Снижение травматизма в строительстве и на производстве (монтажные работы, ремонтные работы) и его связь с количеством нарушений

Ключевые слова: травматизм и уровень нарушений, как снизить уровень нарушений, почему происходят нарушения

Материалов на тему причин травматизма (происшествий, несчастных случаев) достаточно. Подавляющее большинство из них сводится к тому, что делается и что следует сделать для его снижения (надзор, организация, барьеры различных типов и т.д.).
Данная публикация имеет целью осветить то же самое с необычной точки зрения.
Задайтесь вопросом – «А что мы делаем для того, чтобы увеличить число нарушений?». Это не ошибка, не опечатка и не описка. Вопрос именно таков – «…чтобы увеличить число нарушений?».

***

Если задать этот вопрос группе людей, вовлеченных в производственный процесс – скорее всего, вы получите ответ «Ничего!». Кто-то искренне верит, что не делает ничего для увеличения нарушений; кто-то не видит взаимосвязи; а кто-то просто считает этот ответ правильным (принцип «скажу, как правильно, а не как на самом деле»).
Если же дать аудитории пару примеров и «расшевелить» их – то все-таки «методом от обратного» можно будет услышать примерно те причины (в той или иной степени детализированные), на которые имеется ссылка в самом первом абзаце нашей статьи.
Попробуем сгруппировать эти причины.
Итак, прежде всего своими действиями мы вселяем в работника Ожидание и Уверенность.
Уверенность в том, что «нарушать все же можно». Ожидание, что нарушать можно в силу высокой квалификации работника («у меня большой опыт и поэтому мне так можно») и в силу необязательности исполнения требований, так как руководители и ТБ-шники «говорят одно, а требуют другое».
Следующей группой можно назвать Лояльность и Возможность. Это отсутствие личного примера (от руководителей), приверженности руководства принципам безопасной работы. Это закрытие глаз либо даже прямое или косвенное поощрение нарушений в силу как правило необходимости «срочного выполнения задания». В иностранной терминологии – weak leadership.
И третьей группой можно назвать Неопределенность. Мы создаем условия, когда работник вынужден импровизировать, т.к. он не имеет четкого ответа на вопрос как. Не продуман вопрос подъема-спуска приспособлений? Не прописана процедура действий при нештатной ситуации (не являющейся аварийной – например, инструменты не подходят)? Не указано количество человек и не распределены роли работников в выполнении операций? Все это создает Неопределенность.
Именно это и есть те самые условия, при которых количество нарушений увеличивается.
Обратите внимание, мы не говорим «может увеличиться». А именно «увеличивается».
Вывод: для увеличения нарушений (и следовательно – увеличения риска НС, происшествия без последствий и т.п.) мы создаем Ситуацию. Тем или иным способом.
Наиболее опасной из перечисленных групп, по нашему мнению, является вторая.
Ни одна система не будет работать без руководства, без «посыла» от руководства (т.н. message). И если более сильный «посыл» будет – нарушайте – то работники будут нарушать, т.к. срабатывает принцип «не важно, что говорят, а важно – что делают».
Продолжение следует…
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *