Минтранс разработало проект, изменяющий особенности труда и отдыха водителей автомобилей

Ключевые слова статьи: режим труда и отдыха водителей, чем регулируется, изменения в Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей

ВАЖНО!  Статья устарела. С 2021 г. в силу вступили иные “Особенности…” (читаем тут)

Министерство транспорта РФ разработало проект о внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Минтранса РФ № 15 от 20 августа 2004 г.).
В частности, предлагается установить следующее:
1.     Графики работы водителей автобусов составляются работодателем для всех водителей при суммированном учете рабочего времени с указанием рабочих и выходных дней в месяце и соблюдением месячного баланса рабочего времени (дополнение к существующему пункту 4 «Положения…»). Фактически, это «узаконит» повсеместную практику АТП средней руки. Как быть с ИП, лично водящими свой автобус – остается непонятным. Справедливости ради отметим, что «Положение…» в общем-то распространяется на работающих по трудовому договору. По нашему мнению, необходимо глобально пересмотреть практику индивидуальной трудовой деятельности предпринимателей (т.е. всех, кто не нанимает работников) и вводить им отдельные правила и положения. Увы, экономическая ситуация диктует свои правила, и в данном случае регулировать труд ИП целесообразней их контрагентам (юрлицам либо иным ИП, которые привлекают их по договору подряда).
2.     В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода от одного до трех месяцев. Увеличение учетного периода до квартала осуществляется с учетом мнения представителей работников (новая редакция пункта 8 «Положения…»).  В настоящее время учетный период ограничен одним месяцем.
3.     При выполнении перевозок водитель обязан осуществлять специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения). Специальный перерыв должен осуществляться не позднее достижения времени управления автомобилем 4-х часов 30 минут. Под временем управления понимается суммарное значение периодов времени управления после окончания предшествующего периода отдыха: ежедневного (междусменного) или еженедельного, либо специального перерыва. Перерыв засчитывается в качестве специального перерыва только в том случае, если его непрерывная продолжительность составляет не менее 45 минут. Допускается разбивать перерыв продолжительностью 45 минут на два перерыва только в указанном порядке: первый перерыв – не менее 15 минут непрерывно, второй перерыв – не менее 30 минут непрерывно. Специальный перерыв может быть совмещен со временем перерыва для отдыха и питания (пункт 24 Положения), при этом общая продолжительность перерыва должна быть не менее продолжительности специального перерыва. Работодатель водителя обязан указать в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения) данные перерывы (новая редакция пункта 19 «Положения…»).
4.     Водителям предоставляются перерывы для отдыха и питания продолжительностью не более 3-х часов. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут устанавливать три перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 3-х часов и не менее 30 минут (новая редакция пункта 24 «Положения…»).
Отдельно отметим режим труда и отдыха, указанный в новой предполагаемой редакции пункта 25.
Текст новой редакции:
«Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха при рабочем графике, указанном в пункте 7 Положения, вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
При выполнении междугородних перевозок при суммированном учете рабочего времени водителя продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок составляет не менее 11 непрерывных часов. Допускается сократить этот отдых до 9 непрерывных часов, но не более трех раз за период между двумя последовательными еженедельными периодами отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два отдельных периода в течение 24-х часов, при этом допускается разбивать отдых только в указанном порядке: первый период – не менее 3-х непрерывных часов, второй период – не менее 9-ти непрерывных часов. Экипаж из 2-х и более водителей должен иметь период отдыха за период, не превышающий 30 часов, при этом в любом случае продолжительность отдыха не может быть менее 9 непрерывных часов, и весь экипаж должен отдыхать одновременно.
При выполнении междугородних перевозок при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель имеет право следовать до ближайшего места стоянки. В данном случае по прибытии на место стоянки водитель обязан оформить отчетный документ следующим образом: на оборотной стороне документа – регистрационного листка (для аналоговых тахографов) или распечатке (для цифровых тахографов) указать причину отступления от предельно допустимых норм управления транспортным средством, заверив его собственной подписью.
Водитель должен обеспечить сохранность и наличие данного документа на борту автомобиля для предоставления по запросу контролирующим органам в течение 28 дней, а затем передать его на предприятие, где данный документ должен храниться не менее 1 года».
Пункт 26 (новая редакция) предполагает, что еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов (в настоящее время – 42 часа).
В целом не предполагается кардинальных или маловыполнимых изменений.
По нашему мнению следует обратить тщательное внимание не на «шлифовку» имеющейся нормативной базы на наемных водителей, а на целый неохваченный пласт «частников» (ИП, владеющих транспортными средствами и управляющими ими самостоятельно). Как уже было отмечено, «Положение…» не распространяется на них. А зря. Этот пласт водителей занимает одну из опасных ниш – такси, грузоперевозки, пассажирские перевозки (маршрутки) – а контролировать их получается слабо (контрагент-заказчик не заинтересован в тотальном контроле, потому что имеет коммерческие интересы; контролирующие органы не всегда имеют силы и ресурсы).
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Ространснадзор утвердил руководство для соблюдения обязательных требований: как правильно регулировать время управления транспортом и время отдыха водителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *