Макаров, Сахалинская область. Шахта 4/6, остатки японского вентилятора

Макаров, Сахалинская область. Шахта 4/6, остатки японского вентилятора

Рядом с водохранилищем (в просторечии «Восемьдесят четвертый ручей», точнее – «Восемьдесят четвертый горизонт») стоит сопка.  На ней стоял вентилятор. Через систему каналов воздух подавался в шахту 4/6. Туда и лежал наш путь…

 (апрель, 2014)

 ***

Мы начинаем нашу прогулку от ныне разрушенного здания конторы шахты 4/6 и далее по дороге вдоль «галереи» до «лебедочной».

Приятный момент – по дороге вполне можно проехать даже на легковой автомашине. Кусты и деревья по краям вырублены.

Очевидно (но пока не доказано), это ВЭС (Восточные Электросети) пытаются ухаживать за своим электрохозяйством в виде столбов, ведущих до военной части (в просторечии, локаторы).

На “вентилятор” можно было подняться как по тропинке (кое-где на ней еще сохранялись остатки деревянной лестницы) либо в обход по дороге.

Вот что осталось от этой дороги сейчас.

 Кстати – сейчас вообще нет никакой дороги дальше, чем до лебедочной. Увы, обрыв победил. Конечно, на сопках дороги еще сохранились, но… сейчас они больше похожи на просеки в стадии обильного зарастания.

 

Между прочим, в конце восьмидесятых и даже в начале девяностых при подъеме по дороге по левой стороне можно было заметить останки столбов с колючей проволокой – ограждение расходного склада ВМ. Такое же ограждение шло и по другим сопкам вокруг склада, но сейчас о нем остались только смутные воспоминания.

Мы поднимемся сразу по остаткам тропинки (там, где была лестница) у недействующего трансформатора.

Выше находятся останки японского вентилятора. Его вход тоже использовался для подачи воздуха в шахту. Вот что от него сохранилось. В принципе, неплохо…

Кстати, вот так теперь укрепляют столбы.

Очевидно, вырубленные деревья и кустарники – все же работа ВЭСовцев…

Общий вид “советского” вентилятора.

 

Отсюда забирался воздух и подавался в шахту.

 Окрестности вентилятора: телефонная будка уже давно отсутствует, деревянный тротуар тоже к ней тоже. Все, что можно было сдать на металл – сдано на металл. Поскольку подъезда к зданию нет – разобрать его, как «галерею», на стройматериалы, пока невозможно.

Еще по теме статьи можно почитать:  Что посмотреть на Сахалине по дороге на Буссе / Как добраться до Буссе

Спускаемся там же, по склону, на котором ранее была лестница.

Вот вспомогательный вход в шахту, отсюда начинается второй ручей, который, собственно и стал причиной появления обрыва. Считается, что этот вход в саму шахту построен еще японцами.

 

На обратном пути добираемся до бывшего склада ГСМ. Осталось здание и даже ложемент для резервуара. Сам склад не является действующим примерно с 1992-1993 года. Подъезд к нему невозможен, дороги нет, необходимо перебираться через ручей, а летом еще и продираться сквозь заросли.

 Последнее на сегодня место: «буквы» на линии бывшей теплотрассы. Теплотрасса шла на обогрев клуба «Шахтер» и прилегающего деревянного здания, в котором была мастерская художника, почта – позднее, видеосалон, игровой салон, и даже дача, сгоревшая в 1993 году.

Еще фото с этой и других прогулок по территории бывшей шахты 4/6:

 © Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *