Надо ли проводить внеочередную проверку знаний по охране труда в аттестованном учебном центре

С практической точки зрения проводить проверки знаний требований охраны труда(особенно на предприятиях с малым и средним числом работающих) – это всегда проблема.
Как правило, для того, чтобы организовать проверку, необходимо иметь собственную комиссию. При этом собственной комиссией следует проверять знания у очень узкого круга специалистов и руководителей (в чьи обязанности не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях). Остальные должны идти учиться в учебном центре.
Иначе – нарушение порядка 1/29, и не меньше.
А выход новых правил по охране труда (что происходит не так уж редко у нас в стране; при этом ряд правил широко применим одновременно в организациях различных отраслей и сфер) – несомненно повод для обучения им работников и, конечно же, проверки знаний.
Как быть?
Что касается внеочередной проверки – особенно связанной с выходом новых правил, например, или иного изменения в законодательстве – то для работодателя тут есть лазейка:  пункт 3.3 «Порядка…».
Цитата:
3.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

  • при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
  • при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
  • по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
  • после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
Письмо Минтрудасоцзащиты РФ № 15-2/ООГ-3990 от 11 ноября 2016 г. подтверждает сказанное. Цитата из письма:
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение. Таким образом, с принятием правил по охране труда, или изменений к ним работодатель организует внеочередную проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Вроде все понятно – сделай сам порядок и проводи внеочередную проверку согласно ему.
…И тут снова возникают коллизии права: объем и порядок процедуры внеочередной проверки, конечно, определяются работодателем, как стороной, инициирующей ее проведение. И может можно и комиссией своей, и вообще…
Но тот же «Порядок…» твердо указывает, кого можно внутренней комиссией «обучать» и «проверять», а кого нельзя.
И все логично. Чтобы проверить знания – нужно обучить работника. В режиме самообучения тоже можно, но «Порядок…» требует определенного подхода к проверке знаний.
А пункт «Порядка…»:
3.9. Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда
вообще влечет за собой дополнительные финансовые расходы на обучение «на стороне».
Одновременно отметим, что существует и практика «широкого разделения» «мух» от «котлет». Мол, обучение (первичное) это одно. А проверка знаний – другое. Для первого – в учебный центр. Для второго – внутренняя комиссия. Также и для внеочередной проверки – можно и внутренней комиссией, так же как и периодическая проверка знаний.
По нашему мнению, исходя из изложенного выше: внеочередная проверка знаний может включать в себя обучение в режиме самоподготовки с последующей проверкой знаний “внутренней” комиссией, а вот члены комиссии должны “обучиться” изменениям в учебном центре. При этом учебный центр должен иметь соответствующую программу, связанную с выходом очередных “новых правил” – что тоже не всегда быстро делается и согласовывается.
Словом, неясность и запутанность законодательства, вкупе с разъяснениями Минтруда, фактически просто цитирующими нормативные документы, а не дающими пояснения к их применению – всегда будут порождать споры (в т.ч. и с инспекторами), о том, как именно следует исполнить букву закона.
Поделитесь опытом, как это поставлено в вашей организации –  в комментариях ниже или на нашем форуме.
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Первая помощь при отравлении хладагентом

Ключевые слова: как проводить внеочередную проверку знаний по охране труда, внеочередная проверка и ее порядок, чем регламентируется или где прописан порядок проведения внеочередной проверки знаний специалистов по охране труда, вышли новые правила по охране труда как провести проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *