Блоги Сахалина. Школьная литература – как репост

 Ключевые слова статьи: школьная литература, программа, альтернативная программа, размышления об уроках литературы в школе, что читать школьникам

Послесловие перед прочтением:

Слово – очень сильный инструмент. Списки запрещенных книг (появившись со времен изобретения книги, и получив существенное развитие со времен изобретения книгопечатания) существуют до сих пор. Дети – суть открытая книга, написать которую можно все, что хочешь. И Литература в школе – это репост в ту самую открытую книгу. Оттого, что именно репостится, сильно зависит содержание книги. И еще воспитание наших детей, их сознание и самосознание. Не говоря уже о такой малости, как их и НАШЕ будущее. Не так ли?
___________________________________________
А вы любите читать?
А книги?
А помните ли вы, что именно изучали по литературе в школе?
И как именно?
Наверняка, все помнят мучения сочинений, сложность запоминания нелюбимых стихов (это же не песни, понимаешь, которые на каждом шагу, и от которых прямо дрожь по телу), и уже, не приведи Небо, заучивания наизусть прозы!.. А вот что именно учили – автор, произведение, краткая суть – мало кто помнит.
При этом многие активно (хотя некоторые и пассивно) протестуют против нововведений касательно содержания обязательной программы.

____________________________________________
Министерство образования открещивается от «Ливановского» списка обязательной литературы (по состоянию на февраль 2024 г. ссылка не открывается) содержащего, ну прямо скажем, порой не просто спорные, а откровенно вредные детским и подростковым незрелым умам произведения. На данный момент ОФИЦИАЛЬНО действует Приказ Минобразования № 1089 от 05.03.2004 г., утверждающий федеральный компонент образовательных стандартов для начального и общего (основного и полного) образования, которым, собственно, Министерство и отбивается.
В соответствии с ним основными критериями выбора художественных произведений является «высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования». Особенно подчеркну гуманистическую направленность. Тем, кто не знает – гуманизм это основной принцип педагогической деятельности. Дополнительно отмечу, что стандарт – это все же не программа, и допускается «расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы».

Еще по теме статьи можно почитать:  Мне нравится рисовать любимый город. Персональная выставка Светланы Зеленковой

Отступление про Секреты. 

Хочется обратить внимание, что практически ВСЯ классика русской литературы направлена НЕ на детей. И даже не на подростков. В лучшем случае писателями предполагалось, что ее будут читать в раннем юношеском возрасте. Но это не должно быть препятствием для изучения классики средним школьным возрастом. Никогда и ни за что. Хорошая книга – как загадка. К ней хочется возвращаться. Хорошая книга никогда не открывает все свои секреты сразу… И некоторые секреты книг, которые дети впервые прочли в школе, будут поняты детьми много-премного позже. Изучение литературы в школе – закладка фундамента для получения многих секретов.
Приведу краткую выборку из стандарта. С целью попытаться понять, что из этого нужно выбросить из  программы.
А.С. Пушкин «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». Особенно полезно последнее. Как одно из действительно достойных произведений, четко и недвусмысленно преподносящих понятия чести и совести, а не понятия «понятий».

Отступление про Лермонтова. 

Кстати, очень странно, что нет «Кавказского пленника» М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Мертвые души». Я не знаю иных произведений, содержащих такие яркие (и типичные в своей простоте, разудалости и самобытности) русские и малороссийские характеры.
Н.С. Лесков, одно произведение по выбору. Голосую за «Очарованного странника». Если вы еще не прочли – обязательно прочтите. Жизнь и удивительные приключения Ивана Северьяновича господина Флягина достойны изучения в школе. Хотя бы потому, что также поднимают вопросы чести, совести, нравственности.
А.П. Чехов. Увы, только рассказы. Причем, обязательными выбраны «Смерть чиновника» и «Хамелеон». Мой опыт подсказывает мне, что «Палата номер шесть» – произведение гораздо сильнее, и гораздо способнее привлечь к творчеству Чехова подрастающее поколение. Уж поверьте – у Чехова есть что почитать.
Бунин, Куприн, Горький, Блок, Маяковский, Есенина, Ахматова, Пастернак, Зощенко, Грин, Паустовский, Пришвин, Заболоцкий. Произведения на выбор. Вы видите спорных авторов? Я – только Бунина. Ибо некоторая проза его все же не рассчитана на школьный возраст.
М. Булгаков, «Собачье сердце». Это, конечно, спорное произведение. Несомненно. Но хочется согласиться с некоторыми мнениями, что и «Мастер и Маргарита» и «Белая Гвардия» тоже произведения не для школьного возраста – однако же включены в обязательный перечень.
А.И. Солженицын. Выбросил бы с удовольствием. Несмотря на все действительные заслуги. И мнимые.
Произведения следующих трех авторов (по выбору): Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.
И опять же не могу никого выбросить. Кстати, голосую за Стругацких и Быкова. И задаю вопрос – а почему нет Бориса Васильева? Вот почему? Неужто «А зори здесь тихие» недостойно стало изучать? Или «В списках не значился» отчего-то перестало быть патриотической книгой?
Еше теперь в школах изучают в виде поэзии второй половины двадцатого века Высоцкого и Окуджаву. Вопрос к юношам и девушкам послешкольного возраста – а вы знаете, кто это? Если нет – бегите срочно обратно в школу.
Данте, Божественная комедия. Убрал бы с большим удовольствием. Недетское произведение. И сложное для восприятия. Убрал бы. Не спасает даже примечание в скобочках – «фрагменты».
Шекспир, «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». Скажете, плохо? Отвечу одно – написать столь талантливо на столь примитивном и даже убогом языке, да еще и поэтически – надо быть Великим. Что Шекспир, собственно, и доказал. А еще это доказал Кэролл с обеими Алисами и Бармаглотом, Эдгар Аллан По со своим «Вороном» и Редьярд Киплинг. Да-да! Киплинг это не только «Маугли» и «Рикки-Тики-Тави», это еще и отличные стихи.
Джек Лондон. Любое произведение по выбору. Голосую за «Морской волк». Именно так. И принципы гуманизма, поверьте, совсем не пострадают. Шестнадцатью плюс там и не пахнет…
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Великая книга. Написанная летчиком. И она – далеко не только и не столько об ответственности за тех, кого приручили или необходимости утренней уборки планеты.
А вот еще интересные авторы из стандарта: Бредбери, Верн, Голдинг, Дефо, Свифт, Стивенсон, Твен. Произведения на выбор. Почему во всем мире их читают в школе? Да потому, что это Литература с Большой Буквы. Согласен, «Повелитель мух» несомненно содержит сцены, которые следует мягко обойти. Ну, так на то и Учитель, чтобы направить детей в нужное русло. Некоторые главы анатомии человека в девятом классе тоже мягко обходят.
Почему я не вижу «Убить пересмешника»? Надеюсь, не из-за принципа гуманизма?
Словом, со списком все понятно. Имеющиеся спорные моменты будут объясняться больше вкусом, безвкусицей и предпочтениями личного характера, нежели объективной необходимостью удаления произведения из списка.
И вот наступает интересный момент в стандарте. Произведения литературы последнего десятилетия. Проза и поэзия – по одному творению на выбор.
Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я встал в тупик.

Еще по теме статьи можно почитать:  Такси на Сахалине - реальность и самозанятость

Оговорка Национальная. 

Я сознательно ухожу от зарубежной современной литературы и ее обсуждения на предмет необходимости включения в школьную программу.
Я крепко-крепко задумался: хочу ли я, чтобы мои дети читали Метро 2013, серию Сталкер, про Дозоры или Донцову. В виде развлечения и дома – да! пожалуйста! Можно даже Робски. В виде Литературы – нет и ни за что. И еще – никогда. Хоть тысячи премий им дайте – увы. Я против.
Время нас рассудит. Но надеюсь, что никогда и ни за что ширпотреб не заменит Слово в стране, давшей миру Достоевского, Гоголя, Толстого и еще несколько десятков Великих Имен.
К слову, известных и почитаемых в мире. Как ни странно.
В отличие от Улицкой и Пелевина.
Так кого же следует включать в этот список?
© Область на островах. Первая публикация: http://oblast-ostrov.livejournal.com/7965.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *