Испытано на себе. Звездочки и квадратики или Как нужно правильно хвалить и поощрять ребенка

Как мотивировать ребенка? У каждого свои методы. И это правильно – ведь ребенок прежде всего личность, причем личность уникальная. Подумайте: если к каждому взрослому человеку нужен индивидуальный подход, то почему к ребенку следует подходить, руководствуясь общим принципом и правилами? Конечно, существуют общие принципы и правила мотивации, справедливые для любого человека независимо от возраста. Но вот методы, используемые при реализации этих принципов и правил, всегда приходится подбирать индивидуально.
День Первый.
Сырая мысль о применении оценок за поведение выразилась в предварительном решении об использовании звездочек. Звездочки были выбраны по примеру детского сада, который посещает дочь, и в котором воспитатель за особые достижения (быстрее всех собрал игрушки, быстрее всех оделся на прогулку и т.п.) дает звездочку. Причем, натуральную, из бархатного картона.
О решении было объявлено ребенку.
Рисовать звездочки было решено в красивый новый блокнотик, обложка которого была яркой и состояла из различных популярных среди четырехлетнего населения России персонажей, имена которых известны далеко не всем взрослым. Процесс зарисовывания и обсуждения поведения за день был гармонично включен в ежедневный ритуал «вечернее укладывание спать».
День Второй.
Первая звездочка была торжественно зарисована в блокнот.
День Третий.
В блокнот была не менее торжественно зарисована вторая звездочка.
День Четвертый.
В блокнот была зарисована звездочка. Ребенку был куплен и выдан «паззл», с объяснением, что это – за то, что она заработала много звездочек за эту неделю.
День Пятый и Шестой.
Наглядно продемонстрировали недостаточность звездочек. Поведение было не ахти – но не настолько, чтобы не ставить звездочку. Звездочки были поставлены, но ребенку были объявлены замечание и выговор.
День Седьмой.
Поведение ребенка было ужасным. Звездочку не поставили. Уложив ребенка спать, на семейном совете приняли решение о необходимости применения не только положительных оценок, но и отрицательных. Кандидатура «черного квадратика» прошла единогласно. Протокол семейного совета принят к исполнению.
День Восьмой.
Был очень близок к пятому и шестому дням. Единоличным волевым решением жена поставила незакрашенную звездочку. Объяснив ребенку, что поведение было в целом неплохим, но были некоторые моменты и изъяны, из-за которых звездочка и не стала закрашенной. Ребенок задумался.
День Девятый.
Исключительно честно заработанная звездочка.
День Десятый.
Утром случилась истерика – почему-то не понравилась одежда, совместно приготовленная вечером. Естественно, замены одежды не произошло, но последствия были буквально плачевны, горькие слезы слышали соседи на два этажа вверх и четыре вниз. Вечером по дороге из садика чаду не понравился отказ купить леденец на палочке – в результате снова горький плач на всю округу, сопровождаемый попытками улечься прямо на асфальт.
По пришествии домой ребенок был выставлен в угол.
Перед сном – когда обе стороны достаточно успокоились и были открыты к адекватному диалогу – ребенку было разъяснено, что в связи с плохим поведением (дите горестно, но согласилось с тем, что вело себя и в самом деле безобразно) ему полагается черный квадратик. А это плохая оценка. И если будут квадратики – а значит мало звездочек – то никакого поощрения в виде «паззлов» и всяких других приятных игрушек категорически не предвидится.
День одиннадцатый.
По итогам дня и недели перед сном была проведена разъяснительная беседа на тему «Поощрения по итогам недели с учетом количества полученных звездочек, их качества в виде закрашенности, и отсутствия квадратиков».
День двадцать второй.
В связи с получением черного квадратика ребенку был запрещен вечерний просмотр «Спокойной ночи, малыши».
На протесты жены (не в присутствии ребенка) было разъяснено (опять же – не в присутствии ребенка), что при наличии поощрения за звездочки необходимо иметь и наказания за квадратики. Ибо – сами по себе квадратики суть оценка. А не меры по снижению вероятности повторения аналогичного поведения в дальнейшем. И вообще, не совсем логично поощрять за звездочки, и не принимать мер за квадратики: в этом случае, отношение к квадратику будет как к формальности и влиять на ребенка особенно не будет.
Итоги и Выводы по итогам первых четырех месяцев.
Ежедневное обсуждение итогов дня и система оценок значительно содействует в формировании у ребенка понимания понятий «хорошо – плохо» в части поведения, осознании своего поведения, развивает в ребенке навыки самооценки (как одну из основ дальнейшего самоконтроля).
Совмещение с обсуждением итогов дня профилактических бесед с применением «проецирования» («А тебе хочется, чтобы тебя так обозвали?..») помимо сугубо воспитательных функций снижает уровень взаимоотношений между родителями и ребенком на уровне «проступок – наказание», не позволяет видеть в старших только карательное начало.
Время, проводимое с ребенком, пусть чуточку, но увеличивается. А это бесценно для малышей – особенно в наш высокоскоростной век.
Система поощрений перестала включать в себя только покупки. Посещение парка, цирка, концерта тоже стало приятным бонусом. А время, проводимое с ребенком, опять же увеличивается.
Применение оценок дисциплинирует и …взрослых. Для разъяснений «что такое хорошо и что такое плохо» и особенно для того, чтобы эти разъяснения ребенком воспринимались так, как нужно – крайне необходимо самому подавать хороший пример. Ведь ребенок, слушая, что ему говорят (в т.ч. и в образовательных учреждениях, школе, иных местах), неосознанно пропускает это через призму «а как это делает папа и мама», и в соответствии с этим корректирует свое поведение.
_________________________________________________________
ВАЖНО! 
Если это перестало работать — остановитесь. Перейдите на другую систему мотивации. Наш опыт показал, что через восемь месяцев звездочки уже не  имели своего действия. Но через полтора года звездочки снова стали актуальны… 
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.