Лососевая путина – 2013

Грядущая путина будет трудной и интересной.
По прежнему полной лишений и выгоняний…
По умному – преград.
Преграда первая:
Регистрация кунгасов и лодок в морпортах. А не в ГИМСе. Вероятней всего, что подавляющее количество плавсредств так и останется незарегистрированным к путине, а их владельцы будут нарушителями.
Есть предположение, что рано или поздно дурную поправку отменят, либо придумают действенный механизм – но пока прокуратуре полный простор для деятельности и привлечения.
Преграда вторая:
Рыбный год. Да, именно так. Как парадокс. Отлично сработают только те предприятия, где четко налажена работа по добыче и переработке. А еще те, которые находятся в «добывающих» районах. Потенциально мощные предприятия, не обладающие хорошей добычей или связями с добытчиками, так и отработают в половину силы. А то и в треть. Регулярные примеры когда из-за медленной переработки сырец везут на более быстрые предприятия или суда – можно наблюдать каждую путину.
Преграда третья, вытекающая из второй и втекающая в нее же:
Кадры. Кадры и еще раз кадры. Существует большая вероятность повторения 2011 года, когда предприятия приняли первую рыбу, но были укомплектованы штатом всего на 40 %. И кто бы что ни говорил – но именно «монополисты» (несмотря на их фактическое отношение к некоторой части работников – кстати, вполне может быть и заслуживающей такого отношения) платят лучше всего и честнее всего. Не верите? Спросите поставщиков трудовых ресурсов с материка и самих обработчиков – у кого реальней всего заработать: у «злодея» Верховского, «Тунайчи», в «Компасе плюс» или у Осадчего… не говоря уж о всяких более мелких… Ответ вас может удивить. Вам, несомненно, назовут пару-тройку предприятий средней руки, тоже платящих на уровне, более чем высоком – но они все же погоды не делают.
Не могут не радовать предприятия, где предоставляют бесплатное питание, проживание, хорошие расценки и бытовые условия. Увы, процент их не так велик, как хотелось бы.
Преграда четвертая:
Монополизация и коррумпированность. Как основная проблема отрасли – которую обозначил А. Осадчий в интервью для «SakhalinMedia».
Спорить с этим с одной стороны тяжело. Особенно глядя на уголовное дело Крайнего – когда чиновник ТАКОГО уровня позволяет себе ТАКУЮ глупость… более подходящую мелкому лотошнику. Впрочем, ход очень распространенный – когда кого-то надо срочно уволить (например, из органов), дабы сохранить честное имя.
С другой стороны – именно в Корсаковском районе (а также в Анивском, Ногликском, Тымовском) нет смысла иметь большого количества предприятий. Автору статьи, например, совершенно непонятно, ЗАЧЕМ в Анивском районе так много перерабатывающих предприятий, по сути существующих только на бюджетную помощь. Например, в Охинском районе предприятия можно по пальцам одной руки пересчитать… что вполне адекватно количеству добываемой рыбы. То же можно сказать и про Ногликский район. Но именно в Корсаковском и Анивском почему-то необходимо развивать добычу и переработку и бороться с монополистами…
Цитата:
Мое предприятие ООО “Свободный-2001” имеет переработку объемом 240 тонн готовой продукции в сутки. Но чиновники даже этот факт не учли и не отобразили в итоговых документах. Естественно – квоты достались одному из монополистов. А ведь нам в свое время говорили власти – развивайте береговую инфраструктуру, стройте и создавайте рыбопереработку.

Еще по теме статьи можно почитать:  Определен минимальный перечень услуг ЖКХ

Вопрос: разумно ли было ставить переработку 240 тонн в сутки, при общей переработке за путину (!) около 1000 тонн. Сколько станов нужно, чтобы обеспечить 1000 тонн за всю путину? 1000 тонн – это переработка и несколько более мелких предприятий.
Цитата:
Я все вырученные от промысла доходы вкладывал в развитие переработки. Я хочу кормить свой народ, а не отправлять биоресурсы на экспорт, как это делают крупные предприятия. У меня нет валютных счетов заграницей, все здесь – в рублях, – подчеркнул рыбопромышленник.

Вопрос: первые перерабатывающие «сахалинские» (т.е. с долей сахалинских рыбопромышленников) появились на материке еще в конце 90-х. С тех пор ситуация не изменилась – увы, переработка очень дорога на Сахалине. А учитывая покупательскую способность и «развитую» логистику – зачастую и бессмысленна. В том же Хабаровске или Приморье рыбоперерабатывающий завод полного цикла производит продукцию с гораздо меньшей себестоимостью. Сам вопрос: зачем спекулировать переработкой, прекрасно понимая, что даже монополисты не могут себе позволить экономически строить заводы ПОЛНОГО цикла (при этом, минимум Гидрострой имеет самые современные заводы – чего не скажешь о средних предприятиях, все еще использующих ручной труд)? Зачем, понимая, что проблема всего лишь в дешевизне рабочей силы и тарифах на электроэнергию, аренду и транспорт (т.е. государственного масштаба) – пытаться представить ситуацию зависящей от воли рыбопромышленников?
Автор данной статьи не ставит целью оспаривать утверждения А. Осадчего.
Автору хочется ОБЪЕКТИВНЫХ высказываний ВСЕХ заинтересованных сторон.
© Область на островах, Апрель 2013 г.