Как правильно установить доплаты работнику: работа в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вредные и опасные условия т

Приведены основные документы, на которые следует опираться при определении и установлении размера доплат за работу в районах Крайнего Севера (а также приравненных к ним местностях), за работу во вредных и опасных условиях труда. СТАТЬЯ ДОПОЛНЕНА и УТОЧНЕНА

 

От автора: Прежде всего, необходимо определиться с видом доплат. Условно разделим доплаты на обязательные и стимулирующие. К обязательным относятся различные надбавки и компенсационные выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сверхурочные, доплаты за работу в ночную смену, а также за работу во вредных и опасных условиях труда. Также к ним можно отнести и доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. К стимулирующим относятся доплаты за класс (разряд, категорию), за выслугу лет, иные аналогичные выплаты. Именно так и будут трактоваться доплаты в статьях цикла «Как правильно установить доплату работнику».

 ***

Относительно доплат за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – следует понимать, что внести какие-либо изменения в них невозможно.  Размер таких доплат и база для расчета установлена законодательно (главное основание – ст. 315-317 ТК РФ). В Сахалинской области районами Крайнего Севера считаются Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский. Остальные территории считаются местностями, приравненными к Крайнему Северу.

Совершено непонятно, каким образом Южно-Курильский район попал в районы Крайнего Севера – но это так.

Таким образом – на Крайнем Севере применяются обязательные 10% через первые полгода работы; далее за каждые полгода прибавляются надбавки (по 10%) до достижения 60% заработка, и за каждый год – 10% до достижения 80% заработка. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - обязательные 10% через первые полгода работы; далее за каждые полгода прибавляются надбавки (по 10%) до достижения 50% заработка.

Нормативные документы для процентной надбавки: Указ Президиума ВС СССР от  26.09.1967 г. № 1908-VII, Указ    Президиума   ВС СССР от 10.02.1960 г.

Несколько запутанней ситуация с районным коэффициентом. Он значительно разнится на территории области, более того – на практике применяются повышенные коэффициенты.

Итак, коэффициенты по документам СССР:

  • Курилы – 2,0
  • Рыбновский, г. Оха – 1,8
  • Ногликский, Охинский – 1,8 (гидрометеорологические службы, электроэнергетическая промышленность), 1,6 (все остальные)
  • Остальные территории – 1,4 (нефтяная и газовая промышленность, предприятия телерадиовещания, просвещение, здравоохранение, соцобеспечение, ЖКХ, культурные учреждения, бытовое обслуживание, торговля и питание, снабжение и сбыт, охрана, государственное и хозяйственное управление, преподавательский состав, автотранспорт, сельское и лесное хозяйство, деревообрабатывающая и строительная промышленность, банки); 1,6 (все остальные).

На практике, применяют, как правило, коэффициенты 2.0 (Курилы), 1.8 (Ногликский и Охинский районы) и 1.6 (все остальные районы).

Но есть и документ посвежее: совместное Информационное Письмо Минтрудасоцразвития (два его Департамента) и Пенсионного фонда (номера 1199-16, 670-9, 25-23/5995).

В соответствии с ним в НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ сфере установлены следующие коэффициенты:

  • Курилы – 2,0
  • Ногликский, Охинский районы, г. Оха – 1,6
  • Все остальные районы – 1,4

Как уже было сказано – бухгалтера предпочитают применять общепринятые 0,5 и 1,6.

НО!

На территории Сахалинской области действует трехстороннее соглашение между Правительством Сахалинской области, областным объединением организации профсоюзов и объединением работодателей Сахалинской области на 2012-2014 г.

УТОЧНЕНИЕ СТАТЬИ: Срок действия указанного Соглашения продлен до 31 декабря 2017 года.

Основанием для его заключения являются Трудовой Кодекс РФ (главы 3 и 5,  а также ст. 45-51 главы 7), федеральный закон № 92-ФЗ от 01.05.1999 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений», Закон Сахалинской области № 67-ЗО «О системе социального партнерства в Сахалинской области».

В соответствии с перечисленными документами указанное Соглашение является нормативным правовым актом, и его нарушение является нарушением трудового законодательства РФ. Таким образом, в частности Работодатель, нарушивший либо не соблюдающий минимальные условия и требования Соглашения, является нарушителем и его принудить выполнить свои обязательства через суд.

Обязательность исполнения условий и положений Соглашения установлена статьей 10 Закона Сахалинской области № 67-ЗО «О системе социального партнерства в Сахалинской области», статьями 45-54 ТК РФ.

ВАЖНО! Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения либо со дня государственной регистрации организации (либо ИП) о присоединении к соглашению не представили в Агентство по труду Сахалинской области письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Иными словами – независимо от участия в объединении работодателей организация либо ИП обязаны исполнять условия Соглашения.

В соответствии с пунктом 6.1.2 независимо от сферы деятельности необходимо применять следующие коэффициенты: 

  • Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы - 2,0;
  • Ногликский, Охинский районы - 1,8;
  • Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Макаровский, Невельский, Поронайский, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский районы, город Южно-Сахалинск - 1,6.

Суммируя:

Несмотря на отсутствие в ряде случаев четких обоснований к применению районных коэффициентов – необходимо применять не только нормативные акты СССР и указанное совместное Письмо, но и учитывать положения заключенного Трехстороннего Соглашения и отслеживать в нем изменения. 

***

Почти аналогичная ситуация существовала и с выплатами за работу во вредных и опасных условиях труда. Прежде всего, необходимо понимать, что основанием для таких выплат должны стать аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда, пришедшая на замену аттестации с 2014 года.

Теоретически, в рамках производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил проводимые замеры можно использовать для установления доплат – но подавляющее большинство экспертов в области бухгалтерии, налогов, юриспруденции и охраны труда скептически относятся к такой практике. Особенно в свете Определения Конституционного суда № 135-О от 07.02.2013 касательно обязательности учета результатов аттестации рабочих мест при установлении сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска. Вероятней всего аналогичная практика будет применяться и к результатам оценки.

Но и наличие результатов оценки не было основанием для установления выплат, до тех пор пока в Российской Федерации действовало набившее оскомину неопределенное в своих терминах Постановление Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г., устанавливавшее минимальный размер доплат – не менее 4%. Без дифференциации по классам опасности данного рабочего места, иных условий. Пункт 2, устанавливающий обязанность Минздравсоцразвития разработать нормативный документ касательно компенсаций, так и не был выполнен.

В настоящее время ситуация гораздо лучше: постановление 870 отменено, следует руководствоваться компенсациями, установленными Трудовым Кодексом. Правда, и в нем есть оговорка, что точный размер должен определяться по согласованию с профсоюзом.

Остаются документы СССР. Которые тоже периодически оспариваются – ввиду несоответствия текущему законодательству, а также ввиду вполне понятного устарения.

На момент первоначальаного написания статьи действовало решение Верховного Суда РФ № АКПИ12-570 от 14.01.2013 г. касательно обязательности применения «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22). Суть решения: любой работник, работающий во вредных и опасных условиях, имеет право на компенсации (отпуск, сокращенный рабочий день) в размере не менее, чем по Постановлению № 870. Но если «Списком…» установлены более высокие компенсации – применять следует именно их. Напомним, до данного Решения в течение 2012 г. позиция относительно применения «Списка…» менялась дважды. Также отметим, что на получение компенсаций в минимальном размере (по Постановлению № 870) имеет право даже тот работник, чья профессия не указана в «Списке…». 

Но «Список…» не дает ответа на вопрос точного размера доплат. Да и постановление 870 отменено.

И тут следует применять Постановление от 03.10.1986 № 387/22-78 Госкомитета по труду и социальным вопросам СССР «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».

Типовое положение устанавливает балльную систему – в зависимости от присвоенных классов опасности и размера фактических показателей (превышение над ПДК). Система кажется громоздкой, но при должной сноровке дает хорошие результаты, дифференцированные по работникам и их условиям труда. Ведь на самом деле неразумно за различные факторы устанавливать одинаковую доплату.

Другой документ, регламентирующий размеры доплат – это «Отраслевое соглашение», заключаемое между работниками (в лице всероссийского Профсоюза данной отрасли) и работодателями (в лице Ассоциаций). Как правило, в отраслевом соглашении приводится перечень работ, дающих право на льготы, и определяется размер либо диапазон этих льгот. Более конкретно льготы устанавливаются коллективным договором – что характерно, это приводится в ряде отраслевых соглашений, заключенных на период до 2012-2016 гг. Положения отраслевых соглашений ОБЯЗАТЕЛЬНЫ к выполнению.

Также могут существовать иные соглашения (на региональном уровне), относящиеся к трудовым отношениям и доплатам в частности.

Суммируя:

Для установления доплат за работу во вредных и опасных условиях труда необходимо:

  1. Использовать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или провести специальную оценку условий труда
  2. По каждому рабочему месту (либо профессии) определить минимальный или точный размер доплат за работу во вредных и опасных условиях труда, установленный «Отраслевым соглашением» и / или коллективным договором
  3. Произвести расчет по баллам на основании Постановления Госкомитета по труду и социальным вопросам СССР № 387/22-78 от 03.10.1986 г. 
  4. Определить доплату, исходя из пунктов 2 и 3, учитывая, что применять следует оба документа, и, следовательно, устанавливать необходимо более повышенный размер компенсации. В противном случае в суде размер может быть оспорен, и вам все равно придется произвести доплату в нужном размере.

Обращаем ваше внимание на необходимость регулярного отслеживания законодательства на предмет льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. Только в 2012 году позиция относительно применения документов СССР менялась дважды. Таким образом, нет никакой гарантии, что установленная система оплаты труда не станет вдруг не соответствующей действующему законодательству.

Вопрос установления доплат за работу во вредных и опасных условиях все еще остается законодательно спорным…

© Область на островах 

Назад

comments powered by Disqus