Изменения в законодательстве: отказ при приеме на работу, учетный период плавсостава

В Государственной Думе в первом чтении приняты законопроекты о внесении изменений в статьи 64 и 104 ТК РФ.

Изменение статьи 64 ТК РФ сделано в силу «фактической недействительности» нормы статьи «По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме», т.к. срок предоставления такого отказа ничем не регламентировался.

Вносимыми изменениями предлагается установить такой срок равным одной неделе.

По нашему мнению, наличие такого срока в принципе не изменит ситуацию с необоснованным отказом. В связи с тем, что многие предприятия имеют свои требования к персоналу и процедура отбора и набора – изначально «мертвой» становится сама законодательная позиция об обязанности работодателя заключить договор с любым работником, подходящим под требования представленной вакансии (в т.ч. направленным от службы занятости), ибо обоснованность отказа есть вещь, практически не подлежащая объективному измерению.

Работодатель защищается от недобросовестных работников и ставит барьеры по уровню квалификации и деловых качеств. А статью 64 ТК РФ обходит или системой отбора (что не запрещено), или ответом из серии «Незаключение с вами трудового договора не нарушило никакие ваши права» (т.е. уже лицо, обращающееся к Работодателю с заявлением о приеме на работу, должно доказать, что ему отказали именно по мотивам, приведенным в ст. 64 ТК РФ или других законодательных актах – что опять же не просто не запрещено, а безусловно законно).

Также не стоит забывать и о том, что Работодатель сам решает, как ему вести хозяйственную деятельность, и какие именно требования к работникам в части квалификации, опыта, деловых и личностных качеств ему следует предъявить.

Второе изменение (статьи 104 ТК РФ) предусматривает уточнение, согласно которому учетный период для работников плавсостава также устанавливается равным одному году.

Текст выдержки из законопроекта:

«Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, кроме работников плавающего состава самоходных и  несамоходных судов, используемых в целях судоходства и торгового мореплавания, — три месяца».

С точки зрения законодателя – отсутствие данной нормы ставило работодателей-судовладельцев в неравное положение с другими работодателями в вопросах учета рабочего времени экипажей, а также противоречило статье 329 ТК РФ. Действительно, особенности рабочего времени экипажей устанавливается дополнительными нормативными документами, в которых учетный период превышает установленную норму, равную трем месяцам.

Так, режим труда и отдыха членов экипажа морских судов портового флота определяется Постановлением Минтруда № 27 от 03.06.1997 г., максимальные сроки непрерывного пребывания экипажей судов флота рыбной промышленности в рейсе устанавливаются Приказом Минрыбхоза СССР № 177 от 27.09.1991 г.

Дополнительно к указаным документам Приказом Госкомрыболовства № 271 от 08.08.2003 г. было утверждено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы».

Отметим, что наличие вредных или опасных условий должно быть доказано результатами СОУТ (или АРМ, если не истек пятилетний период действия ее результатов). Именно такая практика сложилась в РФ в последнее время во всех аспектах хозяйственной деятельности. 

© Область на островах

 Ключевые слова статьи: через сколько работодатель сообщит об отказе в приеме на работу, как учитывать рабочее время плавсостава, изменения в законодательстве по учетному периоду экипажей судов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *