Пример инструкции по охране труда для водителя грузового автомобиля, легкового автомобиля, бензовоза

 
Данная инструкция приведена в ознакомительных целях. НЕ следует копировать ее положения в разрабатываемый вами документ. Необходимо рассмотреть каждый приведенный пункт и изменить его в соответствии с особенностями вашего производства.

***

1.     Общие требования безопасности
1.1.    Настоящая инструкция разработана для водителей грузовых, легковых автомобилей,  бензовозов ___________ (далее водитель).
1.2.    К работе по профессии водитель допускаются мужчины не моложе 18 лет, имеющие соответствующее профессиональное образование, удостоверение на право управления данной категорией транспорта и в установленных случаях удостоверение-допуск на право перевозки опасных грузов (ДОПОГ),  в обязательном порядке прошедшие:
–                   обязательные предварительные (при поступ­лении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, один раз в 12 месяцев) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Мин­здравсоцразвития России;
–  вводный инструктаж;
–  инструктаж по пожарной безопасности;
–  обучение пожарно-техническому минимуму;
–  первичный инструктаж на рабочем месте;
–  обучение безопасным методам и приемам труда с последующей стажировкой на рабочем месте;
– обучение  правилам электробезопасности с присвоением __ группы допуска;
–  обучение доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.
Для перевозки опасных грузов допускаются водители со стажем вождения не менее трех лет.
1.3.    В процессе трудовой деятельности водитель обязан проходить в установленные сроки повторный инструктаж по охране труда, повторный инструктаж по пожарной безопасности, а также целевые и внеплановые инструктажи в установленных случаях. Водитель обязан ежегодно проходить проверку знаний требований электробезопасности с подтверждением присвоенной группы электробезопасности. Водитель обязан проходить проверку знаний требований охраны труда в соответствии с нормативными документами предприятия. В процессе трудовой деятельности водитель обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проходить обучение (инструктажи) по использованию коллективных и индивидуальных средств защиты, по применению смывающих и обеззараживающих средств.
1.4.    В процессе трудовой деятельности водитель обязан проходить периодические (в т.ч. ежесменные и послесменные) и внеплановые медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном Минздравсоцразвития России и локальным документом предприятия.
1.5.    Работник обязан знать и выполнять требования инструкций по эксплуатации используемых транспортных средств, технических устройств.
1.6.    Работник обязан знать и соблюдать требования инструкций по охране труда, правил по охране труда, инструкций по пожарной безопасности, инструкций по электробезопасности, локальных актов по охране труда и безопасности производственных процессов, иных документов в области охраны труда, в области пожарной и электробезопасности.
1.7.    Работник обязан соблюдать установленный режим труда и отдыха. Работнику запрещается работать при чувстве усталости, после приема веществ (лекарственных средств), воздействующих на зрение, реакцию и координацию. Работник обязан в случае недомогания прекратить работу, сообщить о недомогании непосредственному руководителю.
1.8.    Работнику запрещается находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения.
1.9.    В процессе трудовой деятельности на работника воздействуют следующие вредные и опасные  производственные факторы:
–        Недостаточная освещенность рабочей зоны
–        Недостаточная освещенность дороги, отражение от дорожного полотна и ослепляющее действие уличного освещения и ходовых огней других автомобилей
–        Вибрация
–        Повышенная запыленность рабочей зоны
–        Повышенная или пониженная подвижность воздуха
–        Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны
–        Повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны
–        Повышенные давление и температура в различных системах автомобиля (охлаждение, топливная, гидравлическая, и т.п.)
–        Движущиеся машины и механизмы
–        Подвижные части производственного оборудования
–        Шум
–        Загазованность воздуха, токсические воздействия горюче-смазочных материалов
–        Статическое электричество в автоцистерне, возникающее от трения жидкости о стенки
1.10.        Работник обязан применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Водителю выдаются следующие средства индивидуальной защиты: ____. В установленных случаях работнику могут выдаваться другие СИЗ для выполнения определенных работ.
1.11.      Работник обязан использовать выдаваемые ему смывающие и обеззараживающие средства. Водителю выдаются следующие смывающие и обеззараживающие вещества (на месяц): ____.
1.12.        Водитель обязан соблюдать требования по обеспечению пожарной безопасности:
–        Знать места расположения первичных средств пожаротушения
–        Уметь использовать первичные средства пожаротушения
–        Курить в строго отведенных местах
–        Не загромождать проходы и доступы к противопожарному оборудованию,
–        Не использовать пожарные краны, огнетушители для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением;
–        Не вешать одежду на выключатели или розетки;
–        Не сушить одежду и обувь на нагревательных приборах;
–        Не применять открытый огонь;
–        Не пытаться самостоятельно исправить повреждения электроприборов, электропроводки.
1.13.        ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить в автомобиле.
1.14.        Заправка автомобиля топливом производится только при заглушенном двигателе автомобиля.
1.15.        Слив-налив легковоспламеняющихся жидкостей производится только в автомобиль, закрепленный колесными упорами, с заглушенным двигателем, заземленным и соединенным с рукавом и резервуаром тросом выравнивания потенциалов. Слив-налив производится только через штатные люки и патрубки. ЗАПРЕЩАЕТСЯ налив автоцистерны открытой падающей струей.
1.16.        Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей производится с постоянно заземленной цистерной.
1.17.        При оформлении водителя на работу приказом по предприятию за ним закрепляют автомобиль конкретной марки.
1.18.        После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя, запрещается.
1.19.        Водитель обязан постоянно следить за техническим состоянием вверенного автомобиля.
1.20.        Каждый автомобиль, предназначенный для перевозки сжиженных газов, легковоспламеняющихся жидкостей, должен быть укомплектован:
–        набором инструмента для мелкого ремонта транспортного средства;
–        двумя огнетушителями;
–        знаком аварийной остановки;
–        аптечкой;
–        средствами нейтрализации перевозимых веществ.
1.21.        На территории гаража (стоянки, ремонтных цехов и мастерских, других производственных территориях) необходимо соблюдать следующие правила:
–        быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;
–        не включать и останавливать машины, станки, механизмы, работа на которых не поручена руководителем предприятия;
–        не работать при ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании.
1.22.        Заметив нарушения Правил другим водителем, создающие опасность для окружающих, необходимо предупредить нарушителя и принять меры к обеспечению безопасности.
1.23.        В случаях, не предусмотренных настоящей Инструкцией, за конкретным решением обратиться к непосредственным руководителям.
1.24.        За нарушение требований данной инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1.    Пройти ежесменный предрейсовый медосмотр.
2.2.    Получить путевой (маршрутный) лист, иную документацию.
2.3.    Получить инструктаж об условиях работы на линии, особенностях груза и маршрута
2.4.    Произвести проверку транспортного средства
2.5.    Произвести проверку спецодежды, спецобуви, иных средств защиты.
2.6.    Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них непосредственному начальнику.
2.7.    Провести ежесменное обслуживание, проверить (совместно с механиком или самостоятельно) техническую исправность автомобиля, укомплектованность, получить отметку механика в путевом листе.
Особое внимание обратить на:
–        исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;
–        заправку топливом, маслом, спецжидкостями;
–        отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
–        давление воздуха в шинах и их исправность;
–        исправность ремней безопасности;
–        надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность (запасное колесо, аптечка, трос, аварийный знак и т.п.).
Не разрешается эксплуатация автомобиля при одной из следующих неисправностей:
–        торможении происходит заклинивание колес или автомобиль уводит в сторону;
–        нарушена герметичность системы пневматических тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более 0,1 МПа (0,98 кг/кв. см/ч). Нарушение герметичности гидравлической системы тормозов определяется обнаружением подтеков жидкости;
–        не работает манометр системы пневматических тормозов;
–        компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;
–        отсутствуют страховочный башмак, медицинская аптечка, огнетушители, знак аварийной остановки;
–        до выезда из гаража или с места погрузки все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя или ремонтных рабочих с соблюдением требований безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
2.8.    Предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы.
2.9.    Перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя;
2.10.        Произвести запуск двигателя;
2.11.        После запуска двигателя проверить на холостом ходу работу механизмов.
2.12.        Водитель ведет установленную на предприятии документацию касательно обслуживания и ремонта автомобиля. Водитель обязан проверять перед началом смены записи в указанной документации для сведения и использования в работе. 
 
3. Требования безопасности во время работы.
3.1.    ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование машины не по назначению, в т.ч для переноса (подъема, перемещения, перетаскивания) грузов.
3.2.    Начинать движение необходимо только убедившись в отсутствии помех на пути. Самосвал должен начинать движение только при опущенном кузове.
3.3.    Перед началом движения задним ходом следует убедиться в отсутствии людей, подать звуковой сигнал. В условиях ограниченной видимости или недостаточного обзора потребовать выделения сигнальщика.
3.4.    При необходимости выхода из кабины необходимо выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить стояночным тормозом. При выходе убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением попутных и встречных автомобилей. После выхода поставить автомобиль на противооткатные упоры (башмаки).
3.5.    Открытие и закрытие бортов производить с помощью другого лица.
3.6.    Водитель обязан проинструктировать пассажиров перед посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке высадки-посадки, правилах поведения при поездке.
3.7.    Водитель обязан проверять укладку и надежность крепления грузов, следить за массой груза и его габаритами для предотвращения превышения разрешенных пределов.
3.8.    Водитель обязан проверить высоту проемов, проездов, арок. В случае сомнений следует изменить маршрут.
3.9.    Водителю запрещается:
–        выпрыгивать из кузова, кабины;
–        управлять автомобилем в состоянии опьянения;
–        резко тормозить;
–        передавать управление лицам, не имеющим на это прав;
–        оставлять машину с работающим двигателем;
–        выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно – разгрузочных механизмов;
–        на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
–        допускать работу двигателя на смеси двух топлив – бензина и газа (за исключением газодизельного);
–        использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;
–        курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
–        перевозить грузы с котами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
–        загораживать грузом двери кабины;
–        грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
–        во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля самопогрузчика);
–        перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
–        перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
–        перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля – самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
–        перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей, больше чем это указано в паспорте завода – изготовителя;
–        перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
–        перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
–        совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;
–        подавать автомобиль на погрузочно – разгрузочную эстакаду, если в ней нет ограждения;
–        ставить автомобиль – самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
–        допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.
–        перевозить в кабине посторонних лиц.
3.10.        При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.
3.11.        При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.
3.12.        В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.
3.13.        При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
3.14.        При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.15.        При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.16.        В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля – самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).
3.17.        При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.18.        Пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего. Во время этой работы следует оберегать руки и лицо от ожогов.
3.19.        Водитель обязан выполнять требования безопасности движения в соответствии с “Правилами дорожного движения” и указания инспектора дорожного движения.
3.20.        Выбирать скорость движения следует с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля, перевозимого груза и проезжей части.
3.21.        При погрузочно-разгрузочных работах водитель должен следить за соблюдением следующих правил:
–        погружать грузы навалом не выше бортов кузова (основного или нарощенного);
–        штучные грузы, уложенные выше уровня бортов, увязывать прочными веревками или хлопчатобумажными канатами; стальными тросами, проволокой или веревками, имеющими оборванные пряди, увязывать штучные грузы запрещается;
–        погрузку грузов производить на высоту не более 4 м от поверхности дороги;
–        ящики и бочки укладывать плотно, чтобы при резких торможениях и крутых поворотах они не сдвигались с места;
–        при погрузке пылящих грузов в открытые кузова следует покрывать их брезентом или рогожами для предохранения от распыления; пылящие грузы разрешается перевозить только в уплотненных кузовах;
–        погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своим размерам на 2 м длину кузова автомобиля (длинномерные грузы), должны осуществлять с соблюдением следующих правил:
–        длинномерные грузы перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами;
–        платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но должны быть со съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения; стойки должны обеспечить возможность увязки груза;
–        при перевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м их необходимо надежно крепить к прицепу;
–        при одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы следует располагать сверху;
–        грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины водителя запрещается;
–        пиломатериалы и бревна грузить выше стоек запрещается;
–        при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.п.) на прицепы-роспуски требуется оставлять зазор между щитом за кабиной автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к защитному щиту на 90° в каждую сторону. Для того, чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше, чем на прицепе-роспуске, на величину деформации рессор от груза и надежно закрепить.
3.22.        При доставке асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных смесей водитель должен соблюдать следующие правила:
–        ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от стоящего сбоку автомобиля под погрузку и разгрузку. При постановке автомобиля для погрузки и разгрузки водитель должен соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем;
–        загрузка полуприцепа должна вестись с его передней части, а разгрузка – с задней;
–        следить, чтобы в момент подхода самосвала все рабочие находились на обочине, противоположной той, по которой происходит движение, и не подходили к самосвалу;
–        следить, чтобы в момент разгрузки самосвала у бункера укладчика, под поднятым грузом или поднятым кузовом, не находились люди;
–        поднятый кузов автомобиля следует очищать от налипших кусков асфальтобетонной, цементобетонной, щебеночной и других смесей совковой лопатой или скребком с длинной рукояткой (2 м); нельзя ударять по днищу кузова снизу.
3.23.        Автомобили, предназначенные для перевозки горючих и взрывоопасных грузов, должны быть дополнительно оборудованы:
–        выпускной трубой глушителя, выведенной под переднюю часть автомобиля, с наклоном выпускного отверстия вниз;
–        двумя огнетушителями, лопатой и необходимым запасом песка для тушения пожара;
–        кошмой или асбестовым одеялом;
–        двумя фонарями оранжевого цвета с независимым от электрооборудования автомобиля источником питания;
–        двумя противооткатными упорами под колеса;
–        выключателями для отключения аккумуляторных батарей, приводимыми в действие как из кабины водителя, так и снаружи транспортного средства;
–        кожухами, защищающими топливные баки от случайного попадания на них перевозимого вещества;
–        емкостью с водой не менее 20 л и средствами обезвреживания рук и одежды в случае загрязнения их перевозимыми веществами;
–        средствами индивидуальной защиты для водителя и сопровождающих лиц;
–        специальными приспособлениями (цепочкой), обеспечивающими надежное заземление автомобиля или прицепа (полуприцепа) во время движения от статистического электричества.
3.24.        При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
–        без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
–        поставить в известность ГАИ;
–        в случае необходимости вызвать “Скорую помощь”, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортное средство), после чего возвратиться к месту происшествия;
–        сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
–        если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
Для водителей привлекаемых к ремонту автомобиля
3.25.        Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортного средства (далее АТС) производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.
3.26.        АТС, направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
3.27.        После постановки АТС на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью “Двигатель не пускать – работают люди!”. На АТС, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.
3.28.        Присутствие людей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается.
3.29.        При обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью “Не трогать – под автомобилем работают люди!”.
3.30.        В помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.), о моменте начала перемещения АТС с поста на пост.
3.31.        Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ АТС следует затормозить стояночным тормозом.
3.32.        При необходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
3.33.        При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.
3.34.        При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
3.35.        При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить на нем АТС, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
3.36.        При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг – женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг – женщинами (более двух раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.
3.37.        При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от АТС могут оказаться в подвешенном состоянии, нужно применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки и т.п.), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых и устанавливаемых агрегатов и узлов.
3.38.        Не допускается:

Еще по теме статьи можно почитать:  Требования к условиям труда – рекомендации МР 2.2.0244-21 и обзор этого документа. Производственный контроль – как нужно его делать.

–     работать лежа на полу (земле) без лежака;

–     выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

–     выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

–     оставлять АТС после окончания работ вывешенными на подъемниках;

–     подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

–     снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;

–     проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

–     поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

–     поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

–     снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

–     поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

–     работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

–     оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;

–     работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

–     пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;

–     производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

–     проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

–     сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.39.        Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки АТС, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
3.40.        Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов. Работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара (емкости) из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом; вне емкости должны находиться два специально проинструктированных помощника. Зачистная работа должна производиться в светлое время суток. Работник, занятый очисткой, должен пройти медицинское освидетельствование непосредственно перед входом в цистерну. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны либо должна использоваться принудительная подача воздуха. К поясу работника внутри емкости прикрепляется страховочный трос, свободный конец которого должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся наверху, должны наблюдать за работником, держать страховочный трос, страхуя работающего в емкости.
3.41.        Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ ПРОИЗВОДСТВА ОГНЕВЫХ РАБОТ И РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
3.42.        В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается:

Еще по теме статьи можно почитать:  Производственный контроль – как сделать, программа с нуля, охрана труда с нуля

–          протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.п.);

–          хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д. в количествах, превышающих сменную потребность;

–          заправлять АТС топливом;

–          хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

–          загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

–          хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

3.43.        При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
3.44.        При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.45.        Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
3.46.        Снятые с АТС детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали – на стеллажи.
3.47.        Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производятся с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
3.48.        Размеры конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.
3.49.        Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками. Прессы должны быть укомплектованы набором оправок для различных выпрессовываемых или напрессовываемых деталей. Применение случайных предметов запрещается. В отдельных случаях можно применять выколотки и молотки с наконечниками и оправками из мягкого металла.
3.50.        Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 50 В необходимо пользоваться защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).
3.51.        При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети.
3.52.        При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.
3.53.        Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.
3.54.        Для работы спереди и сзади АТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве АТС. Для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее следует пользоваться специальными лестницами.
3.55.        Не допускается:
–        подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
–        переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
–        направлять струю воздуха на себя или на других при работе с пневматическим инструментом;
–        устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.
3.56.        Демонтаж и монтаж шин в организации должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
3.57.        Перед снятием колес АТС должно быть вывешено на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок).
3.58.        Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внутреннем колесе покрышка не сошла с обода. В противном случае в условиях организации необходимо снимать оба колеса вместе, а на линии перед отворачиванием гаек выпустить воздух из обеих шин.
3.59.        Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового автомобиля (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.
3.60.        Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.
3.61.        Перед монтажом шины необходимо тщательно очистить от грязи и ржавчины обод, бортовое и замочное кольца, проверить исправность их и шины.
3.62.        Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.
3.63.        Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
3.64.        Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях организации должно выполняться только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.
3.65.        Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
3.66.        При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.
3.67.        Не допускается:
–        выбивать диск кувалдой (молотком);
–        при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
–        монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
–        во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
–        накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы;
–        перекатывать вручную колеса, диски и шины, следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;
–        применять при монтаже неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес.
3.68.        Перевозить опасные грузы необходимо в соответствии с правилами их перевозки, указаниями грузоотправителя.
3.69.        Водитель обязан прекратить работу либо не приступать к ней в случае невыполнения требований безопасности для данной операции.
3.70.        Работник обязан пристегиваться ремнем безопасности (если машина им оборудована).
 
4.  Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1.    Основные аварийные ситуации:
–        пожар (возгорание),
–        травмирование персонала,
–        несчастный случай,
–        инцидент (авария), вызванный поломкой (отказом) оборудования,
–        дорожно-транспортное происшествие,
–        разлив нефтесодержащих жидкостей.
4.2.    В общем случае – при любой нештатной ситуации необходимо остановить работу, остановить транспортное средство, принять меры по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызвать ГИБДД, скорую медицинскую помощь, доложить руководителю.
4.3.    При разливах горюче-смазочных материалов, расходных материалов необходимо сообщить непосредственному руководителю, по возможности предотвратить дальнейший разлив (закрыть задвижку, кран, и т.п.), приступить к сбору с использованием сорбирующих салфеток, боновых заграждений, иных средств ликвидации аварийных разливов. Использование средств защиты дыхания и кожи при ликвидации разлива обязательно.
4.4.    Действия работника при пожаре (возгорании):
–        При обнаружении признаков пожара или горения немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть, назвать адрес объекта, место пожара, ФИО звонящего. Телефоны: _____________.
–        Немедленно сообщить о пожаре руководителю.
–        В случае отсутствия угрозы жизни или здоровью принять меры по тушению пожара и эвакуации материальных ценностей.
4.5.    При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
–        без промедления остановиться и не трогать с места автомобиль, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
–        в случае необходимости вызвать скорую помощь или пожарных;
–        отправить пострадавшего при ДТП на попутном или отвезти его на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак автомобиля, после чего возвратиться к месту происшествия;
–        сообщить о происшествии в милицию и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции;
–        если невозможно движение других транспортных средств, освободить или оказать помощь в освобождении проезжей части дороги, предварительно зафиксировав положение автомобиля, следов и предметов.
При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывающиеся окна, при невозможности сделать это выдавить или разбить стекло и покинуть кабину.
4.6.    Действия по оказанию первой помощи пострадавшим:
–        Оценить обстановку
–        Устранить воздействие опасного фактора
–        Вызвать врача
–        Определить наличие дыхания¸ пульса, реакцию зрачков
–        При необходимости произвести непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проводить массаж и искусственное дыхание при наличии пульса и собственного дыхания у пострадавшего
–        При необходимости остановить кровотечение
–  Обеспечить покой пострадавшего. ЗАПРЕЩАЕТСЯ переносить пострадавшего в другое место, исключение: если ему продолжает угрожать опасность, либо оказание помощи на месте невозможно.         
 
5. Требования безопасности  по окончании работы
5.1.    По окончании работы водитель обязан:
–        после возвращения с линии проверить транспортное средство (самостоятельно или совместно с механиком)
–        очистить автомобиль от снега, льда, грязи
–        поставить автомобиль на место стоянки
–        поставить упоры под колеса.
5.2.    Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, запрещается.
5.3.    Водитель обязан пройти послерейсовый медосмотр, сообщить врачу (фельдшеру) о своем состоянии здоровья, самочувствии.
5.4.    При наличии отходов следует утилизировать их должным образом. Грязную и (или) промасленную ветошь, отработавшие ресурс фильтры сложить в специальные контейнеры. Отходы нефтепродуктов, расходных материалов, слить в специальные емкости. Твердые бытовые отходы разместить в специальном контейнере.
5.5.    Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки.
5.6.    Запрещается оставлять горюче-смазочные материалы в любой таре в любом количестве в месте хранения автомобиля.
5.7.    Снять и убрать специальную одежду, обувь, иные средства защиты в шкаф (иное отведенное место), вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Запрещается использовать в качестве смывающих не предназначенные для этого вещества (например, дизельное топливо, бензин, и т.п.). Следует своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
5.8.    Работник обязан сообщить непосредственному руководителю и/или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о выполненной работе, выявленных недостатках, указать причины отклонения от технологического режима, причины недостатков и неполадок в работе оборудования.       

Еще по теме статьи можно почитать:  Оплата периодических и предварительных медосмотров, изменения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *