В Сахалинской области принята программа развития рыбохозяйственного комплекса

 
Постановлением Правительства Сахалинской области № 325 от 26.06.2013 г. утверждена государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2014-2020 гг.».
Указанное постановление ОТМЕНЯЕТ долгосрочную целевую программу «Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры» (основные тезисы и показатели программы – в этой статье). Которую, к слову, приняли совсем недавно, в январе 2013 года.
Напомним, что одна из основных проблем комплекса, обсуждаемая в обеих программах – привязанность к лососевой путине. Только ОТДЕЛЬНЫЕ предприятия (из более, чем 1300 компаний комплекса) сохранят рентабельность при суточной переработке менее десяти тонн. Следует понимать, что зарплата на предприятиях комплекса не столь высока, как кажется. При этом систематически не вылавливается порядка 300…350 тысяч тонн ВБР.
Комплексу необходимы значительные финансовые вливания для развития, строительства флота и ухода от моновидового сырья.
Цитата из программы:
«Однако основной причиной недолова является законодательный запрет на судовую переработку и перегруз уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства».
Принимаемый закон об аквакультуре снимет этот запрет.
Но поможет ли это на самом деле?
Всерьез ли власть ожидает увеличения объемов выловов при разрешении переработки на судах? Очень много ВБР ловится малым флотом. Прибрежный лов также может дать достаточно много вылова (та же сельдь, мойва). Морская капуста, кукумария, ряд других ВБР, которые действительно недолавливают, обрабатываются на берегу. И вряд ли будут обрабатываться на судах.

По меньшей мере неразумно считать основной причиной недолова запрет на судовую переработку и перегруз уловов.

На самом деле просто некоторые ВБР добывать НЕВЫГОДНО, НЕИНТЕРЕСНО И НЕПОНЯТНО.
Или НЕ ТАК ВЫГОДНО, КАК ЕДИНОВРЕМЕННО В ГОДУ ДОБЫВАТЬ ЛОСОСЬ или РЕГУЛЯРНО ДОБЫВАТЬ МИНТАЙ БЕЗ ЗАХОДА В ПОРТ.
Невозможно представить Охотоморскую и Беринговоморскую минтаевую экспедиции без перегрузов непосредственно в море. Переходы до порта (а сдавать в ближайший порт бывает просто некуда из-за отсутствия мощностей и пограничных препятствий) будут означать значительные убытки. И эти перегрузы имеют место быть в море. И имеют место, что характерно, на вполне законном основании.
Другая упоминаемая причина недолова, также связанная с запретом – малое число точек базирования флота. Но и здесь вполне ясно – было бы выгодно,  уж как организовать прием улова на берегу предприниматели бы придумали. Практически ВЕСЬ Сахалин уже разбит на промысловые ТРУДНОДОСТУПНЫЕ участки для добычи лососевых. И с этих станов ЕЖЕДНЕВНО везут рыбу на переработку. Можно возразить, что стан это одно, а малый флот – другое. Но вообще-то пирс можно организовать всегда: вспомните времена СССР, когда от Стародубска до Поронайска было гораздо больше ковшей и пирсов, чем сейчас.
Основных мероприятий программы три:

  • совершенствование госуправления в сфере рыболовства и сохранение ВБР с общим финансированием 253056 тыс. рублей;
  • восстановление естественных нерестилищ тихоокеанских лососей с общим финансированием 42000 тыс. рублей;
  • господдержка предприятий комплекса с общим финансированием 6129028 тыс. рублей.
Еще по теме статьи можно почитать:  Завод СПГ на Сахалине, в Де-Кастри и чуть-чуть в Приморье

В первое мероприятие в том числе входит и направление «Развитие рекреационного потенциала». Иными словами, ожидается развитие и популяризация любительского лова, отдыха и туризма (в том числе, семейного). Также следует отметить запланированную очистку берегов рек и морского побережья от мусора, орудий лова, и т.п.
Основным показателем второго мероприятия является площадь восстановленных лесов.
В господдержку входят инвестиции в развитие отрасли: строительство судов и развитие инфраструктуры, развитие переработки отходов рыбной продукции, развитие морской аквакультуры и повышение эффективности воспроизводства ВБР. Также предусматриваются мероприятия по повышению доступности кредитных ресурсов предприятий рыбной отрасли и мероприятия, направленные на увеличение среднегодовой продолжительности работы.
Следует отметить, что как и в отменяемой программе, финансирование в немалой части возлагается на внебюджетные источники. Иными словами, на самих рыбопромышленников. Насколько будут продуманы механизмы воздействия – непонятно. Основная проблема финансирования за счет внебюджетных источников – незаинтересованность самих рыбопромышленников в малоприбыльных ВБР и долгосрочном строительстве. Что характерно, даже крупные рыбопромышленники при наличии достаточных средств не спешат строить заводы полного цикла и суда, отказываются от переработки рыбных отходов.
Предполагается, что к 2020 году вылов ВБР составит порядка 776 тыс. тонн., примерно вдвое увеличится использование отходов, при этом количество работников, занятых в отрасли, изменится незначительно. Также не предполагается большой рост заработной платы (что, собственно, удивительно – поскольку зарплата в отрасли практически напрямую зависит от вылова). Количество судов увеличится – при этом, крупнотоннажный флот увеличится всего на две единицы, среднетоннажный на пять. Основной рост даст малотоннажный флот. При этом практически ежегодно ожидается поступление двух судов из новостроя.
 © Область на островах
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *