Город не может жить без театра. Картина третья
У автора не было задачи написать историю народного театра города Александровска – Сахалинского. Да и история эта продолжается и пишется. Было огромное желание вспомнить о заслуженной Актрисе и её непростой жизни. «Большое видится на расстоянии» – сказал поэт. Вряд ли на Сахалине можно назвать второй город с такими театральными традициями, как Александровск. И в этом несомненная заслуга Людмилы Николаевны. Сотни александровцев, благодаря ей, прикоснулись к волшебству театра, обогатили свою жизнь яркими страницами, участвуя в постановках. Тысячи горожан стали завзятыми театралами, разбирающимися в постановках, игре актеров, имеющими предпочтения жанров, любимых драматургов… На нашем городском сайте я читал обсуждение постановок Александровского народного театра в сравнении с аналогичной постановкой Одесского профессионального театра. И это сравнение было в данном случае не в пользу профессионалов.
_______________________________________________________
Автор: Григорий Николаевич Смекалов https://ashcbs.ru/gorod-ne-mozhet-zhit-bez-teatra/
Картина третья. Не мыслю своей жизни без театра
Приехать на Сахалин Людмила согласилась не раздумывая. И когда в 1936 году она с мужем режиссером Иваном Сагайдаровым и группой актеров приехала на Сахалин, она уже не удивлялась, что здесь и следов не осталось от царской каторги, что на самой далекой окраине люди живут теми же высокими помыслами, какими живет вся страна.
На сцену Сахалинского областного драматического театра Л.Н.Россова принесла свой талант, богатый сценический опыт, профессиональную зрелость и подлинную актерскую культуру, сочетаемую с высокой, требовательностью к себе. С волнением начинала она работу в новом творческом коллективе. Одной из первых ролей актрисы, завоевавших сердца сахалинцев, была роль Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Лучшие ее работы были отмечены дипломами и почетными грамотами. В сахалинском театре раскрылся ее талант режиссера. Этому умению она училась у разных мастеров, том числе и у своего мужа режиссера И.Сагайдарова.
Первомайский номер «Советского Сахалина» за 1941 год. Среди многих праздничных материалов можно прочитать: «…С большим творческим волнением и радостью приступила я к работе над ролью доктора Марины Страховой в пьесе «Сильнее смерти». И подпись – артистка Сахалинского областного драматического театра Л. Россова.
Не знала тогда Людмила Николаевна, не могли предполагать и ее коллеги по искусству, что всего лишь через полтора месяца слова эти — «Сильнее смерти» — станут конкретным определением мужества и стойкости советских людей, мерой солдатского подвига; что весь этот год — 1941-й — войдет в историю как год не бывалой борьбы, невиданного героизма, грядущей победы.
Маленькая заметка из газеты «Советский Сахалин» за 1943 год: «Недавно в подразделении, где командиром тов. Кудрявцев (179 стрелковый полк, отличившийся в боях за Котон (п. Победино) в авг.1945- прим. Г.С.), выступали артисты Сахалинского областного драматического театра. Бойцы и офицеры с большим интересом просмотрели спектакли: «Без вины виноватые», «Нечистая сила» и прослушали концерт. Спектакли оставили хорошее впечатление у пограничников. Они горячо благодарили коллектив артистов драмтеатра и просили почаще приезжать в гости». Напомню, что в нескольких километрах от сцены граница, до зубов вооруженный враг…
Языком искусства, средствами сценического воплощения утверждал и воспитывал театр лучшие черты советского человека, вносил свой вклад в дело всего народа, всей страны — «Все для фронта, все для победы! »
В одни из многочисленных гастролей, когда труппа Александровского театра ставила спектакли в соседнем районе в п. Красная Тымь, артистов размещали на ночлег по домам местных жителей. Людмила Россова остановилась в доме родителей Нинель Ивановны Айтугановой. Образ артистки, её красивый голос, манеры поразили девочку-подростка. Где бы в последующие годы не трудилась Нинель Ивановна, мечта о жизни артистки следовала за нею. Когда в 60-е годы Россова пригласила Нинель в труппу народного театра, Айтуганова согласилась не раздумывая. И на долгие годы стала ведущей актрисой народного театра.
1945-й год. В победном мае война для сахалинцев не окончилась. Едва отгремели залпы салюта, Сахалинский областной драматический театр с полным основанием можно было назвать прифронтовым — началось освобождение южной части Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков.
…С первых же дней боев театр перешел на «военные рельсы». Стремительно продвигались на юг советские солдаты — и вслед за ними на попутных грузовиках, пешком, любой оказией двигались выездные бригады театра. Концертные программы шли в блиндажах и окопах, на опушках леса, в военных госпиталях и на передовой. Порой артисты попадали под обстрел, но каждая сценическая площадка неизменно оказывалась там, где нужнее всего было бойцам живое слово искусства.
— Помню, читала я «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина Симонова, — вспоминает Людмила Николаевна Россова. — Тесная землянка не могла вместить и небольшой части слушателей. Тогда мы вышли на поляну — и продолжали свой концерт. Голоса перекрывала канонада близких боев, но нас слушали, и в эти минуты мы, артисты театра, чувствовали себя товарищами по оружию всех наших зрителей.
Заслуженно грудь Людмилы Николаевны, как и большинство её коллег украсила боевая медаль «За победу над Японией».
Был освобожден Южно-Сахалинск. И вскоре собрался в дорогу весь театр — с декорациями и реквизитом, вся труппа почти в полном составе. Через несколько дней на южносахалинской сцене состоялась первая премьера…
Автор: Григорий Николаевич Смекалов