Новые правила по охране труда на высоте при применении на объекте заказчика – анализ ключевых моментов и избыточность требований

Ключевые слова: как применять правила по охране труда на высоте на объектах заказчика, если объект не передан по акту, если подрядчик работает на объекте, требования правил по высоте для субподрядных организаций, на не принадлежащем организации объекте

Основными проблемам, вставшими перед работодателем, с точки зрения реализации требований положений и условий «Правил» являются:
1)            необходимость обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте;
2)            неопределенность в отношении перечня работ, на которые необходимо выдавать наряд;
3)            необходимость создания ППР или технологических карт на все виды работ на высоте;
4)            учет работ на высоте.
Рассмотрим их несколько подробнее.
Впервые в правилах по охране труда введено специальное обучение безопасности в виде обучения в «специализированном учебном центре», завершаемое экзаменом. Только последующая ежегодная проверка может проводиться в самой организации – работодателе. При этом под обучение попали даже такие работы и операции, на которые до вступления в силу «Правил…» было достаточно проведения инструктажа на рабочем месте.
Нечеткая формулировка «Правил…» привела к проблеме поголовного обучения всех работников.
Попытки обучения для лиц, не «разбиваемых» на группы безопасности работ на высоте,  «пресеклись» Письмом Минтруда 25 мая 2016 г. № 15-2/ООГ-1916, указавшим, что такое обучение проводится организацией, имеющей лицензию. В дальнейшем эта позиция Минтруда была расшифрована и другим его письмом, указывающим, что в ряде случаев потребуется и аккредитация организации, оказывающей услуги обучения.
Отдельно остановимся на пункте 7 «Правил…», требующем профессиональное обучение. С точки зрения этого пункта с одной стороны мы имеем обязанность обучить работника например по профессии «рабочий люльки» (для работ на автогидроподъемнике и работ с подвесной люльки), а с другой стороны – уже имеем законодательно установленное обучение работам на высоте, в которое и должно входить обучение указанным работам.
Следует понимать, что «работы на высоте» не тождественны «рабочему люльки» в силу более широкого применения данной терминологии. Признаем, что электромонтер, например, имеет профобразование, и в принципе может выполнять работу на высоте (в том же автогидроподъемнике), исходя из своей профессии. В таком случае, насколько целесообразно его обучать еще и на рабочего люльки, ведь достаточно просто обучить «работам на высоте» (по более широкой программе). Смысл профобразования в п. 7 «Правил…» не раскрыт в должной мере и не разъяснен ни в «Правилах…» ни в последующих письмах Минтруда.
Нельзя не отметить и разъяснение Минтруда по этому вопросу в письме от 25 мая 2016 г. № 15-2/ООГ-1916, где указывается, что рабочий люльки и есть то самое обучение, требуемое пунктом 7 «Правил…». Указан очевидно иной подход. Однако, в этом вопросе к данному разъяснению следует отнестись осторожно.
***
Пункты 11, 21 и 76 «Правил…» установили перечень работ на высоте, на которые необходимо выдавать наряд-допуск. В числе прочего в перечень попали и любые работы, проводимые на нестационарных рабочих местах.
Нестационарное рабочее место по терминологии «Правил…» – это рабочее место с меняющимися по высоте рабочими зонами (п. 17 «Правил…»). Таким образом, при отсутствии иного прямого указания (запрета или условия) под данный вид работ попали работы на автогидроподъемнике. На практике такие работы никогда не проводились по наряду-допуску – исключение составляли объекты, ранее относящиеся к опасным производственным (с точки зрения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов). При этом с точки зрения вступивших в силу «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 с последующими изменениями и дополнениями) и иных документов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов сам по себе автогидроподъемник не является опасным производственным объектом, требующим регистрации в соответствующем качестве, – следовательно, для работ на автогидроподъемнике основным документом, устанавливающим требования безопасности, являются только «Правила…».
Насколько целесообразно разрабатывать ППР и ТК для автогидроподъемника? Выдавать наряд-допуск? Особенно, если сама целевая работа (для которой и привлекается подъемник) не относится к работам повышенной опасности сама по себе, т.е. допускаемое «Правилами…» совмещение нарядов (на работы на высоте и на работы повышенной опасности) также невозможно.
Обращает на себя внимание неточность формулировок пункта 17, допускающих разное толкование, и вступающих в противоречие с пунктом 24, требующим разработки ППР – фактически оба пункта применяются к нестационарным рабочим местам, в нашем случае, к автогидроподъемнику.
***
Все работы на высоте, проводимые с выдачей наряда-допуска, в соответствии с пунктом 24 «Правил…» требуют наличия ППР. В ряде случаев ППР можно заменить на технологическую карту.
Требования к ППР изложены в Приложении № 6 к «Правилам…». Данные требования не указаны, как рекомендуемые, т.е. должны применяться как обязательные.
В соответствии с «Правилами…» стало необходимым разрабатывать отдельный документ «План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ». Формально, данный документ должен быть отдельным.
Возможно, законодательно следовало установить не требования к ППР, а требования к соответствующим разделам документации по производству работ – во избежание дублирования рабочей документации и необоснованного повышения трудозатрат.
***
Работодатель обязан вести учет работ на высоте – дословно «вести личные книжки учета работ на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей с применением систем канатного доступа», в дальнейшем измененное на «вести личные книжки учета работ на высоте» (п. 19 «Правил…», требование возложено на должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте).
Таким образом, если первоначально все представлялось не так сложно – и эти данные следовало вести по ряду причин, связанных с определением и установлением вредных факторов, воздействующих на работника, с целью организации медицинских осмотров, а также проведением специальной оценки условий труда, назначением пенсии (т.н. «Список № 2) – то после уточнения «Правил…» оказалось, что вести их, скорее всего, надо на все работы, проводимые на высоте, независимо от вида и типа. Значение такого требования не ясно.
Фактически, законодательно установлена обязанность работодателя учитывать стаж работ на высоте именно таким образом, т.е. путем ведения книжки.
Сама форма книжки учета работ, хоть и является рекомендуемой, вызывает много вопросов.
Так как выдача книжки производится учебными заведениями, то ими используется форма, приведенная в «Правилах…», при этом работодатель вряд ли может повлиять на форму выдаваемой книжки для облегчения учета.
Ряд возникших вопросов:
1)                  Как и каким образом получить от врача заполнение граф на стр. 4 и 5. Формально, эта книжка не является документом, удостоверяющим годность работника – единственным документом, могущим удостоверить годность работника, является заключение (акт) в соответствии с «Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 302н от 12 апреля 2011 г.).
2)                  Пункт 13 «Правил…» упоминает необходимость ведения книжек только для работ на высоте с применением канатного доступа. Значит ли это, что измененная редакция п. 19 именно это и подразумевает? При этом текст личной книжки (Приложение № 5 «Правил…») не уточняет, что ведется она исключительно на работы с применением канатного доступа.
3)                  Сведения о проводимых работах, на каждодневной основе (реже – несколько дней), вносимые производителем работ, увеличивают нагрузку на них. Цитата из книжки: «Записи о виде проведенных работ должны быть выполнены в точной и ясной форме. Эта информация важна работодателю, а также владельцу личной книжки, т.к. позволяет продемонстрировать опыт и умения работника». Иными словами, «Правила…» требуют считать книжку единственным документом, учитывающим время и соответственно стаж (опыт) работника по работам на высоте. Заполнение книжек бригаде из пяти – семи человек занимает 30 минут. Далее считайте сами…

Еще по теме статьи можно почитать:  На что следует обращать внимание при целевом или повторном инструктаже

***
Отдельно следует остановиться на передаче территории. «Правила по охране труда в строительстве» (п. 16) требуют составления такого акта передачи территории подрядной организации в значительном ряде случаев, в т.ч. и при производстве некоторых общестроительных работ, относящихся к работам на высоте. Примером могут служить кровельные работы (являющиеся работами на высоте и формально требующие передачи рабочей территории по акту).
Однако на практике характер работ и договорные отношения не подразумевают передачу территории. Значит, отсутствуют и основания для заполнения пункта 9 наряда-допуска (Приложение № 3 «Правил…»).
Отметим, что законодательно практически нигде детально не прописаны взаимоотношения «Заказчик – Подрядчик» в части ответственности в сфере охраны труда и безопасного производства работ.
По общему правилу и общепринятой практике при производстве работ на территории действующего предприятия необходимо согласование владельца предприятия. В ряде правил по охране труда это указано прямо – например, при производстве работ вблизи коммуникаций.
С точки зрения «Правил…» формальное согласование заключается в заполнении пункта 9 наряда-допуска на работы на высоте.
Учитывая, что «Правилами…» не раскрывается понятие «уполномоченного лица» и в тексте прямо не указано, кто именно заполняет пункт 9 рекомендуемой формы наряда-допуск –это также стало вопросом в ряде организаций. Отчасти это проистекало из уже изложенных выше причин, отчасти – от относительно справедливого указания на то, что уполномоченным лицом может являться и работник самой такой организации. Такой работник своей подписью подтверждает, что акт-допуск им получен, а мероприятия по безопасности им согласованы с соответствующим должностным лицом Заказчика.
В настоящее время получено разъяснение Минтруда (Письмо № 15-2/В-4544 от 24 декабря 2016 г.), указывающее, что уполномоченным лицом является работник именно действующего предприятия. Однако письмо – это не нормативный документ.
Отказаться от такого пункта в наряде на основании того, что форма является рекомендуемой, нецелесообразно – так как отказ от формального согласования не решает проблемы фактического исполнения этой процедуры, без которой нельзя считать, что работы проводятся максимально безопасно.
***
Данные споры и ситуации на практике в хозяйствующих субъектах экономики РФ будут возникать не только по данным «Правилам…». На самом деле любые аналогичные документы, регламентирующие работы повышенной опасности и вводящие «в оборот» наряды-допуски и перечни работ (на которые выдаются эти наряды), уже по своему содержанию не отображают действительность в части совместных работ разных организаций.
Фундаментальная переработка системы обеспечения безопасности необходима, но еще долгое время, по нашему мнению, не будет произведена, и тем более внедрена. Причина проста: необходимо будет перерабатывать слишком большой пласт документов и принципиально пересматривать подход к разработке документов, включив в него все сложные реалии современного бизнес-мира.
К таким реалиям следует отнести (неполный список):
узаконенный заемный труд и аутстаффинг в том или ином виде;
прикомандированные работники, руководящие работами (представитель компании-производителя, в англ. варианте vendor, производящий ремонт и фактически руководящий работниками организации);
взаимоотношения заказчик-подрядчик, когда разумно и необходимо включать в организационно-распорядительную документацию (по согласованию) работников других организаций, регулировать функции работников обеих компаний в сфере безопасности труда;
обучение и аттестация работников по охране труда и промышленной безопасности не только в комиссиях заказчика, но и комиссиях подрядчиков и т.н. third-party (третьих лиц, работающих на том же объекте по тому же проекту, но не связанных контрактными обязательствами); сюда же можно включить и специфичные обучения, аттестации (например, та же работа на высоте).
Наличие на федеральном уровне «регуляторов» перечисленных взаимоотношений значительно облегчит деятельность организаций и оптимизирует ряд бизнес-процессов в них.
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Утверждены Правила проведения технического расследования причин аварии на опасных объектах – лифтах, подъемных платформах для инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *