Служба охраны труда: отечественный и иностранный подход

Очень много в последнее десятилетие говорят о том, что западный подход к безопасности в целом и охране труда в частности несомненно лучше и тщательней российского. СТАТЬЯ ОБНОВЛЕНА

 

Очень много в последнее десятилетие говорят о том, что западный подход к безопасности в целом и охране труда в частности несомненно лучше и тщательней российского. Не собираясь доказывать или опровергать эту точку зрения – просто рассмотрим основные понятия и ключевые моменты у обеих систем. Рассматриваются отечественные предприятия и предприятия с иностранным капиталом, работающие на территории России.


1.      Статус службы.

В иностранных компаниях служба ОТ имеет крайне высокий статус. Ее функции и полномочия достаточно велики. Работать в ОТ достаточно престижно.

В отечественных компаниях до сих пор распространено мнение о бездеятельности и бесцельности данной службы. Как ни обидно, такое мнение распространено, в том числе, и среди руководителей среднего и высшего звена.

Кстати, существующее определение «тэбэшник» применяется не только в российской среде. Как ни странно, данный термин применяют и в иностранных компаниях (правда, российский персонал и без нотки пренебрежения).

____________________________________________

2.      Культура безопасности

Вопрос русских – насколько быстро надо?

Вопрос иностранного – это безопасно?

Реакция русского работника – ну раз начальник сказал…

Реакция иностранного работника – отказываюсь и доведу до сведения линейного менеджера.

Культура безопасности начинается с руководства. Недостаточно требовать. Недостаточно декларировать. Необходимо строго следовать и насаждать эту самую культуру. И начинается это действительно с руководства. В иностранных компаниях без понимания системы ОТ, без знания системы, руководителем не стать. В отечественных компаниях руководители порой не просто не знают систему ОТ, но и считают требования исключительно «финансово-ёмкими», оттягивающими материальные ресурсы ни на что.

Культура безопасности выражается не просто в отказах работника выполнять небезопасное задание. Культура безопасности как всякая культура есть совокупность определенных ценностей. В иностранных компаниях ценность «Человеческая Жизнь и Здоровье Работника» является истинной, а не декларируемой. Усиленная пропаганда вкупе с реализуемыми на практике мероприятиями по охране труда со временем меняет мировоззрение работника и его отношение к охране труда. Можно смеяться над различного рода акциями и документами типа «Шесть Высочайших Правил Безопасности» - но они действуют. Уровень производственного травматизма и количество несчастных случаев – неоспоримый показатель.

____________________________________________

3.      Формализм

Есть в обеих системах. Потому что везде работают люди.

Например – подход к АРМ (теперь уже СОУТ). Иностранные компании готовы аттестовать места – но учитывая ценник (завышенный для иностранцев в два-три раза), резонно задают вопрос «а зачем?». Они и так готовы платить за вредные условия и опасные производственные факторы. Они и так снабжают работника СИЗ с головы до пят в двойной норме. Им невдомек основная цель аттестации – «правомерность и обоснованность применения надбавок и доплат за работу в опасных и вредных условиях труда». Им эта цель непонятна.

Такой формализм более, чем понятен.

Но вот формализм целевых инструктажей перед нарядом-допуском, выражающийся в простом «расписывании в бумажке», не может быть понятен.

____________________________________________

4.      Законодательство

Российское законодательство в сфере охраны труда и безопасности – одно из самых жестких в мире. Мировые компании, работая в РФ, спокойно воспринимают как превышение требований российских норм над нормами компании, так и требования, которые за рубежом не применяются.

Увы, как говорится: строгость норм компенсируется необязательностью их выполнения.

____________________________________________

5.      Обучение

Уровень требований к квалификации, обучению примерно одинаков. Более того, уровень требований к профессиональному обучению нередко в РФ выше – т.к. в иностранных компаниях обязанности многих должностей рабочих профессий совмещены. Так, например, в иностранной компании оператор (магистрального) трубопровода в зависимости от необходимости может работать как на насосной (или компрессорной станции), так и обычным обходчиком – в то время как у нас существует жесткое профессиональное разделение, не позволяющее без соответствующего обучения линейному трубопроводчику исполнять обязанности машиниста насосных станций.

____________________________________________

6.      Наряды-допуски при работах повышенной опасности

Перечень работ, при выполнении которых наряд-допуск  необходим, в компаниях с иностранным капиталом, значительно шире перечня работ на аналогичном отечественном предприятии. Даже отбор проб (в т.ч. с представителем подрядной организации) неопасного вещества (вода) в иных организациях требует наряда-допуска.

____________________________________________

7.      Качество подрядчиков – экспертных организаций

Отношение отечественных заказчиков – минимальная цена («мы не будем платить больше за то, что стоит меньше в других регионах»)

Отношение иностранных заказчиков – а каков опыт у подрядчика? С какими компаниями он работал?

Правда, в последнее время и финансовый вопрос также становится важен ввиду политических и экономических событий мирового масштаба...

____________________________________________

8.      Остановка работы

Предписания инженера по охране труда в отечественной компании в соответствии с законодательством обязательно к исполнению. На практике, однако, даже приостановить работу бывает затруднительно, т.к. волевым приказом руководителя организации приостановка работ запрещена.

В иностранной компании любой работник может остановить работу (в т.ч. и подрядчика), если он не уверен, что работа проводится безопасно - как минимум до выяснения, действительно ли работа проводится с соблюдением всех требований. В случае сомнений приглашается мастер, дело может дойти и до вышестоящего начальства обеих сторон.

____________________________________________

9.      Цели при расследовании причин происшествий

Абсолютно идентичны у обоих подходов – выявить причины происшествия и устранить причины для устранения возможности повторения происшествия в будущем.

____________________________________________

10.  Работоспособность системы

Бывает и так, что отлично выстроенные системы охраны труда – на практике не работают. К сожалению, в данном случае все решает т.н. «человеческий» фактор. Бывает, и в иностранных компаниях ввиду личностных качеств ключевых работников службы ОТ требуется прилагать усилий больше, чем обычно, для того, чтобы система работала.

Тем не менее, обе системы можно признать работоспособными. 

Увы, по уровню травматизма компании с участием иностранного капитала (и, как правило, применяющие "западный" подход) выглядят значительно лучше аналогичных отечественных.

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus