Как правильно отпустить работника домой

Практика «отпрашивания с работы» распространена повсеместно. Кто-то хочет пораньше домой, кто-то желает пойти по своим личным делам, кому-то надо в различные учреждения - увы, не работающие по выходным.

 

Практика «отпрашивания с работы» распространена повсеместно. Кто-то хочет пораньше домой, кто-то желает пойти по своим личным делам, кому-то надо в различные учреждения - увы, не работающие по выходным.

При нормальных отношениях с начальством процесс отсутствия на работе в  течение рабочего дня вполне налажен.

Все бы ничего, но в табеле соответствующие отметки не делаются, фактический учет рабочего времени не ведется, работнику ставятся «восьмерки». Оно и понятно, в противном случае норма времени не будет выработана, работник получит меньше – по существу из-за "пустяка". Тем более, что в большинстве случаев сами работники при лояльном отношении руководства к "отпрашиванию" сами не против иногда задержаться на работе, если требует ситуация и очень-очень нужно. Причем без дополнительной оплаты, что вполне устраивает обе стороны.

Что же происходит, если с работником, что-нибудь случается в период фактического отсутствия (несчастный случай, травма, и т.п.)?

А происходит следующее (в зависимости от ситуации, что нибудь одно, или же сразу всё и много): 

- работник не получает никакой компенсации за полученный ущерб (болезнь, травма), т.к. случай может не быть признан страховым

- работодатель получает штрафные санкции за несоблюдение требований охраны труда и иные нарушения (например, учет рабочего времени)

- работник становится нарушителем трудовой дисциплины (с последствиями вплоть до увольнения), поскольку работодатель вынужден защищаться при сложившейся ситуации (происшествии) от различных контролирующих и надзорных органов

- работодатель вынужден учитывать и компенсировать работнику последствия несчастного случая, происшедшего в рабочее время, но по сути не связанного с трудовыми отношениями

- работник совершает правонарушение и пытается скрыть его тем, что якобы находился на работе

- еще порядка сотни распространенных случаев.

Строго говоря, происшествие в период "отпрашивания" не выгодно никому. Работник теряет хорошее отношение, а то и работу (ибо "подставляет" работодателя и / или непосредственного руководителя). Работодатель может потерять толкового и ценного работника.

Как же снизить риски:

- Необходимо точно и правильно фиксировать отсутствие работников на рабочем месте, снизив "неучтенные" оставления рабочего места до минимума (предпочтительней до нуля)

- Необходимо прописать в "Правилах трудового распорядка" организации порядок оставления рабочего места в рабочее время

- Снизить риски травматизма и вероятность "непроизводственного" травматизма, особенно если работник регулярно в силу обязанностей покидает рабочее место (агент, экспедитор, и т.п.) и потенциально вполне может заниматься не только трудовой деятельностью. Например, это можно сделать обеспечив работника служебным транспортом с шофером, установкой на транспорт системы слежения, информирующей об отклонении от маршрута, и т.п.

Практика некоторых руководителей: брать с работников заявление на отпуск на один день (без содержания), заявление на отсутствие по личным вопросам на определенный период, и т.п. Заявления рвутся после того, как работник возвращается на рабочее место, и становится очевидно, что с ним ничего не случилось.

Совет работникам: не следует злоупотреблять хорошим отношением. Помните, вам платят не только за результат труда, но и за добросовестное отношение к работе. Если необходимо оставить рабочее место - примите все меры для снижения вероятности происшествий, честно проинформируйте начальника о причине отсутствия.

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus