Запрет на заемный труд. Разрешение аутстаффинга и Можно ли теперь предоставлять работников другим организациям. Когда аутстаффинг запрещ

 

Федеральным законом № 116-ФЗ от 05.05.2014 г. внесены изменения в различные законодательные акты РФ касающиеся заемного труда и деятельности по предоставлению труда работников (персонала) сторонним организациям (вступают в силу с 01.01.2016 г.).

После изменений государственная политика в сфере труда включает в себя в числе прочего и создание условий для развития негосударственных организаций, занятых в подборе персонала и трудоустройстве граждан. Напомним, в настоящее время какое-либо сотрудничество частных организаций (кадровые агентства, кадровые компании, биржи по трудоустройству  и т.п.) официально невозможно, т.к. для привлечения работников, состоящих на учете в центрах занятости, необходимо быть работодателем.

В закон РФ «О занятости населения» внесена статья касательно осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) – т.е. фактически предоставление услуг аутстаффинга.

 Статья по теме: «Аутстаффинг. Законодательное регулирование», июнь 2013 г.

Деятельность по предоставлению персонала вправе осуществлять частные агентства занятости, которые должны обязательно являться юридическими лицами и пройти аккредитацию на право осуществления такого вида деятельности, а также другие юридические лица в определенных случаях. Цитата из закона:

 3. Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

1) частные агентства занятости – юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Обращаем внимание на исключение из поля деятельности по аутстаффингу индивидуальных предпринимателей (значительный сегмент «бирж труда» в стране) и значительные ограничения, связанные с аккредитацией: уставной капитал не менее миллиона рублей, наличие у руководителя стажа работы в сфере содействия занятости населения не менее двух лет за последние три года, отсутствие у руководителя судимости за экономические преступления и преступления против личности.

Еще по теме статьи можно почитать:  Кризис 1998 года на Сахалине - от рухнувших ГКО, внешних долгов до маленьких трагедий маленьких семей

Таким образом, фактически аутстаффинг отдан на откуп крупным компаниям – мелкий и средний бизнес должен либо стать их частью (филиалы), либо выходить на требуемый уровень с неравными начальными условиями конкуренции. Очевидно, что меры преследуют благие цели против фирм-однодневок, но не менее очевидно и другое. В настоящее время аутстаффинг и так фактически имеет место быть. Тем не менее, агентства, предоставляющие такие услуги, не заинтересованы в расширении рынка – кроме быстросхватываемого. Так, например, нет услуг аутстаффинга в рыбной промышленности, сельском хозяйстве, угольной промышленности. Имеется некоторая практика в сфере строительства – но в связи с дешевизной труда наемных рабочих (мигрантов) и переполнением ими рынка, платить за постоянное наличие сотрудников нет смысла.

Тем не менее, на ключевых работах спрос, а точнее, предпосылки к спросу, есть: рыбная промышленность в путину (обработка), сельское хозяйство в период подготовки к посевной и уборке урожая, а также угольная промышленность (вспомогательная деятельность – транспорт, погрузка), и т.п.. В этих отраслях наличие рабочих рук в горячую пору просто критично. Нехватка рук ведет к снижению производственных показателей, поэтому агентства призваны помочь решить эту проблему. Основной минус на данный момент – предприятия не готовы платить большую сумму за услуги агенства, покрывающие затраты на немедленное предоставление персонала и соответственно его содержание в период ожидания. Тем не менее, выключать из аутстаффинга целый сегмент малого и среднего бизнеса было нельзя. Также отметим широкий рынок аутстаффинга в сфере обслуживания и микро-бизнеса: на самом деле иногда очень критично в связи со спецификой данной сферы, а также с тем, что не всегда все аспекты трудовых отношений этой сферы происходят в рамках правового поля. Быстрое и качественное предоставление продавца, водителя, диспетчера такси и сотни других профессий есть значительное подспорье в работе микробизнеса.

Аутстаффинг не допускается для замены бастующих, для работ при простое (банкротстве, режиме неполного рабочего времени), замены работников, правомерно отказавшихся от работы.

Также аутстаффинг запрещается для выполнения работ на объектах I и II класов опасности (ОПО), на рабочих местах с опасными условиями труда или вредными условиями 3 или 4 степени (см. статью о специальной оценке условий труда), на отдельных работах, перечень которых будет утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Еще по теме статьи можно почитать:  Нешкольная история. Сахалин – девяностые. В гостях известный сахалинский журналист Александр Туболец.

Отдельно отметим запрет аутстаффинга для работ в качестве членов экипажей морских судов и судов «река-море». Отчасти это связано с наличием целого сегмента крюинга в сфере трудоустройства, а также со спецификой работы на флоте.

Законом оговаривается, что могут быть установлены и другие ограничения – также федеральными законами.

Как уплачиваются страховые взносы за направленный по аутстаффингу персонал – точно по такому же тарифу, как и для «основных» работников принимающей организации. Оплату производит направляющая сторона.

Сведения о работе в качестве «арендуемого» (следовательно, и о трудовом стаже) в обязательном порядке вносятся в трудовую книжку.

Одновременно, федеральный закон установил норму, запрещающую заемный труд.

Заемный труд – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Внесены изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации. Установлены особенности регулирования труда работников, направляемых к другому работодателю. Оплата труда предоставляемых работников должна быть не ниже, чем у основных работников. Льготы и компенсации, принятые у «принимающего» работодателя, распространяются на предоставляемых работников в полной мере.

Каков наиболее предположительный сценарий предоставления труда? Скорее всего, основной договор с агентством и допсоглашение о направлении к конкретному работодателю будут заключаться в одно и то же время. Время простоя (ожидания следующего направления) оплачиваться не будет, на этот период работник будет увольняться. Фактически, агентства будут вести большую базу данных и не будут содержать работников в период «ожидания». Исключение могут составлять особо ценные специалисты, причем только из востребованных профессий.

Снизить экономические затраты при аутстаффинге агентство сможет только таким образом. В противном случае содержать и платить «простой» будет очень накладно. Кстати, теоретически агентство будет обязано оплачивать простой в размере не менее двух третей от среднего заработка работника.

Законодательная возможность оплачивать в период «бездействия» установленную сумму видится спорной: судебная практика отсутствует, право работодателя устанавливать систему оплаты труда ограничивается нормой оплаты простоя не ниже определенного уровня, понятие «оплачиваемый резерв» в данный момент существует только на флоте и содержится в нормативных актах в виде термина без каких-либо указаний на размеры оплаты и правила применения.

Еще по теме статьи можно почитать:  Антон Буюклы. Мифы и реальность (издание Смирныховской библиотеки)

Как вывод: по сути закон направлен на «укрупнение» данного сегмента бизнеса, не несет значительных преимуществ для работника в части гарантий долгосрочной занятости, преимуществ по оплате труда и получении льгот, не несет значительных финансовых преимуществ для работодателя (т.к. при любом раскладе ФОТ, страховые взносы и иное содержание работников вплоть до СИЗ, будет ложиться на «принимающую сторону»). Фактически, закон лишь легализует сложившуюся практику, при этом выводя из сегмента средний и малый бизнес, в то время как вполне можно было ввести для него только ограничения касательно максимального количества предоставляемых работников (в зависимости от оборотов, уставного капитала), сумме договоров «заемного труда», и т.п.

Закон вступает в силу с 01.01.2016 года.

© Область на островах, 13.05.2014, 31.01.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *