Криминальные таланты и их поклонники. Сонька Золотая Ручка

Автор: Григорий Николаевич Смекалов

http://www.ashcbs.ru/?id=183

Использованы материалы РГИА ДВ (Российский Государственный Исторический Архив Дальнего Востока)
_______________________________________________________________________________

Не приведи господь, если потомки
захотят увидеть в ней героиню…
В.С.Пикуль «Каторга»

   
Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху торжества «массовой культуры». «Малобюджетные произведения» заполонили и сцены, и экраны, и книжные прилавки.… Не будет открытием для многих и тот факт, что Истории известны случаи, когда «массовая культура» превращалась в элитарное искусство. За трудностями постперестроечного периода и «обрушившегося» экономического кризиса мы, люди с жизненным опытом, порою, не обращаем внимания на тот обвал информации, с которой в одиночку (чаще всего) приходится сталкиваться российской молодежи. Неоднозначно оценивались и, долгое время транслировавшиеся на экранах ТВ, сомнительные по достоинству (на мой взгляд), телесериалы. Взяться в очередной раз за перо меня заставило обращение пятнадцатилетней девочки-подростка Анастасии, опубликованное на городском сайте Александровск-Сахалинского.
       Вопрос подростковой грамотности это тема отдельного разговора. Меня же в данном случае настораживает тема нравственной грамотности молодой девушки. Так как разговор о нравственных ориентирах подрастающего поколения на указанном сайте с переменным успехом ведется уже около трех лет (и в дискуссию включились не только островитяне, но и жители материковой России), автор статьи решил перенести его на страницы прессы. Тема форума обсуждаемого на сайте посвящена «нетленному» образу Софьи Ивановне (Шейндл-Суре Лейбовне) Блювштейн (в девичестве Соломониак (1846-1902). Она же в известной среде Сонька «Золотая Ручка». Наш небольшой периферийный городок Александровск-Сахалинский (12 тыс. населения) в своей истории тесно связан с именем Соньки (выберем это имя для дальнейшего повествования). Здесь она отбывала каторгу, находилась на поселении более 10-ти лет. Сюда она вернулась на склоне лет и здесь провела последние годы жизни. Уже в конце XIX века Сонька «Золотая Ручка» была легендой. О ней писали, бывавшие на каторжном Сахалине классики литературы А.П.Чехов и В.М.Дорошевич. К её образу неоднократно обращались и наши современные деятели литературы и искусства.
    Я не буду пересказывать передававшиеся из уст в уста сказки о Воровке с большой буквы. Тут и её подвиги в гареме турецкого султана, и открытие школы грабителей в Лондоне и её многочисленные любовные похождение… Всё это очень похоже на «ходячие анекдоты». Согласитесь, что «правда» и «правдивость» понятия не совсем одинаковые? Для сюжетной линии важнее второе, даже если эта правдивость замешана на анекдотах. Что-то из этих рассказов было похоже на правду, но едва ли правда занимала сотую часть приписываемых Соне «подвигов». Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета МВД РФ полковник Виктор Иванов, много лет изучающий историю преступного мира России, не нашел ни одного документа, ни одного уголовного дела, подтверждающего участие Сони в приписываемых ей деяниях. В нашем случае важнее обратиться к «кухне, « на которой рождалась легенда о «Золотой Ручке»…
                  
    А.И.Солженицыну принадлежит мысль о том, что Россия была ввергнута в пучину «неприятностей» не в 1917 году, а гораздо раньше – во второй половине XIX века, когда для российской интеллигенции стало честью отбыть некоторое время в тюремной камере, правилом хорошего тона не подать при встрече руки жандарму или полицейскому (образованнейшим на тот период людям, кстати)… Конец XIX века признается историками, как перелом эпох, как время когда перевернулись незыблемые раньше ценности, как период зарождения организованной преступности.
    Родиной легенд о «Золотой Ручке» явилась Одесса, хотя и родилась Соня под Варшавой. Именно в этом крупнейшем морском порту и складывались институты, получившие впоследствии название организованная преступность. Для любой вновь сформированной силы был необходим символ-знамя, которым и выбрали удачливую воровку с «золотыми ручками». Бульварная одесская пресса взахлеб рассказывала о небывалом фарте Сони.
Напрасно начальник сыскной полиции Одессы фон Ланге пытался опровергнуть факты, опубликованные г-ном Ратмиром в 40 (!) номерах газеты. Ведь элементарно, приписываемые «Золотой Ручке» самые «знаменитые преступления» выпадали на 1883-1885 годы. Соня же 1881-1885 уже отбывала свой срок по решению суда в Иркутской губернии. Миф о «Золотой Ручке» был сильнее самой достоверной правды.
    Сочувствующие Соне склонны идеализировать её жизнь и на Сахалине, куда она была сослана в 1888 году. Да были и плети, были и ручные кандалы и 2 года 8 месяцев камеры, но это за совершенное ею уже на каторге. Попала же на остров «Золотая Ручка» в т.н. «вольную» тюрьму. То есть могла свободно передвигаться в отведенном поселении, заниматься хозяйством, семьей. Что же выбрала Соня? Я столкнулся с фактом невнимательного прочтения книг современников того времени даже взрослыми, знакомыми с темой людьми. Почему-то желающие получить информацию о Золотой Ручке ограничиваются прочтением в книге В.М.Дорошевича «Сахалин» главы, названной её именем. Но наша «героиня» проходит красной чертой через всю каторжную эпопею.
    В главе «Дети «из России» книги «Сахалин» Влас Михайлович пишет:
    Софья Блювштейн, знаменитая Золотая Ручка – теперь она, говорят, умерла, – при мне держала квасную лавку в селении Дербинском. Она потихоньку торговала водкой, устроила около лавки карусель, по воскресеньям устраивалось что-то вроде кафешантана: трое музыкантов из каторжан играли, фокусник из бродяг ел горящую паклю. «Сожитель» Золотой Ручки, поселенец, мясник-убийца Богданов вел с желающими картежную игру.
    Кроме всего этого, Золотая Ручка отдавала свои комнаты в распоряжение желающих и доставляла «сюжеты».
    Она со слезами говорила мне о своих дочерях, которые служат где-то в России в хористках, и сокрушалась, что «ее дочери пошли в актрисы».
– Не ушли меня, – никогда бы я до этого своих дочерей не допустила!
И тут же, под рукой, осторожно выспрашивала, не пожелаю ли я воспользоваться ее услугами по части «сюжетов».
– На Сахалине это, господин, вольно. Сюжеты от десяти лет!
– Ну, как же, послушайте, вы этим занимаетесь? О своих детях вон как убиваетесь, – а чужими торговать можно?
Золотая Ручка только пожала плечами.
– Да ведь я разве от себя поставляю? Я по поручению родителей! Ведь вот стоило вам ко мне зайти, – вы заметили, меня вызвали. Знаете, зачем вызвали? Поселенец вызывал, дочь у него двенадцати лет… Уж ты, – говорит, – Ивановна, ежели что потребуется, мою Анютку не обессудь! Да вот, посмотрите, он дожидается!
       Ну и чем «Золотая Ручка» отличается от педофилов? Обычно в разговоре со «взрослыми», которые «не против закона, но за Соню» бывает достаточно упомянуть про организацию ею детской проституции на Сахалине. Отношение к «Золотой Ручке» тут же меняется. «Это была сущая мерзавка, каких ещё поискать надо!»- говорит Вычегдов герой романа В.С.Пикуля «Каторга». Согласимся и мы с его заключением применительно к этому периоду жизни Сони.
    Восхищаясь, пусть и незаурядной преступницей, пятнадцатилетняя Анастасия упускает цену вопроса, которую пришлось заплатить её «идеалу» за скандальную и сомнительную славу. Каторга, наказания, унижения, разрушенная семья и брошенные четверо детей превратили Соню в старушку. «Слезы, смешиваясь с румянами, грязными ручьями текли по её сморщенным щекам. … «Рокамболя в юбке» (т.е. легенды преступного мира – прим. автора) больше не было» – писал Дорошевич в 1897 году.
       Очень беспокоит тот факт, что Анастасии чужды традиционные христианские и общечеловеческие ценности. Иначе откуда такое пренебрежение к простым людям, труженикам, семейным ценностям? Жизнь Сони предполагает ответы на вопрос, к каким идеалам «Золотая Ручка» склонялась в последние годы своей жизни.
    Спустя десять лет после своего прибытия на Сахалин Сонька, полностью отбыв наказание, получает возможность выехать на материк. (А не совершает побег, как утверждает легенда. Одно из рабочих названий телесериала В. Мережко, было «Бежала Сонька с Сахалина») 10 июля 1899 года Соня принимает православие под именем Мария и пытается начать новую жизнь. Избирает она местом своего жительства станцию Иман, что в Приморском крае, ныне г. Дальнереченск. Пресса сразу же увидела в сём факте сенсационность, вспомнили уже подзабытые «подвиги» легенды преступного мира. Обыватели с тревогой ждали развития событий. Их волнение передалось и Приамурскому генерал-губернатору Гродекову. 23 ноября 1898 года он направляет секретный циркуляр № 10б Военному губернатору  Приморской области, в коем под грифом «СЕКРЕТНО» пишет:
    «По доходящим до меня сведениям Иман, где поселилась сосланная преступница известная под именем «Золотой Ручки», сделался пристанищем бродяг, воров и других преступников, о чем уже появились заметки в печати.
    Покорнейше прошу Ваше Превосходительство обратить внимание на этот пункт и озаботиться очищением такового от неблагонадежных элементов, путем устройства облав или принятием соответственных мер. В случае надобности благоволите потребовать содействие войск 8-го Восточно-Сибирского Линейного батальона.
    Генерал-Губернатор,
    Генерал-Лейтенант Гродеков»
    Оставим на совести уважаемого генерал-губернатора планы неадекватных действий с привлечением войск в отношении старушки Сони (а ей уже 52 года). Отметим лишь роль СМИ в создании очередной легенды и паникерских настроений обывателей. Лично мне, как бывшему сыщику, приятно, что на защиту справедливости (как и в случае с начальником сыскной полиции Одессы фон Ланге) бросились правоохранительные органы России. В данном случае честным человеком оказался жандармского корпуса сотник М.Фиганов. Имея специальное задание по наблюдению за «Золотой Ручкой» и солидный по тем временам офицерский чин сотник докладывал о Соне непосредственному начальнику Военному губернатору Приморской области. В ответ на запрос о законности пребывания в Имане Сони он пишет 29 апреля 1899 года в рапорте № 857:
    Крестьянка из ссыльных Рыковского селения, Тымовского округа, Шендли Блювштейн проживает в Имане по паспорту, выданному Начальником Тымовского округа за № 2998 – 1898 г., по распоряжению господина Военного Губернатора о-ва Сахалина от 28 февраля за № 2247 с.г. Названным паспортом «Золотой Ручке» разрешается проживать в разных городах и селениях всей Сибири кроме областей: Семиреченской, Семипалатинской и Акмолинской. О чем Вашему Превосходительству доношу.
    Сотник М.Фиганов
    (РГИА ДВ.Ф.1.Оп.7.Д.1645.Л.12-12об)
    Начальство офицера не унимается, справедливо полагая, что Фиганов со своим опытом должен избавить руководство области от неприятностей, связанных с проживанием столь «скандально известной особы». Сотнику и с позиций сегодняшнего дня не позавидуешь из-за такого пресса начальства. Тем не менее, к чести офицера, он поступает достойно. Вот очередной развернутый рапорт № 2881 от 20 декабря 1898 года Фиганова, в котором он рисует оперативную обстановку во вверенном населенном пункте и выводит из под подозрения Соню:
   Господину Военному Губернатору  Приморской области
    Рапорт
    Имею честь донести Вашему Превосходительству, что я с целью разведки, заходил к «Золотой Ручке» и разговаривал с нею в разное время несколько раз и ни одного раза ничего подозрительного не замечал. Поручал разведку оной личности благонадежным лицам – и тоже результаты получились отрицательные. Веду и сейчас за ней тщательное наблюдение разными путями.
    Старуха эта продает в своем доме квас, и мне несколько раз приходилось заставать у неё запасных нижних чинов и состоящих на службе ж.дороги спокойно сидящими и выпивающими свои порции квасу. Бывают случаи, что к ней заходят пьяные посетители (большей частью нижние чины), но они напиваются или у себя дома или в питейном заведении и обвинять в этом «Золотую Ручку» не представляется удобным. Дружбы она, насколько я замечал, ни с кем не имеет.
    Каждый обыватель Имана, за то, что она подозрительна, открыто выражает ей своё презрение и ненависть, и недавно плодами этой ненависти явилась кража её собственных дров и разбития окон в её квартире неизвестными лицами. Позволю себе доложить Вашему Превосходительству, что слишком много говорится в народе о разных проделках этой личности, а самого факта никто не видел; да и в печати дается ей слишком много места, а фактов опять таки нет.
    Не имея ни малейшего желания защиты подозрительной личности Софьи Блювштейн, я имею честь доложить Вашему Превосходительству (для наглядности, выборку из книги арестованных за 1898 год, не принимая в расчет «Золотой Ручки»… (далее идет постатейный перечень арестованных за совершенные преступления прим. авт.) всего самостоятельных деяний – 130. Принимая во внимание этот вывод, трудно предположить, чтобы всей этой разнообразной коллекцией руководит пошатнувшийся от преступной жизни ум «Золотой Ручки».
    В настоящее время упомянутая личность продает свой дом и хочет выехать отсюда совсем, объясняя это тоскою к своему сожителю крестьянину Кириллу Богдану, находящемуся на Сахалине, и отсутствию средств к жизни.
    Сотник М.Фиганов
(РГИА ДВ.Ф.1.Оп.7.Д.1645.Л. 4, 4об, 5, 5об, 6)
    Отдавая должное профессионализму сотника Фиганова, обращаю ваше внимание на то, что офицер вновь дает нам ответ, откуда рождается легенда о Соне – « в печати дается ей слишком много места, а фактов опять таки нет». По этому же принципу построена работа СМИ и сегодня. Телесериал транслировали все каналы в дневное время, а документальный фильм «Сонька Золотая Ручка. Конец легенды», объясняющий, что всё в сериале есть художественный вымысел, шел лишь однажды на одном из каналов в 1 час ночи…
    Но вернемся к нашей «героине». Фиганов со свойственной ему проницательностью приоткрыл нам и причину возвращения Сони на Сахалин. Вряд ли решающим фактором был её любовник на острове Кирилл Богдан, иначе, зачем было его оставлять? Ответ кроется за словами «Золотой Ручки» о том, что её скандальная слава, созданная желтой прессой «легенда» приписывающая ей «заслуги» несуществующей личности, достала её и в Имане.

Еще по теме статьи можно почитать:  Сахалинские новости. Южно-Сахалинск этой зимой - последствия метели, уборка дворов и вывоз снега

Обывательская черная зависть к мифическим «подвигам и богатству», а где то и страх от созданного преступного образа, заставляли жителей Имана, оскорблять старого человека, плевать в спину, бить окна и т.д.
Вот, на мой взгляд, истинная причина, по которой Соня написала рапорт на имя генерал-губернатора с просьбой о разрешении вернуться на Сахалин. Ведь там, на острове она была такой же, как все, а не «легендой преступного мира».
Там же на Сахалине в 1902 году тихо и незаметно Соня закончила свой жизненный путь. «Смерть Софьи Блювштейн, более известной под кличкой Сонька Золотая Ручка,- писал В.М. Дорошевич,- последовала от простуды». За годы изучения истории края мною получены данные о захоронении Сони в г. Александровск-Сахалинском в 1902 году. Есть возможность установить и место её могилы. Но сдается мне, реальная мадмуазель Соня не желала бы разделить «славу» с мифическим персонажем из Марьиной рощи, Одессы, Владивостока…
 
Автор: Григорий Николаевич Смекалов
В статье использованы материалы РГИА ДВ (Российский Государственный Исторический Архив Дальнего Востока)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *