Защита прав потребителей как она есть. Часть третья

|   Жизненные советы  

Некоторые права потребителя при покупке товаров и оказании услуг: что делать при обнаружении недостатков

 

При обнаружении недостатков в товаре вы вправе по своему выбору потребовать следующее: 

  • Заменить товар
  • Уменьшить цену
  • Устранить недостатки
  • Вернуть деньги

Для технически сложных товаров (см. Перечень – здесь) предъявить требование замены товара или возврата денег возможно только в течение пятнадцати дней с даты передачи покупателю товара.

После пятнадцати дней эти требования можно предъявить только при обнаружении существенных недостатков товара, невозможности использовать товар более тридцати дней (т.к. имеет место неоднократное устранение его недостатков).

Также требование о возврате денег или замене можно предъявить после пятнадцати дней, если нарушены сроки устранения недостатков.

Кому предъявляются претензии?

Продавцу, изготовителю товара, импортеру товара. Покупатель вправе предъявить требования любому указанному лицу. Также есть понятие «уполномоченная организация» – т.е. требование можно предъявить и к агенту. Для удобочитаемости далее мы будем именовать их собирательно – «продавец».

Про чеки. Их отсутствие не является препятствием для предъявления требований.

Экспертиза. Если имеется спор о недостатках товара – продавец обязан за свой счет провести экспертизу. При этом покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы. При необходимости результаты экспертизы можно оспаривать в судебном порядке.

ВАЖНО! Если экспертиза покажет, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец НЕ отвечает – покупателю придется возместить продавцу все деньги, потраченные на экспертизу, а также хранение и доставку товара.

Если гарантийный срок на товар установлен.

В этом случае недостатки должны устраняться безусловно. Исключение – отсутствие вины продавца. Иными словами, любое доказанное нарушение правил эксплуатации товара, его хранения, а также какое-либо действие третьих лиц, непреодолимая сила – есть основание для отказа покупателю в удовлетворении его требований.

Если гарантийный срок на товар не установлен.

В этом случае продавец отвечает за недостатки, если покупатель докажет ,что недостатки возникли ДО передачи товара покупателю или по причинам, имевшим место ДО такой передачи. Кстати, если на товар по Закону обязаны установить гарантию – а она не установлена – это является нарушением, и в этом случае требования предъявляются так, как если бы гарантийный срок был установлен. Срок предъявления требований, если гарантийный срок не установлен и не должен был быть установлен – ДВА года.

Гарантийный срок сезонных товаров отсчитывается с даты наступления соответствующего сезона.

ВАЖНО. Требование о безвозмездном устранении недостатков можно предъявить и по истечении ДВУХ лет ДО окончания срока службы (или десяти лет – если срок службы не установлен), если недостатки или причины их появления возникли ДО передачи товара. Правда, доказывать что-либо по прошествии двух лет достаточно тяжело.

Замена товара. Производится в течение семи дней с момента получения требования. Если такого товара нет в наличии – замена производится в течение месяца. А для Сахалинской области – как местности, приравненной к Крайнему Северу – срок замены равен сроку для очередной доставки такого товара. К сожалению, трактовать это положение можно как угодно.

NB На период гарантийного ремонта или замены товара продавец обязан предоставить в пользование аналогичный товар. Требование исполняется в течение трех дней с даты предъявления. Исключение – Перечень товаров длительного использования, на которые это требование НЕ распространяется. Например, это автомобили, мототехника, мебель, электробытовые приборы для личной гигиены, а также электроприборы для приготовления пищи.

Обмен товара надлежащего качества. Если товар не употреблялся, сохранен его товарный вид, потребительские свойства – то его по закону вполне можно обменять. Основание – не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации. Срок обмена – четырнадцать дней.

ВАЖНО! Есть перечень товаров, не подлежащий обмену. Практика показывает, что там, где таким товаром торгуют, имеется надлежащее уведомление – продавцы не хотят лишних скандалов и предупреждают о невозможности обмена заранее.

Покупка в Интернет-магазине. С точки зрения закона – интернет-продажа есть дистанционная продажа товаров. Также, как и покупка по каталогу, в телемагазине и т.п. Особенность такой торговли: потребитель вправе отказаться от товара в любое время ДО его передачи, а после передачи – в течение СЕМИ дней. Следует иметь ввиду – что если ПИСЬМЕННО вам не предоставили информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент доставки товара – вы вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи. Конечно, товар должен иметь надлежащий вид и соответствующие потребительские свойства. Деньги при этом возвращаются НЕ все: из них вычитаются расходы продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.

__________________________________________________

ВАЖНО.

Законом дается ДЕСЯТЬ ДНЕЙ на:

  • Возврат денег
  • Уменьшение стоимости (частичный возврат денег)
  • Возмещение расходов на устранение недостатков
  • Возмещение убытков

По истечении этого срока считается, что требование не выполнено, потребитель имеет право потребовать возмещения убытков и выплаты неустойки.

***

При оказании некачественной услуги потребитель вправе:

  • Установить новый срок исполнения услуги
  • Потребовать уменьшения цены
  • Потребовать возмещения расходов за оказание услуги третьими лицами
  • Отказаться от услуги и потребовать возврата денег

 © Область на островах

Назад

comments powered by Disqus