Особенности инструктажей по охране труда на автомобильном транспорте. Водители автомобиля

ВАЖНО! Статья от 2013 года – в настоящее время содержит устаревшую и неактуальную информацию. Рекомендуем воспользоваться поиском либо искать актуальную информацию по меткам. Также почитать про вводный инструктаж для водителя и про предрейсовый инструктаж для водителя (актуально в 2021 г.) можно в этой статье.

Ключевые слова статьи: инструктажи для водителей, какие виды инструктажей на автомобильном транспорте, кто проводит вводный инструктаж на автотранспортном предприятии, о чем рассказать водителям на инструктаже

Нормативная база:

  1. ПОТ РМ-027-2003 (Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минтрудасоцразвития № 28 от 12.05.2003 г.)
  2. Постановление № 1/29 (Минобразования и Минтруда)
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации

Инструктажи по охране труда на автотранспортном предприятии (грузоперевозки, такси, пассажирские перевозки) также как и в других отраслях делятся на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится как правило инженером по охране труда либо иным назначенным лицом со всеми вновь поступающими работниками независимо от их должности, стажа и опыта работы, образования. В качестве освещаемых вопросов, специфичных для автотранспортного предприятия вообще и для водителей (механиков, диспетчеров, работников гаража) в частности, в него необходимо включить:

  • наличие на предприятии спецподразделений (ремонт, техпомощь, медслужба, и т.п.),
  • порядок прохождения предрейсового и послерейсового медосмотров, технического контроля транспортного средства перед выходом на линию,
  • особенности маршрутов,
  • страхование,
  • данные об аварийности и обстоятельства происшествий.

Остальные виды инструктажей проводятся бригадирами-наставниками, опытными работниками. Не забудьте закрепить приказом лиц, назначенных проводить соответствующие инструктажи. Вообще, по общему правилу такие инструктажи проводятся непосредственным руководителем работника (мастер, бригадир, и т.п.). Учитывая разнородность предприятий отрасли рекомендуем также привлекать к проведению инструктажей заместителей директора по безопасности дорожного движения, инженеров БДД.

Можно ли в законодательных рамках проводить иные инструктажи?

Вполне.

Например, по примеру западных компаний нефтегазовых проектов и сервисного обслуживания, проводящих инструктажи на производстве практически перед каждой проводимой работой (т.н. ToolBox Meeting, которые в российской классификации вполне могут быть отнесены к целевым) можно ввести на предприятии предрейсовые инструктажи.

Еще по теме статьи можно почитать:  Новые правила по охране труда в портах (морских и речных)

При кажущейся очевидности не на каждом предприятии перед рейсом водители информируются об условиях движения, опасных участках, закрытых на ремонт участках и улицах, напоминают «горячие» телефоны и первичные меры при происшествии. На специфичных рейсах (перевозка детей, аренда транспортного средства другим предприятием) желательно напомнить водителям те или иные положения правил перевозки пассажиров, включая и режим труда и отдыха, порядок сменности водителей, порядок стоянки и охраны для протяженных рейсов.

Не будет лишним проводить и сезонный инструктаж – перед осеннее-зимним периодом и весеннее-летним. Примерный перечень освещаемых вопросов: особенности управления в плохих погодных условиях (туман, снег, дождь), особенности технической эксплуатации транспортного средства в данный сезон, личная безопасность при происшествии, сохранение жизни и здоровья в случае внезапной поломки ТС.

Оформлять перечисленные дополнительные инструктажи лучше, как целевые либо повторные, по вашему усмотрению. Не думаем, что будет большой ошибкой неверный выбор наименования инструктажа.

Гораздо важнее все эти инструктажи проводить не формально.

NB Повторный инструктаж на автотранспортном предприятии проводится не реже одного раза в три месяца, в то время как по общей норме – не реже одного раза в шесть месяцев.

В заключение приведем примерный перечень случаев, в которых (помимо случаев, установленных Межотраслевыми правилами) крайне желательно проводить внеплановый инструктаж:

  • внезапное изменение маршрута,
  • наличие информации о стихийном бедствии (авария, катастрофа) в зоне маршрута,
  • направление в командировку (перегон ТС от завода, продавца, и т.п.),
  • совершение ДТП.

Также не забывайте о специфических инструктажах – по безопасности дорожного движения (инструктажи по БДД).

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *