Планирование рейсов и поездок как метод снижения нарушений водителями требований правил. Практика и реалии систем мониторинга

Ключевые слова статьи: практика применения систем мониторинга автотранспорта, опыт оснащения автопарка системами слежения, снижение количества нарушений после установки на транспорт систем мониторинга и позиционирования

Для снижения количества нарушений правил дорожного движения водителями организаций и предприятий внедряется система мониторинга транспортных средств. На транспортное средство устанавливается специальный прибор, контролирующий поведение водителя и передающий информацию на сервер. Фиксируются все передвижения водителя по трассе, нарушения скоростного режима (при наличии).
Некоторые результаты (обобщенные) применения систем контроля на транспортных средствах:
1)      Недопонимание водителями сути нарушений. Увы, психология и логика такова, что если ответственность (административная) наступает при превышении скорости не менее, чем на 20 км/ч – значит, ехать с превышением на 10-15 км/ч скорости, указываемой на дорожном знаке, можно.
2)      Расхождения реальной дорожной обстановки и карты на сервере. Иногда не все знаки и зоны их действия правильно указаны – вследствие чего возникают споры.
3)      Система не отслеживает (справедливости ради, и не должна) нарушения, связанные с обгоном – пересечение сплошных линий, обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен», и т.п. Просматривать видеорегистратор в таких случаях нецелесообразно – при значительном автопарке даже выборочный просмотр занимает много времени. Между тем, немалое число нарушений происходит именно при обгоне.
4)      Неправильная трактовка торможений и ускорений при расшифровке данных. Для городской езды, к сожалению, всегда будут характерны и резкие торможения и (реже) резкие ускорения. Это связано с интенсивностью движения и поведением значительной массы водителей.
Общее число нарушений при применении систем отслеживания поведения водителей несомненно мало. К сожалению, сравнивать его не с чем – официальная и неофициальная статистика не ведется. Однако, выборочные наблюдения показывают, что транспорт, на котором системы мониторинга установлены, априори движется безопаснее, чем остальной. За пределами города (особенно грузовой автотранспорт, «тралы», бензовозы) вполне очевидно, что даже крупные машины порой имеют скорость не менее 100-110 км/ч (летом, при нормальных дорожных условиях).
Второе крупное направление для снижения количества нарушений правил при управлении транспортом – управление временем водителя путем планирования. На каждую серьезную поездку (степень серьезности – субъективное решение предприятия) разрабатывается План – с указанием информации о персонале, грузе, остановках (читай, кто едет, что везет, точки остановок).
Одновременно применяются запреты либо ограничения на передвижение в ночное время (темное время суток).
Само по себе такое планирование – не просто очередная бумага, а действующая процедура.  В противном случае внедрять ее нет смысла.
Общие характерные черты планирования:
·         Контрольные точки (отзвон, немедленный поиск)
·         Контроль за временем нахождения за рулем (напарник, ночевка, план поездки повременной – для исключения превышения рабочего времени водителя)
·         Особые меры для передвижения в темное время суток (повышенный инструктаж, специальное обучение, допуск только опытного персонала, ограничение скорости)
·         Согласование и разделение ответственности между руководителями (различных уровней) в организации
·         «Готовые» решения для действия в нештатных ситуациях (регулярные проверки ТС, проверка наличия и комплектности аварийных запасов, заключенные договоры с медучреждениями, стоянками и гостиницами на пути следования).
Согласитесь, несложные меры (зачастую, обыкновенное соблюдение действующих требований и правил), ничего сверхестественного. Опыт применения западными компаниями на террритории Сахалинской области — положительный.
В заключение зададим ключевой вопрос.
Может ли предприятие позволить себе внедрять такие системы?
Дело даже не в дороговизне или обслуживании. Применение тахометров тоже имело отталкивающую реакцию.
Дело скорее в коммерческой части.
Позволить, наверное, можно (иногда с трудом, но приемлемо).
Однако, подавляющее большинство перевозимых грузов должно быть доставлено быстро. На территории Сахалина (т.к. Курилы имеют несколько иную логистику) даже «проектный» транспорт порой перевозит грузы с нарушениями. Чем быстрее доставлен груз – тем быстрее возьмешь следующий заказ. Принцип такси. Увы, это так. Коммерция всегда НАД охраной труда.
Нет-нет, охрана труда и безопасность всегда на первом месте. Просто коммерция — НАД, а не ВПЕРЕДИ. Увы, это реальность даже для богатых на бюджет «шельфовых» предприятий.
Еще одна сторона – критически важный груз (ГСМ, рыбопродукция). Установка системы мониторинга снизит общую скорость потока – но очень мало компаний-грузополучателей готовы платить исключительно за безопасность. Подавляющее большинство устраивает нечто среднее – некий приемлемый уровень нарушений.
Кстати, с улучшением дорожного полотна скорость прибытия в точки назначения значительно увеличилась (при прочих равных условиях – т.е. «езде по знакам»). Но нельзя уповать исключительно на состояние дорожных условий…
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *