Знаменательные и памятные даты 2014 года

  Приводится по Календарю знаменательных и памятных дат Сахалинской области (открытая электронная библиотека СахОУНБ)  

ШКОЛА НА ОСТРОВЕ ШУМШУ (1749), 265 лет со времени открытия

 
Айны или «курильцы», населявшие Северные Курилы, наиболее тес-но соприкасались с русскими промышленниками и казаками с Камчатки. Приняв православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык. В 1747 г. «новокрещённые» «курильцы» с ост-ровов Шумшу и Парамушир, которых насчитывалось более двухсот чело-век, через своего тоена Сторожева обратились в православную Миссию на Камчатке с прошением прислать священника «для утверждения их в новой вере». Камчатский архимандрит не дал им священника «по неимению сво-бодного», но в мае 1749 г. он отправил к ним в качестве учителя отставного казака Шергина, изъявившего желание «быть неотлучно при обучении ку-рильских отроков». Шергин учредил на острове Шумшу школу, в которой постоянно обучалось не менее 15 мальчиков-айнов с островов Шумшу и Парамушир. Как вскоре выяснилось, первый учитель курильских тузем-цев не отличался особенным благочестием. И поскольку «при исполнении богоугодного дела он не пренебрегал и собственными житейскими выго-дами», то по жалобам айнов в 1752 г. его сменили казаком Бережным. Тот оказался еще ленивее Шергина, и через три года учителем на Шумшу «по желанию самих курильцев» назначили казака Рожнова. Тогда же, по од-ним данным в 1756 г., а по другим – в 1757 г., купеческим приказчиком Семёном Кузьмичём Ломом на Шумшу была построена небольшая цер-ковь – часовня в честь Святого Николая Чудотворца, который особенно почитался на Дальнем Востоке как заступник всех мореходов и путешест-венников. В этой часовне и помещалась с тех пор айнская школа, которая прежде очень бедствовала «по недостатку приличного помещения». После Рожнова в наставники стали поступать выучившиеся в школе «курильцы». Первым из них был крещёный айн по фамилии Причин, потом звание учителя постоянно переходило к выучившимся грамоте курильцам. Школа на острове Шумшу существовала до 1785 г. 

См.: Костанов А. И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах : ист. очерк. – Южно-Сахалинск, 1992. – Гл. 1. – С. 5–23 (11); Файнберг Э. Я. Русско-япон-ские отношения в 1697–1875 гг. / Э. Я. Файнберг. – М., 1960. – С. 34; Земля, на которой живём. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 35.
 

ГОРОД НЕВЕЛЬСК (1854), 160 лет со времени основания

 
Первые русские сведения о территории и на-селении МО «Невельский городской округ» были собраны участником Амурской экспедиции, сподвижником Г. И. Невельского лейтенантом Н. В. Рудановским. После основания 21 сентяб-ря 1952 г. Муравьёвского поста в заливе Анива (на месте нынешнего Корсакова) он большую часть времени провел в поездках по Южному Сахалину. По нынешней территории МО «Невельский городской округ» он прошел 7–14 января 1854 г., со-ставил «Список селений, находящихся на южной части острова Сахалина, туземных жителей айнов с показателями народонаселения 1854 г. июля 20 дня». В нём среди прочих селений отметил Турумай на реке Невельская в черте города Невельска, в котором проживало 14 человек. Эту дату (1854 г.) принято считать датой образования города и от неё идет отсчёт истории города и района. Точных сведений о дате возникновения города Невельска нет. История Невельска, по-видимому, связана с историей древнего народа – айнов. На месте, где сейчас стоит рыбацкий город, находились стоянки древних людей. Есть све-дения о том, что еще до 1859 г. на месте Невельска располагалось маленькое айнское поселение охотников и рыболовов Понто-Кэси, что в переводе с айнского означает «на краю озера». После окончания русско-японской вой-ны 1904–1905 гг. и начала господства на южной части Сахалина японцев поселок Понто-Кэси стал называться Хонто. Всего на юге острова в пери-од губернаторства Карафуто было создано 9 префектур. Префектура Хонто была самой маленькой по сравнению с другими. В неё входил один уездный центр, два города и более 40 деревень и хуторов. Средняя численность на-селения префектуры составляла 25 тыс. человек. На конец 1941 г. в самом Хонто насчитывалось 2 086 дворов и 11 208 жителей. Развитие Хонто нача-лось в условиях перехода от военно-административного управления к граж-данскому за счёт активной японской колонизации Южного Сахалина. С августа 1945 г., после освобождения юга Сахалина от японского господства, в истории города началась новая страница. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 г. городу было дано новое название в честь великого русского мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского, кото-рый опроверг существовавшее мнение о несудоходности Амурского лимана, нанёс на карту Татарский пролив и доказал, что Сахалин является островом. Сегодняшний Невельск – административный центр муниципального образования «Невельский городской округ» с населением более 11 тыс. человек. Он занимает лидирующее место в системе рыбодобывающей промышлен-ности области, имеет морской рыбный порт, угольную отрасль. Невельский городской округ – это ещё и территория заповедных мест. Здесь расположен природный парк «Монерон» – жемчужина Дальнего Востока.

См.: Хроника истории Невельска и Невельского района (1854–2004). – Невельск, 2005. – С. 3-6; Глазунова Н. Невельску – 148 лет // Губерн. ведомости. – 2002. – 10 июля; Лопачев А. М. Город Невельск : ист. очерк / А. М. Лопачев, Л. С. Тварковский. – Южно-Сахалинск, 1993. – С. 6, 9; С морем повенчанный : городу Невельску – 150. – [Южно-Сахалинск ; Вла-дивосток], 2004. – С. 5–6, 20, 75; Невельский район : (крат. ист.-геогр. справ.). – [Юж-но-Сахалинск], 1998. – С. 9; Роточев В. В. На берегу пролива : крат. история образования города // Сахалин, Курилы: на рубеже веков. – Южно-Сахалинск, 2002. – С. 158–159; Бровко П. Ф. Малые города Сахалина от А. П. Чехова до наших дней // А. П. Чехов в исто-рико-культурном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 88–95 (94); Численность населения Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 21.
 

ГОРОД АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ (1869) (по другим источникам 1864 г.*). 145 лет со времени основания

 

Александровск-Сахалинский – районный центр Сахалинской области, город областного подчинения с населением по состоянию более 10 тыс. человек. Расположен на берегу Татарско-го пролива (Александровский пролив). Это одно из старейших русских поселений области. С его именем связаны многие исторические события.

Долгое время датой рождения Александровска-Сахалинского считался 1881 г. – год основания военного поста Александровского. Усилиями известного ис-торика и краеведа А. Н. Рыжкова было установлено, что пост возник на месте сельскохозяйственной фермы, организованной в 1869 г. Спустя некоторое время дата основания Александровска-Сахалинского была пересмотрена, и год возникновения Александровской фермы стали считать годом рождения го-рода. Но о времени появления первых поселенцев на месте нынешнего Алек-сандровска-Сахалинского имеются и другие утверждения. В. Чесалин в 1984 г. одним из первых авторов советского периода заявил о том, что сельскохозяйс-твенная ферма «располагалась на месте так называемой слободки, которую в   1862 г. основали четыре поселенца около реки Дуйки (Большая Александ-ровка)». С. Гальцев-Безюк в 1992 г. утверждал, что «в 1862 г. около нивхско-го селения Руи-во, у устья реки Большой Александровки, возникло селение Александровка, или Слободка». В дальнейшем эта мысль была поддержана и в   энциклопедии «Города России». Известный же сахалинский агроном, затем начальник острова М. С. Мицуль после посещения острова Сахалин с пра-вительственной комиссией В. И. Власова в 1871–1872 гг. писал: «…из восьми человек, высланных с этой целью [колонизация острова] на Сахалин в 1862 г., только четыре поселились около реки Дуйки и то не раньше 1864 года».

О том, что первые поселенцы появились в Александровской долине в 1864 г. говорит и то, что первые посевы некоторых сельскохозяйственных куль-тур на этих землях в значительных размерах они произвели только в 1865 г. А летом, осенью и весной 1864–1865 гг. они строили жильё и готовили землю под посевы. Анализируя эти факты, известный историк и краевед В. Л. Подпечников пришёл к выводу, что временем основания нынешнего города Александровска-Сахалинского следует считать лето 1864 года. Сло-вом «слобода» или «слободка» поселение Александровка стало называться после основания близ него, не далее одного километра, сельскохозяйствен-ной фермы. «Слобода» означало «селение свободных» (не осужденных на каторгу или уже освободившихся от неё) людей. Работы по созданию фермы велись каторжанами с сентября 1869 г. К началу 1870 г. уже были построены «зимовье длиною 6, а шириною 3 сажени, баня, пятистенная изба и скотный двор». Слобода также продолжала расти. Вновь образованная сельскохозяйс-твенная ферма оказалась на её окраине. В 1881 г. в селении, образованном слободкой Александровкой и каторжной сельскохозяйственной фермой, был учреждён новый административный центр управления каторгой – военный пост Александровский, куда были переведены службы управления каторгой и островом из поста Дуэ. Ко времени приезда А. П. Чехова на Сахалин в 1890 г. строения деревни Александровки и сельскохозяйственной фермы практичес-ки слились. По словам Антона Павловича, военный пост «представляет собой небольшой благообразный городок сибирского типа», а слободка является «предместьем поста». Он писал: «…Главную суть поста составляет его офи-циальная часть: церковь, дом начальника острова, его канцелярия, почтово-телеграфная контора, полицейское управление с типографией, дом началь-ника округа, лавка колонизационного фонда, военные казармы, тюремная больница, военный лазарет, строящаяся мечеть с минаретом, казенные дома, в   которых квартируют чиновники, и ссыльнокаторжная тюрьма с ее много-численными складами и мастерскими. Дома большей частью новые, на евро-пейский лад, крытые железом и часто выкрашенные снаружи. На Сахалине нет известки и хорошего камня, и потому каменных построек нет… Жителей 1499…». Спустя всего несколько лет в облике Александровского поста появ-ляются новые черты. Наряду с деревянными зданиями возникают каменные и кирпичные, создаются объекты социальной структуры. В городе «со своими пригородами, селениями Малая Александровка и Корсаковска» уже полтора десятка улиц, много хороших казенных зданий, «…воздвигнута часовня, в   память посещения Востока ныне благополучно здравствующим Государем, тогда еще Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем. Часовня вся из местного камня и кирпича…». В 1909 г. пост Александровский стано-вится столицей Сахалинской области, которая входит в состав Приамурско-го края. В апреле 1917 г., когда по распоряжению Временного правительства областным центром был объявлен Николаевск-на-Амуре, пост Александров-ский становится центром Сахалинского уезда. 3 июня 1917 г. постановлени-ем правительства пост был преобразован в город Александровск. С апреля 1920 г. по май 1925 г. Северный Сахалин был оккупирован Японией. После его освобождения г. Александровск становится центром Сахалинского округа (1925–1932), затем – Сахалинской области (1932–1947). История Алексан-дровска насыщена и богата событиями. На александровской земле в 1928 г. проходила первая Сахалинская окружная партийная конференция, в 1929 г. – первый окружной съезд Советов, в 1933 г. – первый съезд Советов Сахалин-ской области. Характеристика промышленной и социальной сферы города, сформировавшейся за годы советской власти, дана в книге В. В. Лешкеви-ча «Сахалин»: в Александровске-Сахалинском работают «…механическая и судоремонтная мастерские, лесопильный и кирпичный заводы, хлебозавод, пищепромкомбинат, множество мастерских промысловой кооперации (са-пожные, пошивочные, часовые, столярные, жестяно-кровельные и проч.). В городе имеются электростанция, водопровод, 4 клуба, 2 театра, краевед-ческий музей, большое число школ, педагогическое училище, больница, ме-теорологическая станция». 18 апреля 1947 г., после вхождения Южно-Саха-линской области в состав Сахалинской области, её столицей был утверждён Южно-Сахалинск. Город Александровск становится центром Александровс-кого района. В 40-х гг. в Александровске была сдана в эксплуатацию новая электростанция на 2000 квт, открыта музыкальная школа, фельдшерско-аку-шерская школа преобразована в медицинское училище, велось строительство многих объектов промышленного, социального и культурного назначения. За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном стро-ительстве, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 апреля 1985 г. город Александровск-Сахалинский был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Сегодня Александровск-Сахалин-ский – административный центр района, морской порт. В городе работают предприятия рыбной отрасли, лесопромышленного комплекса и пищевой промышленности. Готовят специалистов филиал Сахалинского медицинс-кого колледжа, Александровск-Сахалинский колледж (филиал Сахалинс-кого государственного университета) и профессиональное училище № 13. Работают историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин», центр детского творчества «Радуга», детская школа искусств, детская спортивная школа. Достопримечательностью Александровска-Сахалинского являются маяк, сооруженный в 1897 г. на мысе Жонкиер близ города, и туннель, пос-троенный в 1880–1883 гг. для сообщения между селением Александровским и постом Дуэ. 

См.: Первая столица Сахалина : к 140-летию г. Александровска-Сахалинско-го. – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 13 : ил.; Подпечников В. Л. Сколько лет горо-ду Александровску-Сахалинскому // Поселения острова / В. Л. Подпечников. – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 3–13 : ил. *; Бровко П. Ф. Малые города Сахалина: от А. П. Чехова до наших дней // А. П. Чехов в историко-культурном пространс-тве Азиатско-Тихоокеанского региона. – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 88–95; Александровск-Сахалинский район // Муниципальные образования Сахалинской области в цифрах : стат. сб. – Южно-Сахалинск, 2001. – С. 31; Пост Алексан-дровский глазами современников. – Александровск-Сахалинский, 2002. – 24 с. *; Борисова В. Александровск-Сахалинский : (к 130-летию основания) / В. Борисо-ва, В. Ремизовский // Время и события : указ.-календарь по Дальнему Востоку на 1999 г. – Хабаровск, 1998. – С. 96–97; О награждении города Александровск-Сахалинского Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 апр. 1985 г. // Ведомости Верхов-ного Совета РСФСР. – 1985. – № 18. – С. 531; Численность населения Сахалин-ской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 21.
 

ОТКРЫТИЕ НЕФТИ НА САХАЛИНЕ (1879), 135 лет со времени события

 
Нефть была обнаружена в районе будущих Охинских промыслов якутом Филиппом Павловым, нашедшим яму с «керосин-водой». Он набрал в бутыл-ку маслянистую жидкость и отвёз в Николаевск купцу первой гильдии А. Е. Иванову, рассчитывая на вознаграждение. Зимой того же 1879 г. приказчику Н. Рожневу и Ф. Павлову было дано задание застолбить на Сахалине нефтя-ные площадки и выявить запасы нефти… С этого началась история нефтедо-бычи на Сахалине.
См.: Оха – город нефтяников, 1938–2003. – Хабаровск, 2003. – С. 119; Нефть и люди Сахалина : этапы большого пути : Роснефть-Сахалинморнефтегаз – 75 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 20; Ремизовский В. И. Хроника сахалинской нефти. – Хабаровск, 1999. – Ч. I : 1878–1940 гг. – С. 5.
 

ГОРОД ДОЛИНСК (1884), 130 лет со времени основания

 

Долинск – районный центр Сахалинской об-ласти, город областного подчинения (с 1946 г. – Южно-Сахалинской, а с 1947 г. – Сахалинской области), железнодорожная станция. Населе-ние составляет более 12 тыс. человек. Располо-жен близ слияния рек Долинка, Большой Такой и Найба, в 43 км от административного центра области г. Южно-Сахалинска. Место для осно-вания русского селения, положившего начало современному Долинску, было выбрано в 1884 г. исполняющим должность смотрителя поселений Корсаковского округа Ивановым. Этим местом стало айнское селение Сиянча (Сианча). Сначала русское селение носило название Сиянцы, затем было переименовано в Галкино-Враское по фа-милии начальника Главного тюремного управления России М. Н. Галкина-Враского. С айнского «сиан» переводится как «главная река», а «ча» – как «речной берег». Название указывало на то, что селение располагалось на берегу главной (основной) реки. При закладке селения коренные жители и ссыльные предупреждали смотрителя Иванова, что выбранное место топ-кое, но он оставил это без внимания. О неудачном месторасположении се-ления писал А. П. Чехов в книге «Остров Сахалин»: «Найба капризная, как все вообще горные реки, разливается и затопляет Сиянчу; сильное течение запирает вход для Такое, и эта тоже выходит из берегов… Галкино-Враское представляет из себя тогда Венецию и ездят по нем на айнских лодках; в избах, построенных на низине, пол бывает залит водой. В одно из наводне-ний погиб бык, в другое – лошадь». По архивным материалам: «в местности Сиянцы из 72 человек, выселенных туда для домообзаводства, по истече-нии года только 17 приступили к постройке изб, остальные даже не загото-вили леса и не разработали мест под постройки. На всю партию было выде-лено лишь два казённых топора». 5 сентября 1887 г. «выступила из берегов от проливных дождей, продолжавшихся трое суток, река Большой Такой и произвела наводнение, достигшее такой степени, что поселенцы селения Сиянцы для сообщения из дома в дом вынуждены были ездить на лодках. Скот в это время находился в избах без корма. Хлеб и картофель на усадеб-ных участках пропал, сено, находившееся на лугу, снесено водой. Новая грунтовая дорога была совершенно испорчена на расстоянии 19 верст». Из-за частых наводнений Галкино-Враское было со временем перемещено к юго-востоку на более возвышенную часть. Как сообщал Б. О. Пилсудский, в   1904 г. айнское селение Сиянцы находилось на левом берегу реки Найбы, в    двух верстах от селения Галкино-Враское. Айны «переходят к животно-водству и земледелию. Жалуются, что кругом нет ни клочка свободной зем-ли для посева. Переходить на другое место не хотели бы, так как здесь об-жились, место это не затапливает, несмотря на частые наводнения по реке Найбе». Сиянцы, как отмечалось в «Тюремном вестнике» № 1 за 1895 г., относилось к группе селений, которые «лежат на центральной дороге от п. Корсаковского к п. Найбучи и поэтому имеют значение административ-ное. Они важны были при проведении дороги и как опорные пункты даль-нейшей колонизации в сторону от дороги в тайгу. Все эти селения имеют полную возможность значительно расширить посевы и иметь избыток хле-ба для продажи на сторону и в казну. Точно так же во всех них без исключе-ния имеется полная возможность вести огородное и молочное хозяйство». По данным первой всеобщей переписи населения, проведенной в 1897 г. по Корсаковскому округу, в Галкино-Враском проживало 75 человек. Име-лось 7 десятин усадебной и 35 – пахотной земли. Выращено 135 пудов пше-ницы, 293 пуда ярицы и 258 пудов картофеля, 12 пудов овса и 2 – ячменя. В хозяйствах имелось 52 коровы, 31 лошадь, 3 быка, 22 свиньи. Общее ко-личество участков достигло трех с половиной десятков. Было построено 45 домов. После русско-японской войны 1904–1905 гг. Южный Сахалин был занят Японией, и населённые пункты получили японские названия. Более четырёх десятков лет Долинск носил название Отиай. По экономическому обзору на 1 ноября 1945 г. население г. Отиай насчитывало 28 767 человек. Преобладали «японцы и корейцы. Незначительное число айнов. Русских – единицы». Город имел «хорошо развитые отрасли промышленности. Про-ектная мощность бумажной фабрики 36 400 тонн бумаги в год». Имелся фанерный завод, мощность которого составляла 500 листов в сутки. В Оти-ай располагался один из двух заводов мисо-сои. Электроэнергией город обеспечивала находящаяся на территории бумажной фабрики электро-станция. «В городе семь парикмахерских, девять гостиниц японского типа, три бани. Больница при бумажной фабрике обслуживает свыше тысячи ра-бочих, занятых на производстве, и членов их семей…». Отиай, также как другие города и поселки губернаторства Карафуто (Южный Сахалин), был построен по колониальному типу. Жилой фонд представлял в большинс-тве случаев строения легкой конструкции из тонких дощечек, фанеры и бумаги. Улицы были узкие без тротуаров, без зеленых насаждений. Парков и скверов не было. Водопровод и канализация отсутствовали. Общая про-тяженность дорог, входящих в черту города, составляла 16,5 километра. Из них асфальтовое покрытие имели только дороги протяженностью два ки-лометра. После освобождения южной части Сахалина в 1945 г. советскими войсками начался новый этап развития города. Современное название го-роду Долинску было дано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 г. по месту его расположения в широкой речной долине. В 40-х годах в Долинске работали крупный бумажный комбинат, фанерная фабрика, кирпичный завод, мельница, завод фруктовых вод. Город рас-положен на заболоченной низменности, окруженной с запада отрогами Южно-Камышового хребта, с востока – отрогами Сусунайского хребта. Долинский район располагает значительными природными ресурсами. Основные из них – уголь, лес, морепродукты, сельхозугодья. Добывают-ся полезные ископаемые: камень строительный, торф, песчано-гравийная смесь, глина. Ведущими отраслями промышленности района являются рыбодобывающая, угольная, производство строительных материалов, пи-щевая отрасль. Развивается культурная жизнь района. Значительное место в жизни Долинска и района занимают дружественные и культурные связи с японским городом-побратимом Наеро, официальный договор о сотрудни-честве с которым был подписан в 1991 г. В Долинске расположена лесная опытная станция Дальневосточного исследовательского института лесно-го хозяйства, известная своим дендрарием. На территории муниципально-го образования городской округ «Долинский» находятся объекты культур-ного наследия – 12 памятников археологии, один памятник искусства, 13 памятников истории; два памятника природы областного значения – ре-ликтовая роща дуба курчавого и река Анна.

См.: Сахалинский календарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 94; Браславец К. М. История в названиях на карте Сахалинской области / К. М. Браславец. – Южно-Са-халинск, 1983. – С. 35–36; Гальцев-Безюк С. Топонимический словарь Сахалинской области / С. Гальцев-Безюк. – Южно-Сахалинск, 1992. – С. 48; Абросимов А. Так зачинался Долинск : (штрихи к документ. очерку) // Долин. правда. – 1999. – 8, 13 июля; Административно-территориальное деление Сахалинской области : док. и материалы. – Южно-Сахалинск, 1986. – С. 60–61; Долинский район // Муниципальные образования Сахалинской области в цифрах : стат. сб. – Южно-Сахалинск, 2001. – С. 43; Город в солнечной долине // Южно-Сахалинск. – 2000. – 4 апр. – С. 1 : ил.; Лешкевич В. В. Сахалин / В. В. Лешкевич. – [Хаба-ровск], 1947. – С. 102; Численность населения Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 21.
 

САХАЛИНСКОЕ НЕФТЕПРОМЫШЛЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО «Г. И. ЗОТОВ и К°» (1889), 125 лет со времени организации

 

Товарищество «Г. И. Зотов и К°» было организовано для разведки и добы-чи нефти на отведённом отставному лейтенанту фло-та Г. И. Зотову участке земли в одну тысячу десятин в   северной части Сахалина, в 45 верстах от гиляцкой деревни Лянгри на речке Оха. Его учредителями стали Торговый дом «Наследники Губкина», коммерческие советники А. Д. Старцев и М. Г. Шевелёв, кяхтинские купцы И. Ф. Токмаков, И. Д. Синицын, Н. П. Бабин-цев и другие. Распорядителем компании был выбран М. Г. Шевелёв, проживающий во Владивостоке. В 1889 г. в   район Охинского нефтяного месторождения компа-нией была отправлена первая геологическая экспеди-ция в составе Г. И. Зотова, члена Общества изучения Амурского края В. П. Маргаритова и горного инженера Л. Ф. Бацевича. Экспедицией был изучен участок, отведённый для разра-ботки нефти у речки Оха, составлена глазомерная карта участка, обозначены нефтяные потоки и ямы, скважины, которые партия пробовала пробурить. Так началась промышленная разведка нефтяных месторождений в районе Охи. 
См.: Оха – город нефтяников, 1938–2003. – Хабаровск, 2003. – С. 119; Нефть и люди Сахалина : этапы большого пути : Роснефть-Сахалинморнефтегаз – 75 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 22, 233 : ил.

 
 

СЕЛО ПИЛЬВО (1894), 120 лет со времени основания

Селение Пильво (Пилево) (от нивхского «пильд» – быть большим, «во» – стойбище, поселок, село) было основано в 1894 г., о чём говорится в рапор-те начальника Александровского округа № 6934 от 21 мая 1894 г.: при устье Пильво «расположено гиляцкое селение Поро-Котан (по-айнски «Большое Селение»). На 1.7.1896 г. в Пильво насчитывалось 16 строений, численность населения составляла 16 мужчин ссыльнопоселенцев. В 1925 г. был образован Пильвинский сельсовет (председатель Радчук), на территории села находил-ся торговый дом «Бринер и К°». После образования Дальневосточного края в 1926 г. с центром в г. Хабаровске село Пильво входило в состав Александров-ского района. Население села составляло 64 человека, имелись школа на 18 человек и изба-читальня. Заселение проходило активно – в 1927 г. население увеличилось более чем вдвое и составляло 142 человека. С образованием в 1932 г. Сахалинской области с центром в Александровске был образован Пи-левский поссовет, который в 1935 г. вошёл в состав вновь образованного Ши-рокопадского района. В 30-е годы Пильво продолжало развиваться. В 1934 г. были построены МТС, магазин, в 1935 г. – хлебопекарня, в 1936–1939 гг. – больница. На территории Совета работали колхоз «Красная звезда», совхоз «Пильво», кирпичный завод, сапожная мастерская, клубы рыбозавода, сов-хоза и колхоза, неполная средняя школа, начальная школа. Сейчас Пильвин-ская сельская администрация входит в состав муниципального образования городской округ «Смирныховский». Работают школа, клуб-библиотека. Но численность населения продолжает неуклонно снижаться. Если на 1.1.2002 г. численность населения составляла 215 человек, в 2004 г. – 210 чел., в 2006 г. – 151 чел., в 2007 г. – 143 чел., то к 2013 г. в селе осталось около 60 человек. Село Пильво относится к разряду неперспективных, однако может быть с ус-пехом использовано как место отдыха туристов в летний период. Село входит в Областную целевую программу «Переселение граждан, проживающих в Сахалинской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005–2015 годах». 
См.: Зуйкова Р. Вехи истории // Новая жизнь. – 1994. – 11, 16 июня; Сахалинский ка-лендарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 92; Браславец К. М. История в названиях на карте Сахалинской области / К. М. Браславец. – Южно-Сахалинск, 1983. – С. 85; Админис-тративно-территориальное деление Сахалинской области : док. и материалы. – Южно-Сахалинск, 1986. – С. 19, 43, 55; Численность постоянного населения по административно-территориальным единицам Сахалинской области на 1.1.2004 года. – Южно-Сахалинск, 2004. – С. 27, 39; Численность населения Сахалинской области… на 1.1.2008 года. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 40; Пасюков П. Брошенные // Совет. Сахалин. – 2008. – 19 сент.; Неперспективная проблема // http://www.sakhalin.info/weekly/84359/; http://base. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW210;n=32359.
 

СЕЛО ЛЕСОГОРСКОЕ (1894), 120 лет со времени основания

 

В 1894 г. для разработки Путятинских угольных месторождений на месте упраздненного Сортунайского поста было основано селение, официально открытое 26 июня 1895 г. приказом по управлению островом Сахалин за № 142. Селение было названо Нояси (или Наяси) – по айнскому названию реки, делившей его пополам. По данным 1895 г., его население составля-ло более 100 человек, в том числе 43 ссыльнокаторжных и 24 ссыльнопо-селенца. Боевые действия 1905 г. Нояси не задели, однако после передачи части острова Сахалин Японии многие россияне решили покинуть селение. В 1907 г. на Карафуто проживало 208 русских, четверть из них – в Наёси (японский вариант названия). Официально японский городок Наёси был образован 11 декабря 1908 г., когда там был создан кооператив рыбаков. С начала 1909 г. в селении стал работать административный орган – управа села. Статус посёлка городского типа Наёси обрёл в 1932 г., а городом стал в   1941 г. К этому времени население города перешло трёхтысячный рубеж. Главным богатством района по-прежнему оставался уголь. Первая угольная шахта «Китанаёси» была открыта в 1928 г. Работы на шахте продолжались до марта 1932 г. В декабре 1934 г. АО «Карафуто Коге кабусики кайся» присту-пило к разработке обнаруженных недалеко от города Наёси коксующихся углей. В сентябре 1935 г. были начаты разработки угля на шахте «Сиринай», в   ноябре 1937 г. – на шахте «Тоёхата». В направлении некоторых разработок была проложена железная дорога. Были построены пожарная каланча, пере-строено здание церкви. В 1944 г. из-за потерь транспортного флота и невоз-можности вывоза угля было принято решение закрыть шахты в районах Эсу-тору и Наёси. Военные действия 1945 г. обошли Наёси стороной. Японские шахты были национализированы и вошли в трест «Углегорск-уголь». В ок-тябре 1945 г. в г. Наёси проживало 4,8 тыс. чел. С 1946 г. город носил имя Ле-согорск, входил в состав Углегорского района. С 1947 г. имел свой печатный орган – газету «Призыв». Начиная с 1945 г. население города начало убы-вать: к 1989 г. оно уже составляло 1,5 тыс. чел. В 1993 г. Лесогорск потерял статус города и стал селом. Количество населения Лесогорского продолжает неуклонно падать: на 1.1.2004 г. оно составляло 635 человек, на 1.1.2008 г. – 482 чел., а на 1.1.2012 – 360 чел. Промышленного производства в селе практически не осталось. В настоящее время Лесогорское входит в состав Углегорского муниципального района. 
См.: Сахалинский календарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 92, 228; От Камы-шового хребта до Татарского пролива : Углегор. р-н: прошлое, настоящее, будущее. – Хаба-ровск, 2006. – С. 46; Вакуленко Ю. А. Нояси: из истории сахалинского села и его жителей (конец XIX – начало XX в.) // Вестник Сахалинского музея : ежегодник… – Южно-Саха-линск, 2005. – № 12. – С. 197–231 : ил.; Вакуленко Ю. А. Уголь Лесогорска : ист. очерки. – Южно-Сахалинск, 2010. – 82, [1] с. : ил.; Александрова Т. Как живешь, село Лесогорское? // Углегор. новости. – 1994. – 27 янв. – С. 3; Сельские населённые пункты Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 14; Всесоюзная перепись населения 1989 г. // http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php.
 

СЕЛО ТРОИЦКОЕ (1894), 120 лет со времени основания

 

История Троицкого началась с приказа генерал-майора Мерказина № 117 от 30 мая 1894 г.: «открытое в Корсаковском округе к югу от села Ближнее и в   6 верстах от него новое поселение разрешаю назвать Троицкое». В Корса-ковском округе было создано два участка, в один из которых входило селе-ние Троицкое. О нём есть сведения в списке поселений Корсаковского округа на период лета 1899 г.: в селении – 52 хозяйства; среди владельцев значились Ивановы, Козловы, Лосевы – однофамильцы сегодняшних жителей. Как и в   других селениях острова среди населения было немало каторжан. В годы японского владения югом Сахалина Троицкое было центром Намикавской волости. В 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР ему было воз-вращено прежнее, данное первыми жителями в честь Святой Троицы, назва-ние. Количество жителей села на 1.1.2012 г. – более 8,5 тыс. человек. Сегодня село Троицкое входит в состав Троицкого сельского округа МО «Анивский городской округ». 
См.: Сахалинский календарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 96; Ад-министративно-территориальное деление Сахалинской области : док. и мате-риалы. – Южно-Сахалинск, 1986. – С. 27, 118; Солдатова С. Символ Троицкого – цветок // Южно-Сахалинск – твоя газета! – 2004. – 9–15 сент. – С. 8; Сель-ские населённые пункты Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 9. 
 

СЕЛО СОБОЛИНОЕ (1894), 120 лет со времени основания

 

При основании селение Соболиное входило в состав Тымовского округа. Вероятнее всего, что это название было связано с охотой на соболей, которой занимались местные жители. В нем проживало 80 человек ссыльнопоселен-цев. В период японского правления и создания на юге Сахалина губернаторс-тва Карафуто имело японское название Кадоя. Указом Президиума Верхов-ного Совета РСФСР от 15 октября 1947 г. старое русское название села было восстановлено. В настоящее время Соболиное входит в состав Трудовского сельского округа муниципального образования Поронайский городской ок-руг. На 1.1.2012 г. население села составляло всего 18 человек. 

См.: Сахалинский календарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 94; Администра-тивно-территориальное деление Сахалинской области : док. и материалы. – Южно-Саха-линск, 1986. – С. 27, 116; Гальцев-Безюк С. Д. Топонимический словарь Сахалинской облас-ти. – Южно-Сахалинск, 1992. – С. 126; Вишневский Н. В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны : крат. энцикл. справ. / Н. В. Вишневский. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 244; Сельские населённые пункты Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 11.
 

СЕЛО ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ (1894), 120 лет со времени основания

 
Селение Петропавловское основано в 1894 г. во время сельскохозяйствен-ной колонизации Южного Сахалина. Название получило по престольному празднику – дня памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), в который, по-видимому, было заложено. Входило в состав Корса-ковского округа. В нем проживало 22 человека ссыльнокаторжных и 12 детей. В период японского правления и создания на юге Сахалина губернаторства Карафуто имело японское название Косато. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947 г. старое русское название села было вос-становлено. На 1.1.2012 г. население Петропавловского составляло 400 чело-века. В настоящее время село входит в состав Воскресенского сельского окру-га МО «Анивский городской округ». 
См.: Сахалинский календарь. – [Пост Александровский], 1897. – С. 96; Администра-тивно-территориальное деление Сахалинской области : док. и материалы. – Южно-Саха-линск, 1986. – С. 26, 118; Гальцев-Безюк С. Д. Топонимический словарь Сахалинской облас-ти. – Южно-Сахалинск, 1992. – С. 104; Вишневский Н. В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны : крат. энцикл. справ. / Н. В. Вишневский. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 246; Браславец К. М. История в названиях на карте Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983. – С. 85; Сельские населённые пункты Сахалинской области : стат. бюл. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 9; http://ru.wikipedia.org/wiki/ Петропавловс-кое_(Сахалинская_область).
 

ШАХТА «ГОРНОЗАВОДСКАЯ» (1929), 85 лет с начала разработки месторождения

 

История шахты началась, когда акционерное общество «Мицубиси коге кабусика кайся» (Япония) приобрело на аукционе горный участок, где предполагалась добыча угля, и приступило к разработке месторождения. Первые тонны угля шахта «Найхоро» (ныне «Горнозаводская») треста «Ма-окауголь» выдала в 1930 г. Через год было закончено строительство железной дороги от шахты до станции Найхоро (Горнозаводск), затем до стан-ции Хонто (Невельск), что давало возможность быстро отправлять уголь из портов в Японию. Добыча угля производилась в трудных условиях, прак-тически вручную. На шахте работали японцы и корейцы, переселившиеся на Сахалин по договору, а позже мобилизованные принудительно. В 1935 г. был построен завод по перегонке угля, на нём производили спирты, смолы, ароматические вещества. При шахте действовали электростанция, обогати-тельная фабрика, лесосклад. После разгрома милитаристской Японии осво-божденный юг Сахалина стал заселяться переселенцами из центральных об-ластей России и республик Советского Союза. Первым директором шахты был Банных Константин Степанович, в декабре 1945 г. встретивший первых переселенцев. Одним из первых приехал в Горнозаводск молодой паренёк А. А. Плотников, позже ставший бригадиром ремотной бригады. Он вспо-минал: «Работа на шахте была трудной, технические средства – кайло, тачки и конная тяга. Но зарплата была на 50% выше, чем в Донбассе, и люди ехали на край света, на побережье Тихого океана. Преодолевая трудности, рабо-тали вместе с корейскими и японскими рабочими. Основной трудностью при освоении производства был, конечно, языковой барьер. Объяснялись знаками, жестами, подключая собственное воображение. Вскоре японское население было полностью репатриировано на родину. Но к этому времени (1947 г.) переселенцы из России имели численный перевес». Труд на шах-те требовал модернизации. В 1947 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О мерах помощи комбинату «Сахалинуголь». Началась реконструкция шахт области, комплектование промышленности инженерно-техническими ра-ботниками, проводилось техническое перевооружение – вводились горные машины: комбайны, погрузчики, скреперы и др. В 1948 г. шахте был при-своен номер 4 треста «Холмскуголь». Внедрение новшеств на производс-тве тормозила нехватка технически грамотных кадров. Поэтому в 1952 г. в городе было открыто реальное училище, позже переименованное в горно-промышленную школу, затем в ПТУ № 5. Здесь готовили работников для шахт Сахалина. Модернизация работы шахты № 4 продолжалась. В 1953 г. было начато внедрение арочной и кольцевой крепи из спецпрофиля, раз-вивался подземный транспорт, внедрялась механизированная подвозка лю-дей к месту работы, оборудовались терриконы, велась автоматизация про-изводственных процессов. В 1960 г. директором шахты был назначен Г. А. Ревнивых. С его приходом началось активное техническое перевооружение предприятия, внедрение передовых методов организации труда, строитель-ство жизненно важных производственных объектов. Под его руководством шахта стала лучшим предприятием района, неоднократно завоевывала первенство по комбинату «Сахалинуголь». Шахтоуправление находилось в г. Невельске. Перед зданием управления была установлена скульптурная группа – мужчина и женщина в шахтёрском обмундировании, с двух сторон от центрального входа – Доска почёта. Шахта № 4 становилась самым круп-ным предприятием, на котором работало более полутора тысяч человек. В 1968 г. шахту возглавил Н. П. Пустовойтенко, прошедший путь от помощни-ка начальника участка до директора предприятия. Годы его руководства, с 1968 по 1981 гг., стали годами расцвета шахты. С 1974 г. она стала называться «Горнозаводская». На пластах угля наклонного и крутого падения началось освоение механизированных щитовых агрегатов, значительно повысился рост скоростной проходки до ста метров в месяц. Прирост добычи угля в 70–80-е годы составил 2,5 млн. тонн. Будучи градообразующим предпри-ятием, шахта «Горнозаводская» обеспечивала достойную жизнь жителям го-рода Горнозаводска. Первые двухэтажные шлакоблочные дома и общежитие были построены в 50-е годы для шахтёров. Расцвет жилищного строительс-тва пришёлся на 70–80-е годы. В трудные 90-е годы шахта «Горнозаводская» – филиал ОАО «Сахалинуголь» вошла в число нерентабельных шахт и была признана убыточной, а в 1998 г. начался процесс ликвидации. Закрытие та-кого мощного предприятия, как шахта, не могло не отразиться на жизни го-рода. Переселились на материк семьи шахтёров. Население города сократи-лось более чем вдвое. Изменился и административный статус населённого пункта – город Горнозаводск стал селом. Но традиционно в Горнозаводске продолжают отмечать День шахтёра. Этот праздник как память о тех, кто жил и трудился в городе, способствовал его развитию и процветанию. Ещё много осталось в селе шахтёров, чьи имена были известны на всю область и даже Союз, чьими наградами гордятся односельчане сегодня. 

См.: С морем повенчанный : городу Невельску – 150. – [Южно-Сахалинск ; Влади-восток], 2004. – С. 75; Хроника истории Невельска и Невельского района (1854–2004). – Невельск, 2005. – С. 10; Глобенко Л. П. Горный завод – шахта «Горнозаводская» // V Рыж-ковские чтения : материалы краевед. науч.-практ. конф., 12–13 окт. 2011 г. – Южно-Сахалинск, 2012. – С. 136–144.
 

МАЯК АНИВА (1939), 75 лет со времени установки

В период губернаторства Карафуто на Южном Са-халине был осуществлен самый оригинальный техни-ческий проект при строительстве маяка на мысе На-ка-Сиретоко-мисаки (мыс Анива). Маяк Анива был установлен в 1939 г. на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводны-ми каменистыми банками. В XIX веке у японских ры-баков даже существовала легенда о том, что невозмож-но обогнуть мыс Нака-Сиретоко. Вместе с тем район мыса был весьма оживленным морским перекрёстком. В конце XIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих в Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», раз-бившегося недалеко от мыса Анива летом 1898 г., в печати стали появляться предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому. Только исключительно тяжелый характер береговой линии в этом районе долго не позволял осуществить задуманное. Автором проекта маяка Анива был японский инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Это был его третий маяк – самое сложное техническое сооружение на всем Сахалине и одно из интереснейших достижений миро-вой практики маячного строительства того времени. После окончания стро-ительства точная копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хиросито. Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы надо было доставлять сюда морским транспортом в условиях всег-да неспокойного моря. С этой задачей блестяще справился экипаж «Рошу-мару», единственного корабля, занимавшегося обслуживанием маяков импе-рии и обеспечением строительства маяков. Построенный маяк представлял собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписан-ной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и неболь-шие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели небольшие круглые окна – иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом – механизмы пневматической сирены, на восьмом – склад горючего, на де-вятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механиз-ма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был под-вешен маятник – гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили. Штат служащих состоял из четырёх человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские «маячники» в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том чис-ле четыре двухквартирных – для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги, которая полагалась работникам маяков как государственным служащим. В ходе освобождения Южного Сахалина русскими войсками пострадал и маяк на мысе Анива – снарядами были пов-реждены линзы и башни маяка. В первые же послевоенные годы было начато его восстановление. В 1965 г. маяк пострадал от жестокого шторма, за жизнь маяка боролись начальник смены И. В. Нижник и техники А. Улыбышев, Г. Волнорезов, В. Емельянов, М. Нижник. Повреждения были серьёзными, тре-бовался капитальный ремонт. Был поставлен новый радиомаяк, установлены танки для топлива и воды, устроено местное водяное отопление. В 1989 г. на маяке была установлена отечественная оптическая система диаметром 1 000 мм, сила света лампы составляла 1 000 кандел. В 1990 г. из-за тяжёлых условий жизни на маяке, труднодоступности, сложностей с доставкой людей, снаря-жения и продуктов питания обслуживающий персонал с маяка был снят. На маяке установили изотопный термоэлектрический генератор, он был переведён в автоматический режим. 

См.: Самарин И. А. Маячное строительство на Южном Сахалине в годы губернаторс-тва Карафуто (1905–1945 г.) // Маяки Сахалина и Курильских островов : ист. очерк / И. А. Самарин. – Южно-Сахалнск, 2005. – С. 31–48 (41), 77 : ил.; Новопашин С. Японский альбом Карафуто / С. Новопашин, С. Первухин. – Екатеринбург, 2010. – С. 28 : ил.
 

ОБЕЛИСК МОРЯКАМ-ТИХООКЕАНЦАМ, ПАВШИМ В АВГУСТЕ 1945 Г. ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ГОРОДА КОРСАКОВА (1949), 65 лет со времени открытия в г. Корсакове

 
Открытие обелиска, установленного в центре г. Корсакова в честь советских десантников, освобож-давших город, состоялось в 1949 г. В 1956 г. под руко-водством главного архитектора города А. В. Данилова была произведена реконструкция памятника. Архи-тектором был использован типовой проект. В 1969 г. Корсаковским военным морским гарнизоном была произведена полная замена памятника, возведён-ного на месте прежнего. Новый памятник на бетон-ном стилобате, по углам украшенном пирамидками с венчающими их шарами, в центре на пятиступенчатом постаменте прямоугольное основание для памятной бронзовой таблицы, заканчивающееся карнизом с лавровым венком. На верху сооружения – украшенный рустовкой шпиль с пятиконечной звездой в лавровом венке. Табличка в форме щита и склонённых знамён с надписью «Вечная слава ге-роям, павшим при освобождении г. Корсакова от японских милитаристов» была установлена на западной стороне памятника. Памятник имеет высоту 8 м, основание ступенчатое, суженное от 3х3 до 1,5х1,5, верх 0,8х0,8. Памят-ник венчает якорь, окруженный венком из лавровых листьев, изготовленный из литой бронзы. Решением Сахалинского облисполкома от 9 марта 1971 г. № 98 он поставлен на государственную охрану. В декабре 2007 г. по инициативе мэра Корсаковского района Г. А. Зливко была произведена облицовка обелиска черными полированными плитами. 
См.: Самарин И. А. Памятники воинской славы Сахалинской области / И. А. Самарин. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 126–127 : фот.; Город у моря : старейшему городу Сахалина Корсакову – 150 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 66; Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983. – С. 58–59; Объекты куль-турного наследия Сахалинской области // http://culture.admsakhalin.ru/objects/show/575.
 

САХАЛИНСКОЕ ВЫСШЕЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ Т. Б. ГУЖЕНКО (1949), 65 лет со времени открытия в г. Холмске

 

Сахалинское высшее морское училище им. Т. Б. Гуженко по праву считается старейшим учебным заведением на Дальнем Востоке. В 1855 г. в г. Ни-колаевске было открыто первое на Дальнем Востоке морское училище, с этого времени и начинается история Сахалинского мореходного училища. В последующий период исторические обстоятельства складывались так, что возникала необходимость продолжения работы учебного заведения на новых местах под другими названиями. В 1949 г. с целью приближения Николаевского-на-Амуре мореходного училища к базам практики и освоения Южного Сахалина, в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 9/т от 9 ноября 1948 г. училище из г. Николаевска-на-Амуре было перебазировано на Сахалин в г. Холмск. 400 курсантов, 30 преподавате-лей и комсостав училища вместе со всем оборудованием, мебелью, книжным фондом переехали на Сахалин. Училище получило название «Сахалинское мореходное училище имени адмирала Макарова». Под жилые и учебные помещения были приспособлены здания бывшей японской гимназии. После пожара, уничтожившего старое здание, было начато строительство нового. В шестидесятые годы были построны учебный корпус, спортивный и акто-вый залы, общежитие. Сахалинское мореходное училище вело подготовку специалистов морского флота: судоводителей, судовых механиков, техников-эксплуатационников. Не одно поколение моряков вышло из его стен. Более 65 процентов капитанов и старших механиков Сахалинского морского паро-ходства и более 1 тысячи работников береговых служб и отделов учились в мореходном училище. Весь служебно-вспомогательный флот Сахалинского бассейна укомплектован командным составом из его выпускников. Фамилии многих моряков известны не только в России, но и за рубежом. В училище подготовлено более 12 тысяч квалифицированных морских командных кад-ров, которые много сделали для становления и развития морского транспорта на Дальнем Востоке и Севере России. Более 800 выпускников награжде-ны высокими правительственными наградами, В. С. Былков и А. А. Чернеев были удостоены звания Герой Социалистического Труда. Выпускники учили-ща возглавляли Дальневосточное, Камчатское и Сахалинское морские пароходства. Анатолий Козлов только за время учёбы в училище стал мастером спорта международного класса по тяжёлой атлетике и установил пять мировых рекордов, а в 1978 г. в г. Штутгарте стал чемпионом мира. В мае 2004 г. по решению правительства РФ в целях создания укрупнённого комплекса по подготовке специалистов и научной работе на морском транспорте Сахалинское мореходное училище было присоединено к Морскому государственному университету и стало его филиалом. А 30 декабря 2008 г. по инициативе Фе-дерального агентства морского и речного транспорта РФ, с целью увекове-чения имени бывшего министра морского транспорта, он был переименован в Сахалинское высшее морское училище имени Т. Б. Гуженко филиал МГУ им. адмирала Г. И. Невельского. Гуженко Тимофей Борисович в 50-е годы был начальником Сахалинского морского пароходства. В настоящее время в Сахалинском высшем морском училище действует факультет высшего профессионального образования, морской колледж, центр дополнительного образования, тренажёрный центр, заочное отделение, имеются библиотека, спортзал, 2 тренажёрных спортивных зала, стадион, стрелковый тир, обще-жития, учебный корпус, столовая, учебные производственные мастерские, шлюпбаза. Возглавляет училище директор Богданов Сергей Леонардович. 

См.: Колотов Н. А. История морского образования на Дальнем Востоке / Н. А. Колотов. – М., 1962. – С. 108 : ил.; Захарина Л. В. Маленький филиал с большой историей // http:// moruch.kholmsk.ru/ofiliale/istoriya.html; Накануне празднования двойного юбилея // Холм. панорама. – 1999. – 4 марта; Морские ворота Сахалина : городу-порту Холмску – 135. – Хабаровск, 2005. – С. 28.
 

РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ «ПРИБОЙ» (1959), 55 лет со времени создания в селе Правда

 

За время работы колхоз «Прибой» стал одним из ведущих предприятий, работающих в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в Холмском городском округе. Наличие добывающего флота, берегового рыбоперерабатывающего цеха, холодильников позволяет выпускать продукцию высокого качества и обеспечивать стабильную работу колхоза. Рыболовецкий колхоз «Прибой» неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия». Высокое ка-чество и ассортимент продукции оценены по достоинству. Рыболовецкий колхоз «Прибой» имеет благодарственные письма «За сотрудничество в деле развития рыбопромышленной отрасли Сахалинской области», благодарс-твенное письмо мэра г. Холмска и района за развитие российского рынка и почётный диплом мэра муниципального образования Холмский район в номинации «Крупные предприятия за активную благотворительную и спонсорскую деятельность». Но главное – продукция «Прибоя» постоянно имеет спрос на потребительском рынке. Производит более 60 наименова-ний продукции, соответствующей гоударственным стандартам: мороженая, солёная, копчёная, вяленая рыба; рыбные пресервы; морская капуста; икра лососёвая солёная; кулинария. Реализация товара осуществляется по опто-вым заказам на территории России. 
См.: Рыболовецкий колхоз «Прибой» // Морские ворота Сахалина : городу-порту Холмску – 135. – Хабаровск, 2005. – С. 74 : ил.; Рыбацкая летопись Сахалина и Курил в документах, очерках, фотографиях. – Южно-Сахалинск, 2011. – С. 454 : ил.
 

ПАМЯТНИК МАКАРОВУ СТЕПАНУ ОСИПОВИЧУ (1969), 45 лет со времени установки в г. Макарове

 
С. О. Макаров (1848–1904 гг.) – вице-адмирал Российского флота, уче-ный, кораблестроитель, путешественник и океанограф, герой русско-турец-кой и русско-японской войн. С августа 1886 по май 1889 г., командуя корве-том «Витязь», совершил кругосветное плавание. Неоднократно бывал близ южных берегов острова Сахалин, где исследовал пролив Лаперуза, установил температурные различия между холодным течением Майделя и теплым Соя, изучил морское дно. 5 июня 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в честь С. О. Макарова был назван город на восточном берегу остро-ва Сахалин. В 1959 г. депутатами Макаровского городского совета выдвинуто предложение об установке в г. Макарове памятника знаменитому мореплавателю. Бюст С. О. Макарова работы скульптора, народного художника УССР Бородай Василия Захаровича изготовлен в Киеве, отлит в бронзе. Вопрос о месте установки памятника в Макарове решался несколько лет. В 1969 г. бюст был установлен в городском сквере по ул. 50 лет Октября, на квадратном постаменте (размеры в плане 0,78х0,78 м, высота 2 м). Постамент кирпичный, оштукатуренный. На лицевой стороне укреплена доска размером 0,5х0,3 м с текстом: «Выдающийся флотоводец, ученый, кораблестроитель, путешественник и океанограф, герой русско-турецкой и русско-японской войн, вице-адмирал Макаров Степан Осипович». 1848–1904 гг. 
См.: Костанов А. И. Памятник Макарову Степану Осиповичу // Материалы к Сво-ду памятников истории и культуры Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983. – С. 75–77 : ил.; Токарева Г. Памятник Макарову // Новая газ. – 2008. – 25 дек. – С. 3 : ил.; Рыжков А. Н. Памятники и памятные места Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1977. – С. 16 : ил.
 

НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ ЧАЙВО (1979), 35 лет со времени открытия

 

Нефтегазоконденсатное месторождение Чайво на шельфе Сахалина, во-шедшее в проект «Сахалин-1» – оператор «Эксон Нефтегаз Лимитед», яв-ляется одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. В 2004 г. государственными органами РФ было одобрено технико-экономическое обоснование строительства, что позволило консор-циуму начать полномасштабное строительство на месторождении. В 2005 г. была начата добыча нефти. В ходе реализации первой стадии проекта «Са-халин-1» шла разработка месторождения Чайво при использовании назем-ных и морских объектов – были задействованы береговая буровая установка «Ястреб» и морская платформа «Орлан». В феврале 2008 г. на месторожде-нии был поставлен новый мировой рекорд по бурению скважин с большим отходом забоя от вертикали – длина скважины Z-12 составила 11 680 метров. В июле 2008 г. установка «Ястреб» была перемещена на месторождение Одопту. Платформа «Орлан» продолжила работы на Чайво. После успешно-го завершения первой стадии бурения в феврале 2011 г. буровая установка «Ястреб» была перемещена обратно на Чайво для дальнейших работ. Продукция с установки «Ястреб» и платформы «Орлан» подаётся на береговой комплекс подготовки Чайво, где производится стабилизированная нефть. Транспортировка нефти осуществляется по трубопроводу, пересекающему остров Сахалин к терминалу в Де-Кастри в Хабаровском крае, там загружается в специальные танкеры с двойным корпусом для поставки потребите-лям на мировом рынке. Будущие планы реализации проекта «Сахалин-1» предусматривают разработку запасов природного газа месторождения Чай-во. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов, что позволит увеличить объем продажи газа на внутреннем и международном рынках.

См.: Ноглики: время больших перемен. – [Владивосток], 2005. – С. 154; Нефть и люди Сахалина : этапы большого пути : Роснефть-Сахалинморнефтегаз – 75 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 240; http://www.sakhalin-1.ru/Sakhalin/RussiaRussian/Upstream/about_phases_ chayvo1.aspx.
 

НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ ЛУНСКОЕ (1984), 30 лет со времени открытия

 
Лунское нефтегазоконденсатное месторож-дение находится на шельфе Сахалина в 12–15 км от северо-восточного побережья острова. Глу-бина моря в районе месторождения составляет в среднем около 45–50 м. Лунское месторождение относится к категории крупных. Запасы газа со-ставляют 1,8 млрд. куб. м, газоконденсата – 41,9 млн. тонн. В пределах месторождения выявлено 23 продуктивных пласта с эффективными толщинами от 7 до 37 м. Залежи сводовые, массивно-пластовые, пластовые, тектонически экранированные. Добыча нефти и газа на месторождении осуществляется в рамках проекта «Сахалин-2», оператор проекта «Сахалинская энергия». В 2006 г. на месторождении Лунское была завершена установка добывающей платформы «Лун-А». Платформа спроектирована для круглогодичной эксплуатации в условиях суровых климатических, волновых, ледовых и сейсмических нагрузок, установлена на глубине 48 м в 15 км от побережья. Введена в эксплуатацию в декабре 2008 г., тогда же газ с платформы начал поступать в трубопроводную систему проекта. Представляет собой буровую и добывающую платформу с минимально необходимым технологическим оборудованием. Разделение нефти, кон-денсата и газа, в том числе обработка газа для транспортировки на завод по производству СПГ, производится на объединенном береговом техно-логическом комплексе. На платформе «Лун-А» добываются основные объемы газа для завода по производству сжиженного природного газа в Пригородном.
См.: Нефть и люди Сахалина : этапы большого пути : Роснефть-Сахалинморнефтегаз – 75 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 240; Бугаев М. «Лун-А» приводнилась! // Свобод. Саха-лин. – 2006. – 28 июня. – С. 5 : фот.; Лунское газоконденсатное // http://trubagaz.ru/gkm/ lunskoegazokondensatnoemestorozhdenie/; Платформа «Лунская-А» (Лун-А) // http://www. sakhalinenergy.ru/ru/project.asp?p=luna.
 

НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ АРКУТУН-ДАГИ (1989), 25 лет со времени открытия

 
Месторождение углеводородов Аркутун-Даги расположено на шельфе Са-халина, примерно в 25 км от северо-восточного побережья острова Сахалин, к востоку от месторождения Чайво. Глубина воды в этом районе достигает 35 м. Месторождение открыто в 1989 г. Разработка Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1» предусматривает добычу нефти и газа на месторождении. Опе-ратор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед». Планами реализации проекта пре-дусматривается разработка месторождения с использованием новой морской буровой и добывающей платформы, состоящей из основания гравитацион-ного типа и верхних строений. Транспортировка нефти и газа будет осущест-вляться по новому промысловому трубопроводу на существующий береговой комплекс подготовки продукции Чайво, а затем по существующим трубо-проводам на продажу. Строительство основания гравитационного типа (ОГТ) платформы «Беркут» было завершено в мае 2012 г. 25 сентября того же года компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» объявила об успешном завершении ус-тановки ОГТ для новой морской платформы, которая будет работать на мес-торождении Аркутун-Даги – третьем месторождении проекта «Сахалин-1». Платформа состоит из специально спроектированного железобетонного ОГТ и верхних строений с буровым и эксплуатационным оборудованием. Эта платформа спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ле-довых полей толщиной до двух метров и температуре до –44 C°. После того как на ОГТ будет установлено верхнее строение, платформа «Беркут» станет самой крупной морской платформой в России. Разработка месторождения позволит добавить к общей годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 мил-лиона тонн продукции. Начало добычи с месторождения Аркутун-Даги, за-планированное ранее на 2014 г., было перенесено на 2015 г. 
См.: Ноглики: время больших перемен. – [Владивосток], 2005. – С. 154; Нефть и люди Сахалина : этапы большого пути : Роснефть-Сахалинморнефтегаз – 75 лет. – Хабаровск, 2003. – С. 240; http://www.sakhalin-1.ru/Sakhalin/RussiaRussian/Upstream/about_history. aspx; Проект «Сахалин-1» Аркутун-Даги (Платформа «Беркут») // http://blogs.citysakh. ru/users/viktor/?postid=8851.
 

МОЛОДЁЖНОЕ ПОИСКОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФРАНТИРЕР» (1989), 25 лет со времени создания в г. Южно-Сахалинске

 

Южно-Сахалинская местная общественная организация «МПО «Франти-рер» была создана при Станции юных туристов на базе студенческой группы ЮСГПИ и детской группы «Слепиковский». «Франтирер» в переводе с французского обозначает «партизан». Руководитель – председатель совета ЮСМОО «Молодёжное поисковое объединение «Франтирер», заслуженный учитель Сахалинской области Челноков Александр Сергеевич. МПО «Франтирер» зарегистрировано в 2009 г., сотрудничает с архивами Подольска, Гат-чины (архив ВМФ), отраслевыми архивами в Санкт-Петербурге, Иркутске, Владивостоке и Южно-Сахалинске по вопросам истории флота, развитию гражданской авиации в годы Второй мировой войны и др. Поисковое объеди-нение проводит полевые исследования, основные итоги которых публикуют-ся в «Вестнике Сахалинского музея». Участниками объединения сделано зна-чительное количество исторических открытий, но, пожалуй, самое значимое из них – инвентаризация и паспортизация бывшего укреплённого лагеря 2-го партизанского отряда штабс-капитана Б. В. Гротто-Слепиковского в Кор-саковском районе Сахалинской области. Паспортизацию объект прошёл в 2002 г., а в феврале 2008 г. ему был присвоен статус памятника муниципаль-ного значения. На основе собранных А. С. Челноковым и его объединением материалов вышло более 90 публикаций с описанием находок и промежуточ-ными выводами, а также пять книг и сборников, в том числе 4 выпуска еже-годника, издаваемого с 2009 г. на благотворительные пожертвования ограни-ченным тиражом.

 См.: Реконструкция будущего // Особое мнение. – 2008. – [№ 4–5] (апр.–май). – С. 18 : ил.; Гизатулина Н. Охотники за историей // Особое мнение. – 2011. – № 72 (июнь–июль). – С. 12–13 : ил.
 

ОАО «СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОРНЫЙ ВОЗДУХ» (2004), 10 лет со времени создания

ОАО «СТК «Горный воздух» образовано с целью организации спортивных мероприятий области на основе турбазы «Горный воздух», которая издавна считается визитной карточкой острова Сахалин. Расположен на склоне горы Российской в трех километрах от островной столицы Южно-Сахалинск, на высоте 260 метров. Здесь особенно чистый воздух. Отсюда открывается пано-рама Сусунайской долины и города Южно-Сахалинска. Туристическая база «Горный воздух» была открыта 25 декабря 1960 г. соревнованиями по горно-лыжному спорту. В доперестроечные годы имела всесоюзную известность. Здесь проводились международные соревнования по горнолыжному спорту, Спартакиады народов РСФСР по прыжкам на лыжах с трамплина. В 1972 г. впервые на Сахалине был разыгран Кубок СССР по лыжному двоеборью и биатлону. В годы перестройки строения туристической базы пришли в негодность и были заброшены. 2004 г. стал годом второго рождения турбазы – здесь открылась новая горнолыжная трасса с буксировочным подъёмником. За рекордно короткие сроки на южном склоне горы Большевик был построен новый буксировочный подъемник длиной 1 605 метров и сооружена горно-лыжная трасса длиной более двух тысяч метров. Инициатором обновления «Горного воздуха» стала администрация Сахалинской области. В 2008 г. пу-щена в строй новая современная канатная дорога до вершины горы Больше-вик общей протяженностью 2 200 метров. В июне 2011 г. ОАО «СТК «Горный воздух» стало победителем Петербургского экономического форума в номи-нации «Лучший горнолыжный курорт Дальнего Востока». Сегодня к услугам отдыхающих и спортсменов предоставлены: 15 км горнолыжных трасс раз-личного уровня сложности, сноуборд-парк, вечернее катание, современные подъёмники; детская горка, оборудованная специальным подъёмником; air-bag для безопасных приземлений с трамплина, прокат снаряжения, камера хранения, сервисный центр, школа инструкторов по горным лыжам и сно-уборду, пара-планерный клуб, кафе-ресторан «Горный воздух», четыре кафе-закусочных.

См.: Сахалин – Курилы. Новый век : фотоочерк о Сахалин. обл. – единств. в России обл. на островах. – Хабаровск, 2006. – С. 200 : ил.; Водяницкая А. Становление и развитие СТК «Горный воздух» (г. Южно-Сахалинск) / А. Водяницкий, О. Ю. Самотина // Сервис и туризм на Сахалине : сб. науч. ст… – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 118–124; Горный воздух, СТК // http://yuzhno.sakh.ru/companies/3117/.

©   ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека», 2013 
©   ГУП «Сахалинcкая областная типография», 2013 
©   Фото — «Область на островах»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.