Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идетификации вредных и / или опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника, оценка их фактического значения и сравнение с установленными нормативами.

 

28 декабря 2013 г. принят федеральный закон № 426-фз «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и / или опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника, оценка их фактического значения и сравнение с установленными нормативами.

Результатом проведения специальной оценки является присвоение (установление) рабочему месту класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Результаты оценки также могут применяться для разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда, обеспечению работников СИЗ, оснащению мест коллективными средствами защиты, для контроля за состоянием условий труда, организации медосмотров, установления гарантий и компенсаций, установления ограничений для отдельных категорий работников. Т.е. практически полностью повторяя цели отмененной АРМ – если не буквально, то в сущности.

ВАЖНО. Также результаты будут использоваться для определения страхового тарифа работодателю.

Специальная оценка организуется работодателями, проводится специализированными организациями (совместно с работодателями) на основании гражданско-правового договора.

На данный момент – организациями, могущими проводить специальную оценку, являются все аттестующие организации, имеющие право проводить АРМ. Организации обязаны применять утвержденные и аттестованные методы исследований и методики измерений.

Специальная оценка проводится по методике, утвержденной «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». На момент написания статьи – такая методика отсутствует, равно как и некоторые утвержденные формы документов (отчет об оценке, и т.п.).

Периодичность оценки составляет пять лет – при этом срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Основные этапы оценки:

  1. Создается комиссия (нечетное число членов)
  2. Утверждается перечень рабочих мест подлежащих оценке
  3. Идентификация потенциально вредных и / или опасных производственных факторов. Идентификация производится экспертом организации, проводящей оценку (т.е. фактическое состояние дел теперь приведено в соответствие с законодательством). Результаты идентификации утверждаются комиссионно.
  4. Проведение измерений на рабочих местах, на которых вредные и (или) опасные факторы идентифицированы. Места, на которых такие факторы отсутствуют, считаются имеющими «допустимые условия труда» (т.е. им присваивается 2 класс).
  5. Проведение оценки соответствия, присвоение классов рабочим местам. Присвоение классов также осуществляется экспертом организации, проводящей оценку.
  6. Составление отчета об оценке.
  7. Ознакомление работников (не позднее одного месяца).
  8. Передача результатов оценки в единую информационную систему.

ВАЖНО. Идентификация НЕ проводится для рабочих мест по профессиям (должностям, специальностям), которые включены в списки, с учетом которых производится досрочное назначение пенсии по старости. Также идентификация не проводится для мест, за работу на которых установлены гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, и для мест, на которых такие факторы уже установлены при ранее проводимой АРМ (в последующем – специальной оценке).

В отличие от АРМ – специальная оценка НЕ проводится для надомников, дистанционных работников и лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями – физическими лицами (т.е. не ИП).

В отношении мест, на которых вредные и опасные факторы не выделены, подается декларация соответствия условий труда нормативным требованиям. Декларация подается «в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», т.е. в Государственную Инспекцию Труда в Сахалинской области.

Классы условий труда в соответствии с законом:

Первый классусловия труда оптимальны, т.е. воздействие отсутствует или уровень воздействия не превышает нормативные уровни, считающиеся безопасными, а также созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Второй классдопустимые условия труда. Воздействие на работника в пределах норм, состояние работника восстанавливается во время отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Третий классвредные условия труда. Уровни воздействия выше нормативных. Класс делится на четыре подкласса (степени), в зависимости от потенциальных последствий воздействия.

Четвертый классопасные условия труда. Уровень воздействия создает угрозу жизни работника, последствия воздействия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Внеплановая оценка проводится в течение шести месяцев после наступления одного из событий: при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ранее, не позднее 60 дней с даты ввода), получении предписания, при изменении процесса или замене оборудования, изменении технологии, некоторых иных событий.

Отдельно следует отметить о необходимости проведения оценки после произошедшего несчастного случая или выявленного профзаболевания (по причинам воздействия вредных или опасных факторов).

Экспертиза качества оценки проводится органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ (в рамках госэкспертизы условий труда) – т.е. Агентством по труду Сахалинской области. Основания для экспертизы: представление ГИТ в Сахалинской области, заявления работников, профсоюзов (иных объединений), работодателей, страховщиков. Результаты экспертизы также передаются в единую информационную систему.

Для рабочих мест с проведенной АРМ специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет с даты завершения аттестации – кроме указанных случаев возникновения обстоятельств для проведения внеплановой оценки.

© Область на островах, 11.01.2014

Назад

comments powered by Disqus