Экспертиза приказа № 302н (медосмотры работников) — выявлены несоответствия и затруднения ведения хозяйственной деятельности

Минэкономразвития РФ издало заключение (№ 13875-ОФ/Д26и от 28 мая 2015 г.) о результатах экспертизы приказа Минздрава № 302н от 12 апреля 2011 г., касающегося медосмотров работников.

При проведении экспертизы проводился сбор сведений о положениях, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также направлялись дополнительные запросы в Минздрав и Минтруд, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

Основанием для проведения экспертизы послужило обращение «Сургутнефтегаза», основывающегося на отсутствии четких определений понятий «медицинское учреждение» и «значительное удаление». Действительно, например на Сахалине ведь целый ряд организаций, обслуживающих шельфовые проекты на их береговых объектах, мог реально снизить стоимость и объем медосмотра, сняв целый пункт «работы в КС и МКС». И мог это сделать как раз потому, что на ВСЕХ береговых объектах находятся врачи (именно врачи, а не фельдшеры), и находятся они в т.н. медпунктах – по сути являющихся клиникой. При этом – ближайшие медучреждения (больницы, поликлиники) находятся в пределах не более часа или двух (доехать с БКП «Одопту» до Охи занимает около полутора часов; для сравнения, из Новиково до Корсакова путь может занять примерно столько же при эвакуации обычного жителя). А заставлять проходить медосмотр по таким основаниям для «офисных» работников и персонала, занятого работами в населенных пунктах с наличием больниц (учитывая требование прохождения предварительного МО для работ в районах КС и МКС; читай – каждый раз при смене работы минимум) нецелесообразно в принципе.

Основные замечания:

1.      В соответствии с приложением N 2 к приказу обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, независимо от наличия на производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Таким образом, имеется некоторое противоречие с положениями ТК РФ, требующими прохождение медосмотра там, где действительно присутствуют вредные и опасные производственные факторы. Наличие таких факторов должно подтверждаться СОУТ.

2.      Увеличение стоимости медосмотров, не всегда подъемные для работодателя (особенно для малого и микробизнеса). Примечание: для Сахалинской области – медосмотр для лиц, направляемых на работу в районы КС и приравненные к ним местности обходится около 6000 рублей минимум. Чуть ниже стоимость медосмотра для флота и пищевой промышленности.

3.      Объем медосмотров пересекается с объемом обязательной диспансеризации.

4.      Отсутствуют единые наименования вредных производственных факторов (в законодательстве); аналогичная ситуация сложилась и с наименованием видов работ.

5.      Избыточность проведения всех видов медицинских обследований для работников торговли непродуктовыми товарами, а также нецелесообразность медосмотров в предусматриваемом на данный момент объеме для работников, не контактирующих с продуктовыми товарами, а также «офисниками» (административная работа).

6.      Проблема наличия необходимых врачей (специалистов) в некоторых регионах.

7.      Избыточность требования прохождения психиатра и нарколога (частота). Постановление Правительства РФ № 695 от 23.09.2002 г. указывает периодичность один раз в пять лет. Другие обязательные нормы (кроме Приказа № 302н) в законодательстве отсутствуют. Примечание: увы, учитывая общую ситуацию в стране – возможно, следует оставить ежегодный осмотр, как барьер для трудоустройства в хорошие организации (для Сахалинской области, например, это подавляющее большинство околошельфовых «проектных» компаний).

8.      Уже упоминавшееся выше ущемление прав работников, постоянно проживающих в КС и МКС, вынужденных проходить медосмотр каждый раз при смене работы, и НИКАК не защищенных в случае, если они по Приказу № 302н, имеют противопоказания. Напомним, ТК РФ требует особого прохождения предварительных медосмотров только для работников, выезжающих на работу в КС и МКС.

Выводы по итогам экспертизы (приводится цитата; не является официальной публикацией):

По итогам проведенной экспертизы приказа N 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе N 302н положений, необосновано затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления N 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ N 302н:

1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом N 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.

4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.

5. Привести положения приказа N 302н в соответствие с действующими редакциями Закона N 323-ФЗ и Закона N 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

© подготовлено «Область на островах»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *