Цапко, Макаровский район

Железнодорожная станция Цапко и село Цапко (японское название – Эбикенай). Названы в честь участника борьбы за установление Советской власти на Северном Сахалине председателя Сахалинского ревкома Цапко Александра Трофимовича.
Александр Трофимович Цапко (1884-1920). Уроженец Одессы. В годы обучения на почтово-телеграфных курсах познакомился с произведениями Добролюбова, Шевченко, Чернышевского. Принимал участие в студенческих сходках. После курсов служил телеграфистом в Хабаровске, затем в 1916 году был командирован на Сахалин для строительства Сахалинской радиостанции.
В мае 1917 года делегирован на съезд профсоюза работников связи. На Сахалин Цапко вернулся сторонником большевиков.
Цитата из статьи «Петроградский период жизни А.Т. Цапко», И.Г. Кудрявцев:
«В августе 1918 года Александр Трофимович вновь появился на Сахалине. В отличие от столицы, на острове было тихо. Выступив перед товарищами, Цапко заявил, что в России идет резня. В этих словах выразилось его неприятие самой идеи гражданской войны. Сам он вернулся к заведованию радиостанцией и, наконец-то, устроил свою личную жизнь».
В условиях разгула колчаковцев он организует из сторонников власти Советов подпольную революционную группу, которая в течение 1919г. ведёт подготовку к свержению колчаковского режима, срывает мобилизацию в армию, проводит антиколчаковские митинги в сёлах и шахтах острова.
Приверженец идей буржуазной демократии, но при этом председатель Временного революционного комитета (Северный Сахалин), а с марта 1920 года заместитель председателя островного исполкома, Александр Трофимович имел большой авторитет среди жителей.
После захвата Северного Сахалина японскими интервентами Цапко остался в Александровске-Сахалинском, т.к. не мог бросить жителей, которые ему доверяли. Ранним утром был вывезен японцами в числе прочих на японский военный корабль «Мисима». Дальнейшая его судьба НЕИЗВЕСТНА.
Каковы бы ни были мотивы революционной деятельности Цапко – он остается в истории области как пламенный патриот России, человек несгибаемого мужества.
В настоящее время население в селе отсутствует, здания и постройки разрушены (по состоянию на лето 2015 г. обломки построек убраны; кроме указателя ничто не напоминает о существовании здесь ранее станции).
Железнодорожные знаки напоминают холмики могил.
Периодически подъезд к селу занят различными строительными организациями и предприятиями (строительство мостов  и дорог), устраивающими здесь временные мини-поселки.
Иной активности не наблюдается.
Восстановление села в планах развития Макаровского района и Сахалинской области отсутствует. 

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *