Основные проблемы трудоустройства выпускников

Оставив в сторону крики «труднонайтиработумыникаомунинужныхотимбольшуюзарплату» – рассмотрим достаточно приземленные причины трудностей, испытываемых выпускниками при трудоустройстве.
__________________________________________________________
Трудность Первая. Отсутствие рынка труда.
Ну, это миф. Работы много. На всех Большой Четверки не хватит. Кто не знает – Большая Четверка это Крупнейшая Российская Нефтяная Компания, Крупнейшая Российская Газовая Компания и два оператора Крупнейших Сахалинских нефтяных проектов. Повторю – на всех ее не хватит. Но даже там с радостью рассматривают выпускников. У которых проблема – читай далее.
Не стоит и презрительно отворачиваться от строительства и рыбной промышленности, торговли и услуг. Деньги, которые там вертятся, не так уж и малы. Зарплаты некоторых предприятий более чем значительны.
ВАЖНО. Хорошего специалиста и ценного работника не обидят нигде. Золотых гор не заработают – все же есть некоторые особенности назначения зарплат. Но системы стимулирования есть. Отдельно о т.н. «частниках». Те вообще интуитивно чувствуют и индивидуально стимулируют. Но и требуют на порядок больше. Что справедливо – малый бизнес и средний не одно и то же, что крупная компания.
Госпредприятия, бюджетники. Вакансии есть всегда.
Не так уж плохи ежегодные ярмарки вакансий, организуемые Центрами Занятости.
Вывод: для выпускников рынок есть. Кто бы что ни говорил.
 
Трудность Вторая. Отсутствие должной квалификации.
А это уже не миф – а реальная трудность. Пусть нет практики. Такое бывает. Практика не всегда бывает полезной, а на временную работу просто не берут. Но знания-то где? Напомню, по каждой специальности есть образовательный стандарт. С требованием к выпускнику. Даже по профессии «рыбообработчик» (и это не шутка). Скажите честно, вы ему соответствуете?
 
Трудность Третья. Не та профессия.
Ну да. Согласен. Однако же с другой стороны – все еще учим «менеджеров», и на рынке труда самая востребованная должность …опять же «менеджер по продажам».
Еще следует помнить, что профессия – она сегодня не та, а завтра очень даже та. Кто такие были бухгалтеры в Советском Союзе? Обыкновенные клерки. А в девяностых? То-то же. Да и сейчас – худо-бедно, но бухгалтер себе на хлеб всегда заработает. Особенно с нашим законодательством – чем разбираться в котором, проще заплатить за сдачу и составление отчетности тысячи три-четыре.
 
Трудность Четвертая. Не тот ВУЗ.
Ошибаетесь. Желающий учиться получит знания в любом месте. Исключение – в шарашкиной конторе «Институт заборостроения и грядкоустроительства». Важно применение знаний. Чтобы быть инженером по охране труда – достаточно иметь высшее техническое образование (для начала; хотя с июля 2013 года имеются и другие квалификационные требования). Чтобы заниматься репетиторством по английскому языку со школьниками – достаточно знать язык в пределах ВУЗовских требований.
__________________________________________________________
Краткий обзор основных специализаций.
Педагогические и медицинские специальности. Возможностей для трудоустройства более чем достаточно. Районы, приглашая выпускников востребованных специальностей, предлагают даже нормальное комфортное жилье. Область предлагает достаточно высокую сумму в качестве поддержки.
И не надо в очередной раз говорить о неустроенности быта в городах и весях области. Увы, самое болезненное – это медицинское обеспечение (когда в случае чего – даже добраться до квалифицированной помощи затруднительно) и отсутствие нормального образования для детей. Но ведь для борьбы с этим и приглашают выпускников? Не так ли?
Экологические специальности. Требуемые работодателем навыки и умения (кстати, очень важные в практической деятельности): расчет платы за негативное воздействие, составление отчетности, основы работы с отходами производства (классификация, утилизация, и т.п.), знание законодательства и экологических требований при проектировании. Очень многие выпускники ими не владеют. Что очень странно. К слову, некоторые экологи отказываются получать смежные знания в сфере охраны труда. Хотя это несравненно большой плюс – в т.ч. при трудоустройстве. Вот и получается, что выпускников-экологов много, а по-настоящему увлеченных делом и знающих практику – мало.
Рыбная промышленность – технологи, мастера, рыбоводы. Плохо только рыбоводам. Для остальных профессий работы море. Многие предприятия с удовольствием брали бы молодежь. Если бы шла. Две основных проблемы: удаленность от цивилизации (относительная либо абсолютная) и звездность. О последнем особо – основной поставщик технологов пока что город Владивосток. Крупный красивый современный город. В котором хочется жить. И приезжающие выпускники, пару лет вытерпев работу где-нибудь в г. Поронайске (круглогодичную, с предоставлением жилья) почему-то считают, что они теперь знают многое и достойны большего. И уезжают во Владивосток. А там? А там много предприятий и мизерная зарплата. Жить на которую можно только при наличии своего жилья и твердой поддержки супруга. А если учесть, что опыта по глубокой переработке и кулинарии из рыбы и морепродуктов в области приобрести практически негде (а во Владивостоке как раз переработка достаточно глубокая, и кулинария – не чета нашей; проверьте на прилавках), то остается лишь «к разбитому корыту». К слову, аналогичная ситуация в Южно-Сахалинске и окрестностях – выше 25 000 – 30 000 рублей редкость у технологов. Да и то – не попадешь. Предприятий-то раз и два. Основные заработки все ж дает лососевая путина с выездом.
Возвращаясь к рыбоводам – их тоже берут на работу, но на смежные специальности (мастер, технолог). То есть, необходимо переучиваться.
Нефтегазовая отрасль. Все предприятия с удовольствием рассматривают и берут молодежь. НО! Берут в зависимости от знаний, умений и потенциала. И берут в том числе и на рабочие профессии. Что, вообще-то, неплохо. Однако не соответствует звездным требованиям молодых специалистов. Которым непременно чтобы все. И непременно, чтобы сразу. Меж тем, уровень выпускников все еще продолжает оставаться не совсем соответствующим пожеланиям работодателя, а самое главное – реальным его потребностям. Поглядим, спасет ли ситуацию новый институт в составе СахГУ, финансируемый в основном за счет нефтегазовых предприятий.
Строительство. Все очевидно. Мастеров и инженеров ПГС не просто не хватает, а катастрофически не хватает.
Юридические дисциплины. С одной стороны – выбор невелик: госслужба, с минимальной зарплатой, а далее, как повезет, либо в частную юридическую контору – но там надо пахать и регулярно повышать свой уровень знаний. Редко-редко мелькнет вакансия в иных организациях – это уж как повезет. Но и тут при должном старании вполне можно найти стартовую позицию.
Бухгалтерия, менеджмент, финансы. С одной стороны, так и просится предложить работу «Свободная касса!». С другой – все не так печально.
Торговля. Про плюсы и минусы работы менеджером по продажам и перспективам роста – можно прочесть здесь.
__________________________________________________________
Основные пожелания студентам старших курсов.

  1. Регулярно повышайте свой уровень знаний. Фраза «Бесполезных знаний не бывает!» должна стать вашим лозунгом и девизом на всю жизнь. Человек достиг таких уму непостижимых высот в науке и технике именно благодаря накоплению и передаче знаний.
  2. Ищите хорошую практику во время учебы и работу до окончания учебы. При всей банальности совета – действенность его достаточно высока. На практике делайте все, что говорят. Капризничать по принципу «Я не буду подшивать бумажки» и «Нас не на это учат» ни к чему. Во первых, работа это не только (а иногда и не столько) выполнение прямых обязанностей по специальности, но и множество сопутствующих разноплановых заданий. В том числе и которые не очень нравятся. Во вторых, исполнительность – хорошее качество для начинающего карьеру человека. И исполнительности надо учиться. Это не шутка и не преувеличение. В третьих, гораздо разумней дождаться подходящего момента и уж тогда!.. а вот это было преувеличение. Но доля серьезности в нем вот в чем: добросовестному практиканту с умненьким лицом с большой долей вероятности поручат и более серьезное дело.
  3. Если нет хорошей практики – не расстраивайтесь, а по максимуму используйте плохую. От вас отворачиваются? Не поручают никакой работы? Самостоятельно изучайте те документы, которые вам доступны. Подготовьте список вопросов. Попытайтесь добиться того, чтобы вас услышали. Цель: донести мысль, что вы не бесполезный баланс, а вполне хороший студент, который вполне может очень быстро вырасти до начинающего специалиста с уровнем выше среднего, достойный того, чтобы его взяли на работу. Более высокая цель: очень четко дать понять, что в уровне знаний выпускника (практических) в данном конкретном случае будет виноват не выпускник, а конкретный руководитель практики.
  4. Окончательно определитесь с выбором – что именно вы хотите достичь. И как. Ставьте перед собой реальные цели. Следует понимать, что для получения опыта не подходят только откровенно шарашкины конторы. Остальные, пусть даже и небольшие, предприятия, но с достаточным стажем существования вполне приемлемое место как минимум для стартовой позиции.
  5. Чем раньше вы осознаете, что работа – это не только сугубо профессиональная деятельность – тем будет лучше для всех. Трудовая деятельность любого специалиста процентов на сорок состоит из приземленных непрофильных заданий. Причем немалая часть из них далеко не бесполезна и самому работнику. Например, участие в бюджетном планировании, подготовке документов к лицензированию, ведение первичных бухгалтерских документов, и т.п.
  6. Все вышеперечисленное подходит тем, кто намерен работать по специальности. 
Еще по теме статьи можно почитать:  Работа для молодежи в Южно-Сахалинске – перспективы, востребованные профессии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *