Оптимизация затрат по охране труда. Практические советы микро-, малому и среднему бизнесу

При ведении хозяйственной деятельности затраты неизбежны. При этом как быть с затратами производственного характера (сырье, зарплата) и их оптимизацией – очень даже понятно. А вот как быть с затратами необходимыми (в силу законодательного требования), но не являющимися денежно или количественно регулируемыми – понятно пока не очень... СТАТЬЯ УТОЧНЕНА.

Ключевые слова статьи: как уменьшить затраты на охрану труда, законно снизить и оптимизировать затраты на безопасность

 

При ведении хозяйственной деятельности затраты неизбежны. При этом как быть с затратами производственного характера (сырье, зарплата) и их оптимизацией – очень даже понятно. А вот как быть с затратами необходимыми (в силу законодательного требования), но не являющимися денежно или количественно регулируемыми – понятно пока не очень.

Рассмотрим постатейно как можно с минимальными финансовыми затратами выполнить некоторые обязательные требования по охране труда.

__________________________________________________

 

1. СЛУЖБА ПО ОХРАНЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Минусы: оплата труда, малопонятные обязанности. 

Плюсы: грамотная консультация в малопонятных вопросах, квалифицированная разработка мероприятий по охране труда, прохождение проверок с «минимальными потерями».

Варианты оптимизации:

- возложить обязанности специалиста по охране труда на руководителя либо специалиста организации

- пригласить специалиста по совместительству (как вариант, на сокращенный рабочий день)

- заключить договор гражданско-правового характера на оказание услуг по охране труда со специалистом либо организацией, оказывающей такие услуги

Расчет прямой финансовой выгоды производится в каждом конкретном случае отдельно, но по общему правилу обычно договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры по совместительству, возложение обязанностей на работника, имеющего другие основные обязанности, финансово выгодней, чем наём отдельного работника.

Расчет косвенной выгоды гораздо сложнее, и зависит от множества субъективных факторов – от готовности совместителя организовывать работу по охране труда должным образом и общей трудовой дисциплины и сознательности работников и до Луны в созвездии Юпитера, при которой услуги именно вашей организации будут выполнены спустя рукава.

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ: не возлагайте функции специалиста по охране труда на работника, чьи обязанности слабо перекликаются с охраной труда (экономист, бухгалтер). Обратите внимание, что законодательно инженер по охране труда ПОКА ЧТО должен иметь ТЕХНИЧЕСКОЕ образование.

 

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Минусы: финансовые затраты, непонятна выгода практического применения. 

Плюсы: снижение налогооблагаемой базы или увеличение учитываемых в целях налогообложения расходов (деньги тратить все равно придется тем или иным способом – так лучше извлечь из этого как можно больше пользы), реальная картина условий труда вашего предприятия, повышение репутации предприятия в качестве работодателя.

Варианты оптимизации:

Постепенность. Разработайте график, в соответствии с которым будете проводить оценку, указав разумные сроки. На практике наличие такого графика конечно может не спасти от предписаний контролирующих органов, но в любом случае принятие мер к проведению оценки и разумное обоснование финансовых возможностей предприятия значительно улучшит отношение к вам проверяющих.

 

3. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ (СПЕЦИАЛИСТЫ И РУКОВОДИТЕЛИ) 

Минусы: финансовые затраты, непонятна выгода практического применения. 

Плюсы: обученные (именно обученные, а не выслушавшие/просидевшие курс) руководители и специалисты помогут в выстраивании системы охраны труда на предприятии; снижение производственного травматизма и уровня профзаболеваний (как бы банально это ни звучало – но обучение работников безопасным приемам и методам выполнения работ действительно на это влияет).

Вариант оптимизации:

- Создайте на предприятии комиссию по обучению и проверке знаний требований охраны труда. Разработайте и утвердите программы обучения (в соответствии с должностными обязанностями работников). Обучите членов комиссии в специализированной организации. Других работников обучайте на самом предприятии – в том числе и путем самоподготовки – с последующей проверкой знаний комиссией.

 

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 

Минусы: финансовые затраты (особенно при значительной текучке кадров), распространенность поведенческой линии «зачем обеспечивать спецодеждой временных (сезонных) работников». 

Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; сохранение производительности за счет снижения случаев «нерегистрируемого» травматизма, к которому относятся пренебрежительно, но который имеет влияние на трудовой процесс (мелкие порезы, ожоги, ушибы).

Варианты оптимизации:

- Бережливость. При очевидности данного варианта – реальный неиспользованный потенциал его все еще велик. Продумайте систему сохранения состояния спецодежды, зафиксируйте приказом или иным документом порядок компенсации Работником порчи спецодежды. Помните, по закону работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя, к коему относится и спецодежда.

- Организация хранения сезонной спецодежды. Как известно нормативный срок носки ограничивается календарным периодом. Но есть и оговорка – календарный период прерывается при организации хранения. Иными словами – соберите у работников зимнюю или сезонную спецодежду, найдите подходящее место хранения. В противном случае – по истечении срока носки работник потребует новой одежды. Важно, чтобы место хранения было надежным. Нередко недобросовестное отношение работников, отвечающих за хранение одежды, приводит к тому, что даже фактически не используемая, хранящаяся в ненадлежащих условиях, одежда приходит в полную негодность за год.

- Аренда спецодежды. Пока в Сахалинской области этот вид бизнеса не очень развит (глядя правде в глаза – не развит совсем). Тем не менее, прокат спецодежды (особенно для сезонных работ, зимних периодов, работ, ограниченных временем контракта, для проведения которых финансовые траты на приобретение СИЗ нецелесообразны) потенциально возможен и целесообразен, как для арендаторов, так и для арендодателей.

 

5. НОРМАЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Минусы: меньшая в сравнении с запланированной производительность, распространенность поведенческой линии «за зарплату пашут от восхода и до полуночи», нецелесообразность применения ввиду специфики предприятия (услуги, транспорт, строительство). 

Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; сохранение производительности и отсутствие издержек за счет снижения происшествий, вызванных повышенной длительностью рабочего времени, усталостью персонала.

Варианты оптимизации:

- Почасовая оплата, фиксирование времени простоя. Продумайте систему документальной фиксации времени простоя (по вине работодателя), которое оплачивается в размере не менее двух третей среднего заработка (т.е. меньше, чем при обычной трудовой деятельности). Почасовую оплату разумней ввести там, где рабочий день не фиксируется и зависит от производственных условий (например, совместителям).

- Суммированный учет рабочего времени. Его введение поможет избежать выплат за сверхурочные работы. Подводный камень: суммированная длительность рабочего времени за отчетный период все равно ограничивается – не забывайте фиксировать фактически отработанное время. Подводный камень: превышение нормы времени даже при суммированном учете является сверхурочной работой; сверхурочные часы также ограничиваются – не более 4 часов в течение двух дней подряд, и не более 120 часов в год.

- Установление выходных дней. Почему-то распространенной является ошибка, при которой работа в субботу и воскресенье оплачивается в повышенном размере при любом режиме работы. На самом деле – в повышенном размере должна оплачиваться работа в установленный выходной день. Иными словами – разработайте документы, регламентирующие выходные дни для ваших работников, и стремитесь к тому, чтобы максимально снизить количество случаев привлечения работника к работе в его выходной день. Подводный камень: не забывайте про длительность непрерывного отдыха и про обязательность письменного согласия работника к привлечению к работе в выходной день.

 

6. МЕХАНИЗАЦИЯ (АВТОМАТИЗАЦИЯ) ПРОЦЕССОВ

Пожалуй, единственный параметр, поддающийся четкому количественному и финансовому измерению. И при этом, строго говоря, не являющийся обязательным для выполнения. 

Минусы: финансовые затраты (как правило – единовременные), распространенность поведенческой линии «всю жизнь так работали». 

Плюсы: культура производства, повышение репутации предприятия как работодателя; повышение производительности.

Варианты оптимизации:

- Сокращение рабочих мест. При очевидности данного варианта – реальный неиспользованный потенциал его все еще велик. Механизация погрузочно-разгрузочных работ, автоматизация бухучета, автоматизация документооборота - вот далеко не полный перечень вложений, в конечном итоге приводящий к снижению как финансовых производственных затрат, так и общего состояния охраны труда на предприятии (в т.ч. и за счет снижения участия человеческого фактора в процессе).

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus