и надзора за работником при нахождении его вне места работы, а Работник не сможет выполнять трудовую функцию «дежурство» не находясь на рабочем месте и не контролируя возложенные на него обязанности «дежурного». Также особенности установления дежурства можно найти в Приказе Госкомрыболовства № 271 от 08.08.2003 г., утверждающем «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы» (пункт 11).
  3. Дни отдыха, нерабочие праздничные дни, которые пришлись на нахождение судна в море – суммируются и по желанию работника компенсируются дополнительными днями отдыха (т.е. отгулами)

Платный резерв плавсостава – понятие, приводимое в Соглашении и касающееся работников «в запасе». В платный резерв зачисляют принимаемых, но не направленных пока на судно, работников, членов экипажа, выходящих из отпуска (отгулов) либо приступающих к трудовой функции по другим уважительным причинам отсутствия. Время нахождения в платном резерве не может превышать одного месяца. Если работодатель за месяц не обеспечил работника работой, то оплата производится в размере не менее двух третей (т.е. как за простой по вине работодателя).

ВАЖНО. Для сохранения непрерывного стажа работы по письменному заявлению работника и по согласованию с профсоюзом работодатель может зачислить работника в неоплачиваемый резерв на срок до шести месяцев.

Районные коэффициенты и процентные надбавки в отрасли устанавливаются в соответствии с законодательством – т.е. в отрасли не существует специальных повышенных размеров. Однако обращаем внимание на то, что на территории Сахалинской области существует Трехстороннее Соглашение между Правительством Сахалинской области, Областным объединением организаций профсоюзов и Объединением работодателей области на 2012-2014 гг. (с изменениями от 24.12.2012), в соответствии с которым независимо от отрасли устанавливаются единые коэффициенты и надбавки (в зависимости от района области), т.е. для ряда отраслей ВЫШЕ законодательных.

«Суточные» для экипажей судов, работающих за пределами РФ (т.е. в так называемом режиме «закрытой границы») не могут быть менее 8 долларов США в календарные сутки.

Нормирование труда в соответствии с пунктом 6.11 вполне может быть пересмотрено, но вводиться новые нормы должны исключительно с учетом мнения профсоюзов (иных представительных органов работников). Работников необходимо уведомить об изменении норм труда не позднее, чем за два месяца. В этом Соглашение полностью дублирует статью 162 ТК РФ. На практике это означает в том числе и то, что например для сезонных работников, занятых на лососевой путине, неожиданно поднять нормы выработки (порочная практика некоторых предприятий, направленная на искусственное снижение личного КТУ работника и следовательно его заработка, т.е. экономия на ФОТ) не нарушая законодательства – невозможно, либо возможно исключительно к «шапочному разбору» на путине.

Члены экипажа имеют право на возвращение в порт приписки судна (место найма, либо иное место, указанное в договоре) за счет работодателя (судовладельца) – в случае заболевания (травмы), по истечении срока найма, если судовладелец не способен далее выполнять свои обязанности (банкротство, продажа судна, изменение государства регистрации судна, иная аналогичная причина), ареста судна (если арест превысил 14 суток), истечения максимального срока работы на борту судна, нарушения судовладельцем условий трудового договора. Под последним, теоретически, можно подразумевать многое.

ВАЖНО. В случае списания с судна за серьезные нарушения с работника имеют право удержать полностью или частично расходы по его возвращению.

В области охраны труда Соглашение предусматривает положение, являющееся если не спорным, то, как минимум, имеющим большие сложности в реализации:

«Работодатель не допускает ввод в эксплуатацию приобретенных, вновь построенных или переоборудованных объектов и судов без участия в комиссиях по их приемке государственного инспектора по охране труда».

Иными словами, несмотря на то, что вообще-то при строительстве, например, госкомиссия принимает объект и проверяет его на соответствие в т.ч. и требованиям охраны труда (прописанным в проекте, прошедшем госэкспертизу в соответствии с Градостроительным Кодексом) – в комиссию предлагают включать госинспектора по охране труда. Согласится ли инспектор? И насколько правомерно будет включение инспектора в комиссию? Напомним, Градостроительный Кодекс не указывает отдельно на соответствие вводимого объекта требованиям охраны труда как обязательный параметр – проект обязан пройти госэкспертизу, и должно быть документальное подтверждение соответствия построенного объекта проекту. В случае же приобретения объектов обязательность участия госинспектора в комиссии непонятна вообще: ни цель, ни смысл, ни функция, ни права.

В части молодежной политики Соглашение устанавливает следующие условия и положения: включение молодежной политики в коллективный договор, разработка комплексных и целевых программ по работе с молодежью, именные стипендии студентам отраслевых учебных заведений за отличную учебу.  Также на работодателей возложена обязанность гарантировать трудоустройство по специальности молодым специалистам в возрасте до 35 лет, а также выпускникам учреждений начального профессионального образования.

Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, а также соответствующими органами по труду.

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.