Новые правила по работе на высоте. Должны ли подрядчики иметь собственную систему нарядов-допусков

Нельзя не отметить и то, что работа подрядчика на объекте заказчика автоматически подразумевает соблюдение всех процедур и стандартов заказчика. Применительно к работам на высоте это означает, что заказчик должен как минимум иметь «Положение о работах повышенной опасности», «Перечень работ на высоте», «Перечень работ на высоте, требующих выдачи нарядов-допусков». Ну и ряд других документов (приказы, распоряжения, и т.п.).

Ключевые слова статьи: нужна ли собственная система нарядов-допусков у подрядчика при работе на объекте заказчика (работы на высоте), как правильно организовать свою систему нарядов на работу на высоте, регулирование отношений с заказчиком при организации работ

Обсудить "Правила..." на нашем форуме - здесь, в этой ветке.

 

Организации на подряде / субподряде также должны разрабатывать собственную систему нарядов-допусков на работы на высоте (в соответствии с требованиями «Правил…»).

На чем основывается такое мнение?

На требованиях самих «Правил…». По определениям, данным в них, именно Работодатель назначает ответственных лиц (выдающий наряд-допуск, ответственный руководитель работ, ответственный исполнитель работ). «Правилами…» не регламентируются взаимоотношения заказчик-подрядчик и подрядчик-субподрядчик. Меж тем распространена и такая практика: подрядная организация предоставляет «руки», а «голову» дает заказчик. Это бизнес, и с коммерческой точки зрения это оправданно.

Увы, «Правила…» (как и другие нормативные документы) не предусматривают такие ситуации.

Что в таком случае могут делать работники субподрядных организаций на объекте при работах на высоте? Практически ничего самостоятельно. Максимум – быть членами бригады (т.е. даже не ответственным исполнителем).

Иначе – необходимо относительно полно предоставить самостоятельность данной организации. Правда, в таком случае и ответственность и объем работ повышается – причем, не факт, что не пострадает качество. ППР на работу на высоте никто не отменял…

Отдельно следует рассмотреть вопрос взаимодействия с точки зрения нарядов-допусков. Насколько разумно требовать наряд с субподрядчика, если подрядчик (либо заказчик) уже выдают наряд на эту работу (такое бывает, когда система выдачи нарядов-допусков требует выдать наряд работникам сторонних организаций). Два наряда размывают ответственность. По нашему мнению, надо уходить от такой выдачи.

Нельзя не отметить и то, что работа подрядчика на объекте заказчика автоматически подразумевает соблюдение всех процедур и стандартов заказчика. Применительно к работам на высоте это означает, что заказчик должен как минимум иметь «Положение о работах повышенной опасности», «Перечень работ на высоте», «Перечень работ на высоте, требующих выдачи нарядов-допусков». Ну и ряд других документов (приказы, распоряжения, и т.п.).

 Правда, отметим, что отсутствие таких документов не снимает с подрядчика ответственности за собственные действия и бездействия – например, при несчастном случае вряд ли кто-то заинтересуется «основополагающими» правилами заказчика. Рассматривать будут исключительно взаимоотношения «работник-работодатель», в которых заказчик вряд ли фигурирует на законных основаниях.

Зачем тогда эти документы?

Как ни странно, для повышения уровня безопасности. Понимая, что хочет Заказчик и как он это видит (а вдруг требования будут выше федеральных? в компаниях с участием иностранного капитала такое бывает), будет гораздо легче разрабатывать собственные требования.

Второй момент – исключение завышенных требований. Увы, во взаимоотношениях «заказчик-подрядчик» всегда присутствует момент личных пожеланий работника компании-заказчика. На практике это может привести к повышенным требованиям (излишне), потенциальному конфликту (причина – непредъявление повышенных требований на стадии тендера; и как следствие повышение стоимости услуг).

Данные споры и ситуации будут возникать не только по данным «Правилам…». На самом деле любые аналогичные документы, регламентирующие работы повышенной опасности и вводящие «в оборот» наряды-допуски и перечни работ (на которые выдаются эти наряды), уже по своему содержанию не отображают действительность в части совместных работ разных организаций.

Фундаментальная переработка системы необходима, но еще долгое время, по нашему мнению, не будет внедрена. Причина проста: необходимо будет перерабатывать слишком большой пласт документов и принципиально пересматривать подход к разработке документов, включив в него все сложные реалии современного бизнес-мира.

К таким реалиям следует отнести (неполный список):

- узаконенный заемный труд и аутстаффинг в том или ином виде

- прикомандированные работники, руководящие работами (представитель компании-производителя, в англ. варианте vendor, производящий ремонт и фактически руководящий работниками организации)

- взаимоотношения заказчик-подрядчик, когда разумно и необходимо включать в организационно-распорядительную документацию (по согласованию) работников других организаций, регулировать функции работников обеих компаний в сфере безопасности труда

- обучение и аттестация работников по охране труда и промбезопасности не только в комиссиях заказчика, но и комиссиях подрядчиков и т.н. third-party (третьих лиц, работающих на том же объекте по тому же проекту, но не связанных контрактными обязательствами); сюда же можно включить и специфичные обучения и аттестации (например, та же работа на высоте).

Наличие на федеральном уровне «регуляторов» перечисленных взаимоотношений значительно облегчит деятельность организаций и оптимизирует ряд бизнес-процессов в них.

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus