Пегий Пес, бегущий краем моря

Главное достоинство картины - то, что снималась она на родной земле нивхов. Кроме нескольких сцен на Северных Курилах, фильм снят на Сахалине на полуострове Шмидта близ заброшенного стойбища Ныврово.

 

Автор: Григорий Николаевич Смекалов

http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/2165

 

Принято считать, что древнейшим и самым многочисленным из коренных народов Северного Сахалина являются нивхи. Археологи, изучающие поселения предков аборигенов сегодня, отодвинули временную границу появления этого самобытного народа на севере острова на многие тысячелетия до нашей эры.
Известный русский ученый Л.Н.Гумилев утверждал, что «неполноценных этносов вообще не бывает». А что же мы, пришедшие в эти земли значительно позже их, знаем об уникальной культуре, обычаях, истории? Положа руку на сердце, признаемся сами себе - мало, очень мало.

А ведь каких-то 100-150 лет назад любой цивилизованный человек, прибывший на Сахалин, считал своим моральным долгом интересоваться языком, обычаями, культурой малых коренных народов острова. Причем, кроме ставших известными всему миру ученых Л.И. Шренка, Б.О.Пилсудского, Л.Я.Штернберга, Е.А.Крейновича, занималась изучением нивхов и простая сахалинская интеллигенция: врачи, военные, чиновники и т.д. Может быть отношение к жизни у тех сахалинцев было иное?
Активная жизненная позиция русской интеллигенции в XIX веке вызывала и ответную активность среди нивхов, дружелюбно и лояльно принявших представителей великого народа. Мало кому известно, что за участие в десятках русских экспедиций (в том числе с Н.Бошняком, Л.Шренком, К.Максимовичем, Е. Майером) легендарный нивх-проводник Позвейн был удостоен двух серебряных медалей «За усердие» на Аннинской и Владимирской лентах, двух «жалованных кафтанов для инородцев» от русского императора, нескольких медалей за участие в общероссийских сельскохозяйственных и промышленных выставках. Именно благодаря Позвейну жители российской столицы впервые познакомились с традиционными промыслами нивхов.
Есть много как положительных, так и отрицательных аспектов в оценке русского влияния на культуру и быт коренных малых народностей севера Сахалина. В одном мнении ученые сходятся - культуру этих народностей необходимо изучать и поддерживать.
К сожалению, литература об истории и культуре нивхов относится к специальной и не часто встречается. Некоторые произведения за годы советской власти не переиздавались вовсе. Счастливым исключением является повесть Чингиза Айтматова «Пегий Пес, бегущий краем моря», выдержавшая несколько изданий. Повесть Айтматова - поэтическая притча, основанная на мифологии малого народа нивхов о строении космоса, о вражде моря и суши, о трудной жизни человека среди этих стихий, ибо море ревнует человека к земле, которую он любит больше. Сюжет повести - первая охота нивхского мальчика Кириски, первый его выход в море с дедом, отцом и дядей за своей Большой Рыбой, после чего по закону рода мальчик посвящается в мужчины.

По мотивам одноименной повести Ч.Айтматова снят фильм, который, впрочем, можно с полной уверенностью назвать самостоятельным произведением. По масштабам съемок и по содержанию фильм претендует на широкую и в тоже время детально прописанную картину о жизни, культуре и ценностях маленького этноса.

В фильме две части - на земле и на воде. Повесть Айтматова стала второй частью фильма. Первая же часть, снятая на Сахалине, родине малочисленного этноса нивхов, представляет собой документальный этнографический материал, имеющий символический смысл. Введя игровой сюжет в документальную жизнь, режиссер неторопливо рассказывает, как племя живет, ест, спит, охотится, танцует, заклинает. По сюжету охотники на море попадают в густой плотный туман, который длится несколько дней. Они не могут вернуться домой, к своей сопке, похожей на пегого пса с белыми пятнами на ухе и в паху. У них остается совсем немного воды. Мучительны жажда и неизвестность. И тогда один за другим взрослые мужчины - старик, отец и дядя - погружаются в море, чтобы последние глотки достались мальчику. Чтобы не иссяк их род. Чтобы мальчик - жил.

Да, это жертвоприношение, но в нем нет надрыва. Да, это героическое деяние, но в нем нет ничего картинного. В нем - спасение рода - собственный путь к спасению. Единение человека и природы, которым пронизана повесть, предстает в фильме кодом другой цивилизации. И она, эта цивилизация, не низшая ступень. Напротив, в тяжелой, неприхотливой, даже убогой жизни есть высший смысл - ощущение природы как Братства.
В людях присутствуют деликатность соучастия, осторожность прикосновений. Дерево, ветер, рыба - все живое, и всех жалко. Здесь убивают без ненависти, только чтобы выжить. «Бедный родич», - говорят о белухе. «Ты, нерпа, прости нас». Они говорят: «Великое дерево», «Великая рыба», «Великий туман», «Великий Пегий Пес».
Вот почему даже жестокая для наших глаз картина, когда на земле лежит свежеосвежеванный медведь, который только что был живым и его кормили, по-детски распластав коротенькие ножки, не вызывает судороги как свидетельство убийства. Это - закон жизни. Она и жестока тоже.
Уникальность фильма чувствуется во всем. Уже с первых титров зритель узнает, что в создании фильма принимали участие специалисты и актеры не только России, но и Украины, Узбекистана, Германии и Японии. В трудные для страны восьмидесятые годы, видимо, только усилиями нескольких стран можно было реализовать задуманное. Главными консультантами фильма стали выдающиеся представители нивхского народа Ч.Таксами, Г.Отаина и Г.Лок. Справедливо полагая, что к истории и культуре малого народа люди кинематографа могут еще долго не обращаться, хранители самобытной культуры постарались максимально насытить съемки сценами, характерными для описания уникальной жизни нивхов.
Повезло картине с режиссером. Карен Геворкян, выступивший в фильме и в роли режиссера, и оператора, и сценариста, из тех людей кинематографа, о которых говорят «хорошо известный в узкой среде». Окончив ВГИК еще в 60-е годы, он не пошел по пути создания десятков «коммерческих» фильмов. Те несколько фильмов, что Геворкян отснял за свою творческую жизнь, сделали его классиком отечественного кинематографа, минуя звание современника. Фильм «Пегий Пес, бегущий краем моря» первый и, пожалуй, самый именитый фильм режиссера. В 1991 году фильм получил главный приз Кинотавра в номинации «Фильмы для избранных» и все призы XVII Московского международного кинофестиваля.
Карен Геворкян работал над фильмом как поэт и ученый. Он отнесся к повести Айтматова не только как к литературе, но как к способу познания жизни. Он изучил этнографическии материал поэтической культуры нивхов, превратил сюжет повести в документальное исследование.
Но главное, на мой взгляд, достоинство картины, то, что снималась она на родной земле нивхов. Кроме нескольких сцен на Северных Курилах, фильм снят на Сахалине на полуострове Шмидта близ заброшенного стойбища Ныврово.

И героями фильма, кроме нескольких, были сахалинские нивхи, некоторые из них и ныне живут в наших краях. Принцип участия в съемках предусматривал и высказывание предложений и замечаний самими героями. Так что можно сказать, что сахалинские нивхи явились соавторами сценария фильма.
Молодой во время съемок актер Анаф Василий (Юрий) Петрович, житель с.Трамбаус, сегодня добрым словом вспоминает ушедших из жизни стариков Пулюса Александра, Соменко Дмитрия, Паскит Александра. Без их знания жизни, обычаев, традиций народа нивхгу, сценарий фильма не был бы таким ярким и содержательным. Фильм пополнился картинами быта, празднований, верований, семейных отношений, традици¬онных промыслов, охоты и ры¬балки и др. Проявила актерское дарование и сахалинская актриса А. Каутина, исполнившая одну из главных ролей.
Сама природа благоволила съемочной группе фильма, а порою и подсказывала сюжеты. На место съемки в 1990 году группу завезли на вертолете МИ-6. Естественно, все, что может понадобиться в фильме, невозможно предугадать. Сахалинцы знают, какую роль в жизни нивхов играет медведь. Одного медвежонка откармливали специально для съемок медвежьего праздника. Но в фильме имеется несколько сцен, связанных с медведями. Еще двух охотники добыли прямо на месте. В поисках пищи или из любопытства звери сами вышли на отстроенный лагерь.

Другим подарком природы для сценария фильма оказалась выброшенная на берег белуха - почитаемое нивхами морское животное. Так в картине появились замечательные кадры поклонения духу животного. Фильм снимался почти четыре года. Думаю, студия им. Довженко, приютившая съемочную группу, не раз укусила себя за локоть и была по-своему права. Хотелось бы, конечно, чтобы каждый художник работал хорошо, но быстро, однако, не у каждого получается. На озвучивание фильма группа сахалинских нивхов вылетала уже в студию на Украину.
«Пегий Пес, бегущий краем моря» - это свободный взгляд традиционной культуры. Взгляд словно из глубины веков, где человек еще не отринул от другого, где этические Законы ecтественны, а «мир прекрасен, как всегда». Видно, художник чему-то научился у маленького народа (чуть больше четырех тысяч) - на берегу Охотского моря, у края земли.
Хотелось бы, чтобы и сахалинцы еще и еще раз познакомились с поэтическим взглядом на культуру маленького народа, по праву считающего родиной эту, Богом созданную островную землю. Заново построили систему своих взглядов на историю этноса и с любовью восприняли ее, как заслуживающую признания и уважения.
Фильм не констатирует настоящее. Он напоминает о прошлом, чтобы мы не оказались без будущего.

Автор: Григорий Николаевич Смекалов

http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/2165

 

 

Назад

comments powered by Disqus