Утверждена Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года

Ключевые слова: современные семейные ценности, реализация на Сахалине и Курилах, демография на Сахалине, семейная политика и помощь семьям с детьми, борьба с абортами на Сахалине и Курилах, политика области по отношению к семьям с детьми

Текст от 2014 г. (анализ от 2024 г. см. далее)

Распоряжением Правительства РФ № 1618-р от 25 августа 2014 г. утверждена Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.
Минтруда РФ (совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) должен до 1 декабря текущего года представить проект плана мероприятий по реализации первого этапа Концепции.
Цитата из Концепции:
«Позитивным изменениям в демографическом положении страны способствовали следующие факторы:

  • улучшение общей экономической ситуации в стране;
  • вхождение в последние годы в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы XX века;
  • реализация принятых в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года мер, направленных на стимулирование рождаемости, таких, как введение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение родового сертификата и налоговые льготы;
  • введение материнского (семейного) капитала, который оценивается экспертами как наиболее существенная мера, повлиявшая на стимулирование рождений вторых и последующих детей.

Эффективность программы материнского (семейного) капитала показывает и ее высокая востребованность среди населения, более 5 млн. семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них 50 процентов семей уже воспользовались такими средствами.
Наряду с этим значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан».
Также в последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения.
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (до 2018 года) предусмотрено создание механизмов реализации положений Концепции и системы управления реализацией, а также вспомогательных механизмов (финансы, кадры, правовое обеспечение). Предусматривается проведение работы по совершенствованию региональных программ.
По результатам первого этапа предполагается: создание условий для уменьшения числа малоимущих семей с детьми, повышение доступности дошкольного образования, повышение адресности предоставления социальных услуг, снизить число детей, у которых родители лишены родительских прав (ограничены в правах), снизить число детей, имеющих родителей и проживающих в организациях для детей-сирот, создать условия для воспитания детей-сирот и детей без попечения родителей в специальных организациях, приблизив такие условия к семейным.
На втором этапе реализации Концепции (2019 – 2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшении положения семей, развитии инфраструктуры оказания услуг, организации дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.
Ожидаемые результаты реализации Концепции будут оцениваться с помощью целевых индикаторов:

  • уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
  • сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан;
  • увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;
  • достижение положительной динамики демографических показателей;
  • уменьшение числа разводов;
  • увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга;
  • увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов;
  • уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;
  • снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения;
  • увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Еще по теме статьи можно почитать:  Сколько нужно прожить на Сахалине, чтобы получить выплату в два миллиона на покупку жилья

Текст от 2024 г.:

Первое – документ никто не обновлял и не изменял. Несмотря на определенные события и “неуспехи”, а также отдельные поручения (например, создать определенные детские организации). И это хорошо. Значит, решение было “устойчивым”, “продуманным”.

Второе – судя по показателям демографии (на примере Сахалинской области; анализ официальной статистики, размещаемой на сайте Сахалинстата) ряд ключевых показателей не достигнут. И даже, как оказалось на практике, увы, фактический отказ от детдомов и сокращение детей (в пользу попечения) в них счастья детям не принесло. Касательно разводов и увеличения численности населения – мы имеем и там, и там пусть “устойчиво-неустойчивый”, но спад. Каждый год нас становится меньше. Не так давно вообще по количеству абортов мы были на первых местах в стране. Жуткая прозвучавшая цифра в 75 процентов беременностей, завершающихся абортом, это страшный показатель.

Третье – исходит из второго, но не относится напрямую к программе. Да, федералы, а следом и мы, начали-таки борьбу с абортами. Но не экономическими методами (чтобы было не страшно рожать детей, боясь не суметь дать им полноценное воспитание и образование), а …пропагандой. Будет ли это действенно? Ну, формально, программа до конца будущего года действует.

Четвертое. Цитата про второй этап реализации концепции (с 2019 года): Основной акцент будет сделан на улучшении положения семей, развитии инфраструктуры оказания услуг, организации дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.

С 2019 года в области можно говорить о улучшении положения семей, развитии допобразования и семейного отдыха. Однако, свои коррективы внесла пандемия. И выплаты “пандемийные”. И фактически сейчас с учетом ситуации следует признать, что надо, увы, заново начинать первый этап. Ибо семей, готовых улучшать положение много, но они не в тех критериях, которых должны были достигнуть по истечении первого этапа. По прежнему много семей с детьми с низкими доходами, доступность дошкольного образования по прежнему высока. Демография падает.

Пятое. Вообще, такое чувство, что в 2014 году мы жили несколько лучше (судя по разделу II этой программы). Но это отдельный анализ. Не в рамках данной статьи.

Еще по теме статьи можно почитать:  На Сахалине власти отказались спасать рыбаков, унесенных в море на льдине

© подготовлено “Область на островах”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *