Завод по производству СПГ в Приморье. Часть Вторая

Зарплаты, организация работ и экология

 

Основные аспекты деятельности завода

ЗАРПЛАТА

На производственном комплексе «Пригородное» хорошо получают работающие вахтовым методом (эксплуатационный отдел) и те, кто работает уже давно (срабатывает выслуга лет, КТУ и ежегодное повышение зарплаты на фоне первоначально высокого заработка). При этом вахтовики уже давно понимают, что зарплата непосредственно на заводе практически сравнивается с зарплатами вахтовиков в других нефтяных регионов, а для некоторых областей страны вообще сопоставима с ежемесячной зарплатой при обычном сменном режиме работы. Иными словами – не всегда столь высока, особенно в сравнении с теми же нефтегазодобывающими платформами.
Для достижения уровня действительно достойного заработка работники с режимом 5х2  вынуждены принимать участие в дежурствах. Собственно, за счет которых и происходит некоторый прирост заработной платы к обычному уровню.


Дежурство – исполнение обязанностей в режиме ожидания на территории завода (на самом деле, в административно-бытовом комплексе) во внерабочее время. С пятницы до пятницы в течение недели «дежурный специалист» находится на работе, причем регулярно выполняет различные производственные задания. Налицо переработка и скрытый вахтовый метод. Законность дежурств оспаривалась в суде в 2007-2008 гг., но увы, СЭИК доказал правомерность их применения.


До недавнего времени гораздо выше зарплата была в основной подрядной организации (это "Сахалиннефтегазсервис", она же “SNGS”), занятой техобслуживанием и ремонтом оборудования и сооружений комплекса. Но во-первых постепенно зарплаты "упали" (т.к. не индексировались), а во-вторых специфика работы в ней – срочные трудовые договоры (нередко даже на две-три недели), заключаемые исключительно на период проведения определенных работ. Кстати, сейчас (с ноября 2014 г.) обслуживанием занимается уже другая организация...


Учитывая удаленность Хасанского района предполагаем, что работа на СПГ во Владивостоке будет осуществляться вахтовым методом. Таким образом, зарплаты будут достаточно высоки. Но будут ли они платиться приморцам – еще неизвестно.
Что касается повышенных зарплат у подрядчиков – следует понимать, что Газпром скорее всего НЕ будет привлекать отдельных подрядчиков на техобслуживание, а если и будет, то это будет одна из его дочерних компаний с адекватным уровнем зарплаты.

РАБОТА КАК ТАКОВАЯ

На данный момент на Комплексе до сих пор действует система, созданная иностранцами, при которой производительность труда, как такового, крайне мала (непосредственно процесс сжижения, как самоустанавливающийся и максимально автоматизированный в расчет не берется).


С целью обеспечения безопасности любые работы производятся исключительно по наряду-допуску. Идея благая. Исполнение же таково, что подготовка работ может занимать недели. Обычное утро может начинаться с того, что пока мастер (бригадир, супервайзер) получает наряд, проводит инструктаж, готовит и проверяет инструмент, вся бригада бездействует. Насос выведен из ремонта, но для начала работ необходимо повторно уведомить отдел эксплуатации. А это снова время. В итоге, оплачиваемые трудовые ресурсы простаивают, плановые работы могут производиться с задержкой. Не успели начать работу – обед. Вышли после обеда – в 16:30 – 17:00 уже автобус домой. Чистое время работы без учета регламентированных перерывов (на обогрев, например) составляет полтора-два часа до обеда и около трех после.
Развращает ли это работников? По нашему мнению, да. Медленная неспешная работа, не нацеленная на результат (поскольку термин «безопасность» позволяет очень хорошо манипулировать сроками), при относительно хороших зарплатах и западном подходе к условиям труда, формирует ложное сознание, что работник ДОСТОИН таких условий ПРИ ЛЮБОМ РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО РАБОТЫ. Ложное, потому что с точки зрения бизнеса НЕДОПУСТИМ излишний простой оборудования, выведенного в ремонт, значительное превышение времени выполнения работ над нормативом и разумным сроком. Основа работы завода – сжижение газа и его количество. А оно зависит, в том числе, и от вклада работников, занятых ремонтом и обслуживанием.
Дадут ли так работать в Газпроме? Вряд ли. Поставленные задачи должны выполняться четко и в срок. Вообще, опыт работы отечественных компаний четко дает понять, что излишнее безделье и надуманные препятствия быстро устраняются лишением премий и заменой работников, и опыт западных компаний при общей низкой относительной производительности (характерной для России) у нас просто неприменим.
ВАЖНО. Производительность в России не успевает за ростом зарплат (факт, неоднократно озвученный). Производительность иностранцев в подавляющем большинстве случаев выше, чем у русских. Для российской экономики губительно применение псевдозападного подхода к работе – на западе в отличие от нас и производительность труда выше, и трудолюбие.
Таким образом, ожидать условий труда, аналогичным на Комплексе, в части непосредственно организации и проведения работ не следует.


ЭКОЛОГИЯ


Довольно животрепещущий вопрос. По мнению, СЭИК вред не наносится вовсе. Экологическая Вахта Сахалина утверждает, что вред наносится, причем последствия его непредсказуемы. Ученые практически не говорят ни да, ни нет.
Рассмотрим основные упоминаемые экологические моменты.


Лосось. Считается, что малые подходы лосося связаны со значительным его выловом, в том числе и браконьерским. Более того, имеется достоверный и всеми признаваемый факт, что  в один из годов река Мерея была ВЫРЕЗАНА браконьерами ПОЛНОСТЬЮ. Но кто может дать веское обоснование, что не будь браконьеров – Мерея бы смогла остаться хорошей нерестовой рекой? Даже если будет доказано, что воздействия на почвы, в дальнейшем влияющие и на реку, отсутствуют – остается еще и повсеместное снижение уровня воды в реках, в т.ч. из-за высыхания и негативного воздействия на русла переходами
Опасения, что под причалом не будет ходить рыба, не подтвердились. Но давайте исходить из того, что сам по себе маршрут миграции и его изменение не могут являться фактом, доказывающим наличие или отсутствие воздействия. Периодическое изменение миграции лососевых (например, при землетрясении) и нерест в «неродных» реках – тому подтверждение.


Сбросы. Самый неконтролируемый вопрос с самыми тяжелыми последствиями. Чисто технически комплекс владеет ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ устройствам и датчиками для определения сбросов, все отходы разделяются, газовые составляющие, как правило, сжигаются, а жидкие, не представляющие опасности, сбрасываются.  Проектные решения были реализованы в полном объеме.


Воздействие на близлежащие населенные пункты. В случае Сахалина наличие воздействия основано большей частью на мнении жителей дачного поселка Пригородное, подавляющая часть домов в котором была заброшена, а жители фактически проживали в Корсакове. В 2005-2007 гг. цены на дачи в нем заметно повысились – существовало устойчивое мнение об обязательных выплатах жителям за негативное воздействие. Выплат нет и, вероятней всего, не будет. Замеры не выявили каких-либо особых воздействий на атмосферу, а обращения граждан более похожи на руководимую со стороны акцию, направленную на создание негативного мнения о комплексе.
Остается единственное, но существенное воздействие – наличие судов и активного движения вблизи нерестовых рек и ручьев залива, неконтролируемые сбросы с судов, совокупно влияющие на биосферу моря.
Вывод: негативное воздействие на окружающую среду у Комплекса минимальное либо в рамках допустимых параметров, без которых никак не обойтись. Увы, СКРЫТОЕ негативное воздействие проявится не раньше, чем через десять-двадцать лет. К слову, оно может усилиться старением основных фондов завода, полной «русификацией» персонала с соответствующим отношением к экологии вообще и своей работе в частности.
Иными словами, рассуждать на экологический аспект воздействия комплекса всерьез, без наличия систематических длительных наблюдений за окружающей средой и достоверных результатов анализов, не просто рано, а очень рано.
Приморский завод СПГ будет строиться в месте, отличном от Пригородного. С другим климатом, экосферой, ресурсной значимостью. И рассуждать о негативном воздействии завода не видя проекта, технологического решения, привязанного к особенностям приморского региона, включающего аспекты экологии (в т.ч и очистные сооружения, систему контроля и т.п.), а основываяcь исключительно на примере сахалинского завода просто НЕРАЗУМНО.


Представьте, что российский автопром привозит вас на завод Вольво и говорит – «вот машины! И мы хотим строить у вас такие же!..» Вновь построенные машины будут такими же, как Вольво? Не отвечайте. Ответ мне известен.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имею ли я целью создать негативное впечатление о Комплексе?
Нет.
Но очень хочется, чтобы озвученные проблемы и спорные вопросы были услышаны властью, СМИ и жителями – для дальнейшей совместной разработки комплекса мероприятий по снижению отрицательного социально-экономического  и иного воздействия.

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus