Город не может жить без театра. Картина первая

 
У автора не было задачи написать историю народного театра города Александровска – Сахалинского. Да и история эта продолжается и пишется. Было огромное желание вспомнить о заслуженной Актрисе и её непростой жизни. «Большое видится на расстоянии» – сказал поэт. Вряд ли на Сахалине можно назвать второй город с такими театральными традициями, как Александровск. И в этом несомненная заслуга Людмилы Николаевны. Сотни александровцев, благодаря ей, прикоснулись к волшебству театра, обогатили свою жизнь яркими страницами, участвуя в постановках. Тысячи горожан стали завзятыми театралами, разбирающимися в постановках, игре актеров, имеющими предпочтения жанров, любимых драматургов… На нашем  городском сайте я читал обсуждение постановок Александровского народного театра в сравнении с аналогичной постановкой Одесского профессионального театра. И это сравнение было в данном случае не в пользу профессионалов.
_______________________________________________________
Автор: Григорий Николаевич Смекалов (уточненная ссылка: http://ashcbs.ru/gorod-ne-mozhet-zhit-bez-teatra/)

За режиссерским столиком в глубине зала Александровского районного Дома культуры сидит пожилая энергичная женщина. Её седые волосы благородно обрамляют умное живое лицо, на плечи статной фигуры накинуто хорошо известное артистам театра светлое драповое пальто (в зале не жарко). Женщина придирчиво смотрит из затемненного зала на сцену, над которой развернут транспорант на встречу 100-летия со дня рождения вождя. Иногда она сердито выговаривает кому-нибудь хорошо поставленным актерским голосом, потом мягко улыбается, видимо, довольная, что её поняли и всё идет хорошо.
    Это Людмила Николаевна Россова, заслуженная артистка РСФСР, режиссер Александровского народного театра юного зрителя, удивительная женщина, самозабвенно влюбленная в театр.
    – Валера, – обращается она к одному из актеров, занятому в репетиции спектакля по пьесе К.Тренева «Любовь Яровая», – к чему так спешить? В этом месте надо выдержать паузу, говорить весомо, значимо…
    – Я Людмила Николаевна волнуюсь, – говорит молодой артист старшеклассник, – ведь через неделю премьера спектакля.
    – Так и должно быть Валера. Какие же вы были бы актеры, если бы не волновались! Для меня это шестидесятый сезон, и то… страшно – улыбаясь, говорит режиссер. Память уносит женщину в Москву, восстанавливая картины из далекого детства…
 
Картина первая. В столице
   
Сколько себя помнит Людмила, её жизнь всегда была связана с театром.  Родившись 12 июля 1896 года в московской семье известного актера, исполнителя классического репертуара Николая Петровича Россова, девочка в силу специфики артистического труда родителей, воспитывалась бабушкой. Тихая, скучная жизнь с лампадками и пирогами с приездом отца из гастролей ярко освещалась для дочери. В доме часто собирались актеры, художники, поэты. Слышались горячие споры о литературе и искусстве, читались вслух произведения русских и зарубежных авторов.

А после ухода гостей отец запирался в своем кабинете и репетировал свои роли, читая тексты с исключительным мастерством и музыкальностью. Людмила с замиранием сердца устраивалась за дверями отцовской комнаты и с наслаждением слушала. Наверное, именно тогда девочка решила, что служение сцене для неё самый достойный путь в жизни.
Спустя годы, когда ей довелось участвовать в спектаклях с известными актерами того времени М.В. Дальским и П.В.Самойловым, знание отцовского репертуара помогло Россовой в работе над ролями по пьесам Шекспира, Шиллера, Мольера, Гюго и других.
Пример отца, до самозабвения преданного своему делу, про­шедшего трудную актерскую дорогу, пол­ную творческих подъемов и падений, заставил молодую и талантливую актрису полюбить и оценить русскую культуру.
Незабываемыми оказались детские впе­чатления, когда ей довелось видеть на сце­пе МХАТа и БДТ блистательную игру зна­менитых актеров— Ермоловой, Южина, Ленского. В доме артиста Е. А. Лепковского, куда Людмила часто ходила с отцом, она слы­шала разговоры о творческих достижениях и ошибках, о радостях и трудностях актерс­кой жизни. Людмила страстно слушала и за­поминала каждое слово. Эти ранние впечатле­ния оставили глубокий след в её душе, и уже тогда она выбрала для себя жизненный путь — работа в театре.
Окончив женскую гим­назию и затем, проучившись два года на ис­торико-филологическом факультете в народном  универ­ситете Шанявского (1909-1910 гг.), Людмила Россова поступает на сцепу. По совету отца в 1911 г. она едет работать в провинцию. Весь багаж актрисы состоял из маленькой корзи­ны, подушки, одеяла и жалованья 25 рублей в месяц. Впервые она вышла на сцену в сезоне 1911 — 1912 годов в Воронеже. Участвова­ла в сотнях спектаклей, сыграла множество ролей от лу­кавой изящной Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» (через 50 лет Россова  поставит эту пьесу на александровской сцене) до бабушки в «Деревья умирают стоя». Это была последняя роль акт­рисы в профессиональном театре, сыгранная ею в 1959 году.
Потом был Липецк, Ейск, Двинск.  Ее роли — Эсмеральда в «Соборе Парижской богомате­ри» В.Гюго, Нюта в «Цепях» А.Южина, фея в «Потонувшем колоколе» Г. Гауптмана.            
Ант­репренеры не обращали на молодую актри­су никакого внимания, никто не интересо­вался, есть ли у нее опыт, знания, справится ли она с ролью, хотя играть приходилось мно­го. Пьесы выбирались исключительно с расче­том на кассу, на сборы. Количество репетиций увеличить было невозможно, так как играли не меньше трех премьер в неделю. О качест­ве спектаклей мало кто заботился. Были та­кие актеры и режиссеры, которые пытались создать план стройной, продуманной работы над спектаклем, но все это разбивалось о пос­тоянное стремление антрепренеров к наживе.                  
Тем не менее, молодая актриса набиралась опыта в этих поездках, рос её сценический талант. В 1914 году этот  проявляющийся талант не прошел мимо большого знатока актерского искусства Федора Сологуба. 
Страстная любовь к театру и молодые силы помогали Л.Н. Россовой в работе.  В автобиографии она писала: «…Получивши сколько-нибудь значи­тельную роль, и радуешься безмерно, и дро­жишь, как бы не испортить ее за недостат­ком времени и отсутствием учебы. С горечью и радостью вспоминаю я эти годы работы па сцене. Не всегда сытая, почти всегда без денег, но полная надежд, мчишься, бывало, на репетицию. Ни холод в театре, даже вода замерзала в стакане в нашей молодежной уборной, ни официальный холод в обращении с нами антрепренеров – ничто не могло заставить меня разлюбить мою работу. Надо сказать, что огромное большинство молодежи и в то время, так же как и сейчас, горело настоящим энтузиазмом к работе. Так, с малыми измене­ниями я проработала шесть лет до 1917 года. К этому времени я была уже «репертуарной» актрисой. Справедливость требует отметить, что и в то тяжелое для искусства время и у нас в провинции рождались прекрасные высоко­художественные спектакли. Большие мастера плюс талантливая молодежь и горячая любовь к работе — вот что рождало такие спектакли»…

Еще по теме статьи можно почитать:  Анна Ахматова и Александровск-Сахалинский

Автор: Григорий Николаевич Смекалов
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *