Город не может жить без театра. Картина четвертая
У автора не было задачи написать историю народного театра города Александровска – Сахалинского. Да и история эта продолжается и пишется. Было огромное желание вспомнить о заслуженной Актрисе и её непростой жизни. «Большое видится на расстоянии» – сказал поэт. Вряд ли на Сахалине можно назвать второй город с такими театральными традициями, как Александровск. И в этом несомненная заслуга Людмилы Николаевны. Сотни александровцев, благодаря ей, прикоснулись к волшебству театра, обогатили свою жизнь яркими страницами, участвуя в постановках. Тысячи горожан стали завзятыми театралами, разбирающимися в постановках, игре актеров, имеющими предпочтения жанров, любимых драматургов… На нашем городском сайте я читал обсуждение постановок Александровского народного театра в сравнении с аналогичной постановкой Одесского профессионального театра. И это сравнение было в данном случае не в пользу профессионалов.
_______________________________________________________
Автор: Григорий Николаевич Смекалов https://ashcbs.ru/gorod-ne-mozhet-zhit-bez-teatra/
Картина четвертая. Прикипеть душою к Сахалину
…Но переехали в новую островную столицу всё же не все, к счастию для александровцев. До конца мая 1948 года Александровский городской театр работал на городскую аудиторию, а затем два месяца гастролировал по районам южной части Сахалина, дав в течение года 214 спектаклей, которые посмотрело 56,9 тыс. человек. Иными словами, на каждом спектакле, в том числе и гастрольном, побывало в среднем по 265 зрителей. И хотя полные аншлаги случались, скорее всего, нечасто, театр был очень востребован в первые послевоенные годы, ведь в те годы города и поселки области почти не имели больших театрально-концертных залов с нормальной сценой. Между тем областное начальство, уделявшее главное внимание финансовой стороне дела, было явно не удовлетворено итогами деятельности театра. Фактически его годовой план по количеству спектаклей (300) был выполнен только на 71,3 %, а по числу зрителей (96,0 тыс.) – лишь на 54,7 %.
К сожалению, в последующие годы положение театра не изменилось, поскольку ни его финансовых, ни репертуарных планов отдел по делам искусств облисполкома корректировать не стал. Меры по его поддержке носили больше моральный характер. Например, в мае 1950 года, в связи с 25-летием освобождения Северного Сахалина от японской оккупации, Александровский драматический театр наградили Почетной грамотой обкома ВКП(б) и облисполкома, а также ему выделили 7 тыс. рублей на премии коллективу и 50 тыс. рублей на ремонт здания.
Многие постановки Александровского театра более или менее успешно повторяли репертуар областного драматического театра. Так, в 1951 году александровская труппа играла спектакль «Голос Америки». Костюмы и часть реквизита были задействованы из областного театра. В том же году главный режиссер городского театра, заслуженный артист РСФСР К. А. Зеленевский удачно поставил пьесу М.Горького «На дне». Как большое актерское достижение зрители и критика отметили игру Зеленевского, исполнившего Луку, артиста Кормушкина – за роль Бубнова, артиста Горохова – за роль Сатина, актрису Зорину, сыгравшую Василину. И вообще, в 1951-1952 годах в Александровском театре шло немало хороших постановок: «Сады цветут» В. Масса и Н. Куличенко, «Честность» К. Финна, «Лондонские трущобы» Б. Шоу, «Родные места» Л. Малюгина, «Женитьба Белугина» А.Островского, «Евгения Гран О. Бальзака и ряд других.
Но к этому времени над старейшим сахалинским театром стали сгущаться тучи. В 1952 году облисполком ходатайствовал перед Советом Министров РСФСР о ликвидации театра в городе Александровске, мотивируя свое предложение тем, что дальнейшее его существование в условиях бездотационной работы ведет к увеличению убытков.Доходы театра не могли компенсировать его расходы. Задержки заработной платы коллективу достигали трех месяцев. Что же до местных властей, то компенсировать все расходы театра и содержать его за счет городского бюджета они не могли. Понятно, что разговоры о предстоящей ликвидации не прибавляли творческого энтузиазма. Однако надежды на восстановление театра еще оставались, поэтому его имущество передали в областной драматический театр не полностью; многое еще сохранялось до окончательного решения вопроса. Надо сказать, что и коллектив театра, и, конечно же, зрители города Александровска единодушно высказывались против его закрытия.
Осенью 1953 года, к большой радости жителей Александровска, после годичного перерыва, вновь открыл свой сезон городской драматический театр. Его творческий состав значительно обновился. Главным режиссером был назначен С.К.Шпанов, режиссером -Б.Г. Полевой-Фельдман. На областную сцену в Южно-Сахалинск перешли заслуженная артистка РСФСР Н.Е.Ходорович, артисты И. Н. Вернадская, Б. В. Горохов и некоторые другие. Но в бывшей сахалинской столице еще оставались «ветераны», те, кто считал себя патриотами своего театра. А точнее – остались истинные подвижники, на которых испокон веков держалась интеллектуальная жизнь российской провинции. Среди них старейшие и опытные артисты В.А.Сучков-Федоренко, Л.Н.Россова, главный художник театра И.И.Чижов. В обновленной труппе имелось немало молодежи, в основном воспитанников московских вузов.
7 ноября 1953 года в заново отремонтированном здании спектаклем «Опасный спутник» по пьесе А. Салынского театр возобновил свою работу. Как отмечалось в газетах, пьеса не была свободна от недостатков, несла отпечаток мелодраматизма, но ее постановка явилась своего рода реакцией на бездейственность «бесконфликтной» драматургии, которой театр отдал дань в предшествующие голы.
Восстановление театра заметно всколыхнуло несколько затухающую культурную жизнь бывшей сахалинской столицы и прилегающих районов северной части острова. Труппа сохраняла свои лучшие традиции. Дирекция выпустила серию абонементов. Не прекращалась шефская и гастрольная деятельность. Уже через месяц артисты выехали в Тымовское, сыграв несколько спектаклей на сцене районного Дома культуры и в сельских клубах. До весны 1954 года артисты побывали у шахтеров, колхозников, провели несколько зрительских конференций. Заботясь о юных зрителях, театр показал новогоднюю сказку в стихах, написанную артистом И.Г.Левишкиным, затем – «Тайну светящегося камня» Л.Устинова, «Ее друзья» В.Розова и другие спектакли для детей, подростков и старшеклассников.
За шесть последних сезонов (1953-1959 годы) Александровский городской драматический театр показал более двадцати пьес. Его репертуар был весьма разнообразен по темам и жанрам, откликался на юбилейные даты в истории страны. Так, в связи с широко отмечавшимся 300-летием воссоединения Украины с Россией театр подготовил несколько пьес украинских авторов. Серию постановок открыл спектакль «Любовь на рассвете» по пьесе Я.Галана. посвященный теме формирования характера советского человека. Затем на афишах появилась сатирическая комедия В.Минко «Не называя фамилий», направленная против мещанства и эгоизма, и комедия Г. Квитка-Основьяненко «Шельменко-денщик» и «Платон Кречет» А. Корнейчука. Данью времени, пропитанному духом «холодной войны», стала постановка пьесы В.Собко и Б. Балабана «Сто миллионов», призывавшая к бдительности и борьбе с происками иностранных шпионов и прочих «агентов империализма».
И вообще, театр заметно усилил внимание драматургии народов СССР, поставив комедию белорусского автора А. Макаенка «Камни в печени», пьесу латышского классика Р. Блаумана «В огне», современную эстонскую драму «Блудный сын» Э. Раннета.
Но основой репертуара последних сезонов являлась русская классическая драматургия: пьесы А.Островского «Шутники», «Сердце не камень» и другие. По традиции в репертуаре оставался «Разлом» Б. Лавренева. С большим успехом шла комедия «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Театр следил за культурной жизнью российских городов. Так появились спектакли «Настоящий человек» (инсценировка по «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого) и «Годы странствий» А.Арбузова, посвященные героям Великой Отечественной войны; пьеса В.Пистоленко «Любовь Ани Березко» и другие популярные драматургические произведения 50-х годов.
В 1956 году за большой вклад в развитие театрального искусства Людмила Николаевна Россова была удостоена почетного звания « Заслуженная артистка РСФСР»
1 февраля 1959 года в нашем театра состоялась премьера спектакля «Сильнее ночи». Драма шла несколько дней. А уже 6 марта афиш не стало. Театр перестал работать.
1 июля 1959 года Александровский городской театр все же расформировали. Официальным основанием для этого послужили указания Совета Министров РСФСР о переводе на самоокупаемость и «об упразднении малохудожественных, дорогостоящих театров», а также приказ Министерства культуры РСФСР от 30 декабря 1958 года № 849 «О мерах по улучшению финансово-хозяйственной деятельности театров». Внешне все выглядело убедительно, поскольку, как уже отмечалось, с перенесением областного центра в Южно-Сахалинск у старейшего сахалинского театра начались серьезные проблемы. Во-первых, более чем оскудела его финансовая поддержка. Во-вторых, сложилось мнение, что город Александровск уже не может обеспечить «необходимой зрительской базы» для стационарного театра, который фактически стал передвижным. Работая в своем городе не более трех-четырех месяцев, театр показывал по 3-4 спектакля в неделю и играл их с очень небольшими сборами. В остальные дни здание театра использовалось для молодежных вечеров и официальных мероприятий.
В 1959 году Людмила Николаевна вышла на пенсию. Пожалуй, в любом другом случае можно было бы и закончить рассказ о жизни провинциальной актрисы. Разменян седьмой десяток лет жизни, позади захватывающий роман с театром, аншлаги на многих сценах России, признание государства… Что ещё нужно для спокойной старости актрисы? Такие мысли подошли бы любой другой актрисе, но только не Россовой. Подруги по театру удивляясь спрашивали Людмилу Николаевну: «Вы же москвичка, да и муж работает в центральной России, зачем Вам оставаться на Сахалине?». «Знаете, девочки, прикипела всей душою к островной природе, к этим красотам, к этому морю… В Москве этого нет. Я без Сахалина уже не смогу» – отвечала Россова.
«Режиссер без театра, всё равно, что генерал без армии»- шутила Людмила Николаевна. Непривычно тихая и спокойная жизнь тяготила её. А рядом с домом стояло большое красивое и полупустое здание нового районного Дома культуры, о постройке которого все актеры театра мечтали долгих 20 лет и в проект которого Россова лично вносила изменения для максимальной пользы будущего театра.
И однажды Людмила Николаевна не выдержала. Она встретилась с директором нового Дома культуры и убедила его в необходимости открытия драматического кружка. Вскоре в фойе появилось скромное объявление о наборе в кружок всех желающих. Предложение заслуженного режиссера, конечно, вызвало горячую поддержку у руководства отдела культуры, хотя, поначалу многие недоумевали, почему она, заслужившая право на спокойную старость, взваливает на себя столь хлопотное дело.
– Не мыслю своей жизни без театра – это раз, а во вторых, город должен иметь свой театр, и в третьих вы не подозреваете , сколько способных у нас людей…- так отвечала Россова.
Нельзя сказать, что решение Людмилы Николаевны было спонтанным и не взвешенным. Она знала, что говорила. Уже год, как Россова занималась с одаренными детьми в театральном кружке Дома пионеров. Многих из них режиссер видела в будущей труппе драмтеатра.
Годом спустя в ноябре 1961 Людмила Николаевна получила письмо от своего воспитанника Володи Третьяка «…Несмотря на большой конкурс, приемные экзамены сдал хорошо и зачислен в театральную студию при Новосибирском драмтеатре «Красный факел». Большое спасибо за то, что Вы и нашли, и разбудили в моей душе любовь к театральному искусству. Я приложу все усилия и старания, чтобы стать настоящим артистом». И ученик Россовой Л.Н. ныне заслуженный артист Республики Мордовия Владимир Леонтьевич Третьяк выполнил обещание данное учителю.
Автор: Григорий Николаевич Смекалов http://www.ashcbs.ru/?id=169 http://www.ashcbs.ru/?id=170