Город не может жить без театра. Картина третья

 
У автора не было задачи написать историю народного театра города Александровска – Сахалинского. Да и история эта продолжается и пишется. Было огромное желание вспомнить о заслуженной Актрисе и её непростой жизни. «Большое видится на расстоянии» – сказал поэт. Вряд ли на Сахалине можно назвать второй город с такими театральными традициями, как Александровск. И в этом несомненная заслуга Людмилы Николаевны. Сотни александровцев, благодаря ей, прикоснулись к волшебству театра, обогатили свою жизнь яркими страницами, участвуя в постановках. Тысячи горожан стали завзятыми театралами, разбирающимися в постановках, игре актеров, имеющими предпочтения жанров, любимых драматургов… На нашем  городском сайте я читал обсуждение постановок Александровского народного театра в сравнении с аналогичной постановкой Одесского профессионального театра. И это сравнение было в данном случае не в пользу профессионалов.
_______________________________________________________
Автор: Григорий Николаевич Смекалов https://ashcbs.ru/gorod-ne-mozhet-zhit-bez-teatra/

Картина третья. Не мыслю своей жизни без театра

    Приехать на Сахалин Людмила согласилась не раздумывая. И когда в 1936 году она с мужем режиссером Иваном  Сагайдаровым и группой ак­теров приехала на Сахалин, она уже не удивлялась, что здесь и следов не осталось от царской каторги, что на самой далекой окраине люди живут теми же высокими помыслами, какими живет вся страна.


    На сцену Сахалинского областного драматического театра Л.Н.Россова принесла свой талант, богатый сценичес­кий опыт, профессиональную зрелость и подлинную актерскую культуру, сочетаемую с высокой, требовательностью к себе. С волне­нием начинала она работу в новом творчес­ком коллективе. Одной из первых ролей актрисы, завоевавших сердца сахалинцев, была роль Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза».  Лучшие ее работы были от­мечены дипломами и почетными грамотами. В сахалинском театре раскрылся ее талант режиссера. Этому умению она училась у разных мастеров, том числе и у своего мужа режиссе­ра И.Сагайдарова.
    Первомайский номер   «Советского   Са­халина»   за   1941   год.  Среди многих   празд­ничных материалов  можно прочитать: «…С большим творческим  волнением и ра­достью   приступила   я   к   ра­боте  над ролью доктора Ма­рины     Страховой     в     пьесе «Сильнее смерти». И подпись –    артистка      Сахалинского областного драматического театра Л. Россова.
    Не знала тогда Людмила Николаевна, не могли пред­полагать и ее коллеги по ис­кусству, что всего лишь че­рез полтора месяца слова эти — «Сильнее смерти» — станут   конкретным определением мужества и стойкости советских людей, мерой  солдатского подвига; что весь этот год — 1941-й — войдет в историю как год не бывалой борьбы, невиданно­го героизма, грядущей побе­ды.
    Маленькая заметка из газеты «Советский Сахалин» за 1943 год: «Недавно в подразделении, где командиром тов. Кудрявцев (179 стрелковый полк, отличившийся в боях за Котон (п. Победино) в авг.1945- прим. Г.С.), выступали артисты Сахалинского областного драматического театра. Бойцы и офицеры с большим интересом просмотрели спектакли: «Без вины виноватые», «Нечистая сила» и прослушали концерт. Спектакли оставили хорошее впечатление у пограничников. Они горячо благодарили коллектив артистов драмтеатра и просили почаще приезжать в гости». Напомню, что в нескольких километрах от сцены граница, до зубов вооруженный враг…
    Языком искусства, средст­вами сценического воплоще­ния утверждал и воспиты­вал театр лучшие черты советского человека, вносил свой вклад в дело всего на­рода, всей страны — «Все для фронта,  все для побе­ды! »
    В одни из многочисленных гастролей, когда труппа  Александровского театра ставила спектакли в соседнем районе в п. Красная Тымь, артистов размещали на ночлег по домам местных жителей. Людмила Россова остановилась в доме родителей Нинель Ивановны Айтугановой. Образ артистки, её красивый голос, манеры поразили девочку-подростка. Где бы в последующие годы не трудилась Нинель Ивановна, мечта о жизни артистки следовала за нею. Когда в 60-е годы Россова пригласила Нинель в труппу народного театра, Айтуганова согласилась не раздумывая. И на долгие годы стала ведущей актрисой народного театра.
    1945-й год. В победном мае война для сахалинцев не окончилась. Едва отгремели  залпы салюта,  Сахалинский об­ластной драматический театр с полным основанием можно было назвать прифронтовым — началось освобождение южной части Сахалина и Ку­рильских островов от япон­ских захватчиков.
    …С первых же дней боев театр перешел на «военные рельсы». Стремительно про­двигались на юг советские солдаты — и вслед за ними на попутных грузовиках, пешком, любой оказией дви­гались выездные бригады театра. Концертные програм­мы шли в блиндажах и око­пах, на опушках леса, в во­енных госпиталях и на пе­редовой. Порой артисты по­падали под обстрел,  но каждая сценическая площадка неизменно оказывалась там, где нужнее всего было бой­цам   живое  слово  искусства.
    — Помню, читала я «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина Симонова, — вспоминает Людмила Николаевна Россова. — Тесная землянка не могла вместить и небольшой части слушателей. Тогда мы вышли на поляну — и про­должали свой концерт. Голо­са перекрывала канонада близких боев, но нас слуша­ли, и в эти минуты мы, ар­тисты театра, чувствовали се­бя товарищами по оружию всех  наших зрителей.
    Заслуженно грудь Людмилы Николаевны, как и большинство её коллег украсила боевая медаль «За победу над Японией».
    Был освобожден Южно-Сахалинск. И вскоре собрал­ся в дорогу весь театр — с декорациями и реквизитом, вся труппа почти в полном соста­ве. Через несколько дней на южносахалинской сцене состоялась первая премьера…

Еще по теме статьи можно почитать:  Анивский район: Огоньки, Рыбацкое, Петропавловское

Автор: Григорий Николаевич Смекалов
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *