Губернаторы Сахалина. Имена в истории. Андрей Иванович Гинце
Ключевые слова статьи: первые губернаторы острова Сахалин, Андрей Гинце, начальник Сахалина, итоги правления
Составитель: Н.П. Кукушкина
От составителя:
В 1884 году, в результате реформы управления Дальним Востоком, остров Сахалин был впервые выделен из Приморской области в самостоятельную административную единицу. Возглавлять исполнительную власть было не только трудно, но порой и смертельно опасно. Для людей, которые в разные годы занимали высшие посты на Сахалине, требовались недюжинные волевые качества и мужество.
До февральской революции 1917 года островом управляли генералы А. Гинце, В. Кононович, В. Мерказин, М. Ляпунов, А. Валуев, Д. Григорьев. Каждый из них внес свой вклад в историю Сахалина.
Андрей Иванович Гинце
Генерал-майор. Начальник острова Сахалин 1884-1888 гг.
Андрей Иванович родился в 1827 году в обер-офицерской семье Великого Княжества Финляндского. Воспитывался в частном учебном заведении. На службу вступил унтер-офицером в Финляндский линейный батальон 18 октября 1844 года. За отличную службу в 1863 году был назначен инспектором стрелковым батальоном, в ноябре 1876 года получил новую должность – командир пехотного полка. А в марте 1882 года для выслуги генеральского звания А. Гинце назначается исполняющим делами начальника Восточно-Сибирской стрелковой бригады.
15 июля 1884 года Андрей Иванович Гинце назначается на должность начальника острова Сахалин. Остров был разделен на три округа: Александровский, Рыковский (в настоящее время – Тымовский) и Корсаковский. Административным центром острова было определено село Александровское.
Если первоначально Сахалин рассматривался лишь как место разработки Дуйских каменноугольных копей в интересах Морского ведомства, прежде всего, то в 1879 году был предпринят первый масштабный опыт пересылки 600 каторжников морским путем из Одессы.
Так случилось, что генерал Гинце во многих своих шагах, по части административной деятельности, оказался первопроходцем. Прибыв на Сахалин, Гинце сразу же оказался перед лицом множества проблем островной жизни. Особыми заботами для него стало обустройство дорожного строительства и Александровского поста.
В 1885 – 1886 годах в распоряжение начальника острова из Петербурга был командирован полковник Генерального штаба Гарнак, который разработал перспективу дорожного строительства на Сахалине. В итоге, были намечены и стали осуществляться планы соединения срединной части острова – Рыковского (в настоящее время – Тымовского) и Александровского округов) и юга; развития транспортной инфраструктуры вокруг Александровского, Корсаковского постов и в долине реки Тымь.
Каторжане были использованы на раскорчевке леса и для прокладки дорог. В результате в 1886 году на западном побережье были поставлены кордоны в Арково, Мгачи, Танги, Хоэ, Трамбаусе, Виахту, Лахе, Ванги и Погиби. Кроме того, в долине реки Тымь было основано три новых поселения: Вальза, Палево и угодливо названное именем начальника острова село Андрее-Ивановское.
Административный центр острова, благодаря А.И. Гинце, обустраивался быстро, улучшались условия жизни.
Газета «Владивосток» писала: «… прекрасная, красивой архитектуры 4-х корпусная арестантская казарма с пекарней, кухней, баней, складами. Новое здание лесопилки, вмещающая в себя механическую мастерскую, новый склад заполнен хлебом, одеждой. Громадный 2-х этажный дом, предназначенный под помещения смотрителей тюрьмы, управления ею и гауптвахты. Дорожное дело также двигается, и мы имеем уже хорошую дорогу от Александровского поста к селениям Арково 1-е, 2-е и 3-е, откуда теперь ведется к селениям Армудан, Дербинское и Рыковское. Пост Александровский покрыт тесовыми панелями и засаженными лиственными деревьями…»
Начальник острова был озабочен непригодным состоянием морских пристаней, ему удалось укрепить и удлинить на 20 саженей Александровскую пристань с устройством отапливаемого павильона. Для нужд острова были закуплены два паровых катера, названные позже «Барон Корф» и «Генерал Гинце».
В Александровском и Рыковском (в настоящее время -Тымовском) округах создавались образцовые фермы, снабженные плугом с запасными лемехами, боронами, двумя парами быков и колесными телегами. В два раза увеличились, за счет раскорчевки, земли, предназначенные под пахоту и сенокосные угодья; найдены средства для приобретения скота и семян, начались закупки произведенных на острове продуктов. В посту Александровском на паровой мельнице были поставлены новые локомобили в 8 сил, оборудован механический элеватор с паровыми приводами; открылось котельное и литейное заведения. Появились паровые токарные и сверлильные станки. Был оборудован солеваренный завод. Во всех округах появились кузницы, в посту Корсаковском – кирпичный завод с 5 сараями.
Наблюдался настоящий строительный бум, были возведены: здание центрального склада, десятки новых казарм, лазаретные службы, кухни, овощехранилища и хлебопекарни, бани, скотные дворы и дома для приезжих (как в Верхнем Армудане). При доме начальника острова была построена образцовая конюшня…
В декабре 1885 года в с. Рыковском заработала вторая на Сахалине метеорологическая станция, сообщавшая данные в Главную физическую обсерваторию. В эти годы было положено начало правильным наблюдениям за древесными породами и травянистыми растениями, почвами, паводком и дренажем; сбору сельскохозяйственных и климатических сведений; фиксации явлений моря, прилета птиц, хода рыбы, созревания плодов и огородных растений…
Генерал был суров и требовал неукоснительного выполнения своих приказов – на острове применялись экзекуции в виде наказания розгами. Известен случай, когда за убийство айна были повешены 11 причастных к преступлению каторжан. Он мог принимать нестандартные решения: когда узнал о произрастании на юге острова дикого винограда, приказал найти специалиста для разведения и использования этой культуры; в с. Андрее-Ивановское проживали ссыльные иноверцы – католики, лютеране, магометане. Когда летом 1887 года в составе вновь прибывшей партии ссыльнокаторжных оказались политические из Санкт-Петербурга («первомартовцы» и бывший моряк Иван Ювачев), для них была устроена аудиенция, в ходе которой генерал по-отечески напутствовал их на «одобрительное поведение»…
Таким он и остался в памяти. Тяготы службы, преклонный возраст приближали решение о выходе в отставку. 17 октября 1888 года последовала отставка заслуженного генерала и Андрей Иванович уехал с Сахалина.
© МБУК «Тымовская ЦБС», 2013 г. Составитель Н.П. Кукушкина