Рыбная промышленность. Некоторые проблемы глубокой переработки рыбы и морепродуктов на Сахалине

 Ключевые слова статьи: переработка рыбы на Сахалине, проблемы отрасли, рыбохозяйственный комплекс Сахалина и Курил и его развитие в сторону глубокой переработки, будет ли когда-нибудь переработка на Сахалине

Несмотря ни на что – глубокая переработка рыбы и морепродуктов на Сахалине развита крайне слабо. Факт общеизвестный и …грустный.
Из беседы представителя кадровой компании с главным технологом одного из перерабатывающих заводов Хабаровска (2011 г.): «На Сахалине еще долго не будет глубокой переработки, т.н. полного цикла. Проще замораживать и гнать на материк – быстрее же обогащаешься. Я сама сахалинка, долго работала на острове – общая тенденция пока – просто заморозить и продать».
В программе развития рыбохозяйственного комплекса (вступает в силу с 01.01.2014 г.) значительное финансирование мероприятий программы должен обеспечить именно бизнес. Но готов ли бизнес реально вкладывать деньги (помимо других направлений) в глубокую переработку? Нужна ли она ему? Пока навряд ли.
Она – невыгодна.
Приведем еще раз цифры, озвученные в программе: при суточной переработке менее десяти тонн подавляющее большинство предприятий становится нерентабельным. Это означает, что работать на кукумарии, сельди, морской капусте, мойве может быть невыгодно экономически.
Две основные путины острова Сахалин (навага, лосось) явно проигрывают курильским  путинам (разнорыбица, сайра, минтай, лосось).
Для сведения: пока что в нашей области круглогодично работающие заводы находятся в основном на Курилах (например, заводы холдинга “Гидрострой”, ПКФ Южно-Курильский Комбинат, и даже небезызвестный и скандальный «Островной», к слову, являющийся лучшим производителем сайровых консервов в России). На Сахалине при значительно большем количестве предприятий круглый год работают единицы, и в основном на двух путинах, в перерывах между которыми работают на собственных запасах, выпуская кулинарию, копчение.
Высокая стоимость хранения и удаленность от добываемых ресурсов, проблемы с квотами и орудиями лова, проблемы кадрового характера, сложность с постройкой флота – все это усугубляет ситуацию с глубокой переработкой.
Даже крупные предприятия не спешат строить современные заводы полного цикла. Более того, иногда даже отказываются от того или иного вида переработки: в 2003 году в Макаровском районе перестали производить рыбную муку, в 2006 году на юге Сахалина продавалась аналогичная, но передвижная, установка.
Рентабельность есть, сверхприбыли нет.
Если не считать мелких кулинарий – за последние годы в строй не введена ни одна более менее крупная линия или установка. По той же самой причине.
Более того, тенденция возложения переработки на суда (особенно ввиду экспортной направленности определенных ВБР) естественным образом ведет к снижению нагрузки на береговое предприятие. Понятно, что существует ряд ресурсов, переработка которых необходима именно в море. Но стоит ли перегибать палку?
Отдельно следует упомянуть проблему сбыта: а кому, простите, на Сахалине ее продавать? А на материк гораздо сложнее возить. Развитая переработка в Приморье – тому пример. Оттуда сюда привезти легко – купил на базе и вези среди других продуктов. А на Сахалине прежде всего нет единой базы для продукции глубокой переработки (да никакой нет), да и спроса как такового на готовую продукцию: зачем везти, если можно привезти сырец и гораздо с меньшими затратами произвести все на материке? Омск, Екатеринбург, Хабаровск, Москва и Подмосковье – да практически по всей стране разбросаны заводы по переработке и выпуску рыбной и морепродукции из замороженной сахалинской и курильской рыбы.
Сбыт же собственных сахалинских кулинарий, коптильных цехов, и т.п. – мал. В лучшем случае по району развозят, да в Южно-Сахалинск отправляет кое-кто.
Только в последнее время в Южно-Сахалинске более менее стали открываться собственные магазины предприятий или специализированные магазины, торгующие продукцией нескольких фирм – магазин ИП Ренжин (г. Поронайск), магазин в «Океане», мелкооптовый магазин на Украинской, магазин на Есенина (четная сторона домов). Очевидно, несколько повысился спрос…

*** 

Возникает правомерный вопрос – а почему, собственно, раньше не было глубокой переработки?
Вообще-то была. Существовал корсаковский рыбный завод и южно-сахалинский, существующий до сих пор.
Правда, теперь основные мощности его находятся в Корсакове и Охотском, и подстрахован он собственными добывающими участками (что несомненно плюс).
Вот и все, что было при СССР. Тоже негусто.
НО!
Отметим, что в те годы только на Сахалине было немало плавбаз и плавзаводов, и переработка на них была очень значительная. За неделю-две  цеха полностью переоборудовались – и можно было принимать следующий ВБР. А попутно с мороженой продукцией выпускать не только консервы, пресервы и копчение-соление, но и муку из отходов, и жир. Так зачем строить на берегу, когда в море это и удобно, и недорого?
Только факт. В 1992 году одно малое предприятие Южно-Сахалинска обращалось в Администрацию Сахалинской области с просьбой выделить 2 млн. долларов на приобретение оборудования и открытия перерабатывающего завода в Южно-Сахалинске. Среди прочих преимуществ перед небольшими предприятиями (несмотря на их хороший хозяйственный опыт за период 1989-1991 г., например – база «Лесное» предприятия «Сисафико») была указана близость к трудовым ресурсам, близость к ВБР и возможность практически круглогодичной работы (т.к. возить ресурсы на переработку в удаленные места крайне затруднительно – а с Холмска или Корсакова, и их районов возить ВБР можно практически круглый год), современное оборудование (уже тогда оборудование перечисленных заводов морально и физически устаревало).
Отдельно указывалось и то, что значительный перенос переработки ВБР на плавбазы практически губит отрасль области: не строятся капитальные заводы, не занято население, не развивается инфраструктура (дороги, связь, и т.п.). И это все при наличии гигантского потенциала. Напомним, в 1990-91 гг. были значительные заморы. По итогам путины 1991 года даже была создана комиссия по расследованию причин заморов. К слову один из выводов комиссии – неверная оценка подходов научниками, и неверные действия предприятий, основанные на неверном трактовании опыта.
Возможны ли сдвиги?
Вполне.
Но при комплексном подходе ко всем вопросам.
Очевидно, что, прежде всего, необходимо решать вопросы электроэнергии. Несмотря на повальный переход на газ – электроэнергия дешеветь не собирается. Следовательно, необходимо либо предусматривать снабжение газом существующие предприятия, либо сразу строить газовые электростанции локального характера. Добившись того, что электроэнергия будет дешевой – гораздо легче будет добиться того, чтобы недорого стало и хранить продукцию, в т.ч. и для собственных нужд.
И только при наличии этих решенных вопросов можно поднимать вопрос о создании глубокой переработки.
Мелкая же переработка может появляться уже и сейчас – но для этого необходимо стимулировать рыбопромышленников не закрывать на лопату предприятия на зиму, а вести какую-никакую деятельность.
И честно говоря, на это можно пустить те самые деньги, за счет которых сейчас содержим все предприятия Анивского района, дотируя их никому не нужную деятельность.

***

P.S. Пожалуй, одна из самых заметных проблем областных программ развития – их некомплексность. Невозможно решать проблемы одного сектора экономики без другого. Программы могут быть не увязаны между собой, не учитывать особенности района. Более того, ввиду более, чем скромного финансирования (подавляющее большинство районов области дотационны), составить относительно хороший прогноз (план, проект) нормального развития муниципалитета НЕВОЗМОЖНО. А без муниципалитетов – как можно разговаривать об областном уровне?.. Отсюда некомплексность программ и их заведомо трудновыполнимость.
P.P.S. В свете информации об уловах текущей лососевой путины на видные места выходят Смирныховский и Ногликский районы, в которых мало предприятий рыбного комплекса, а инвестиционный потенциал велик. О Ногликском районе особо – предприятия, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, в этом году выловили гораздо больше, чем ловили при СССР (рыбколхоз «Восток», с обычной добычей лососевых в 1,5 тыс.тонн), почти в десять раз.  При этом какие-то особенные проблемы (экология, заморы, низкий лимит выловов для сохранения популяции) для района не озвучиваются. А близость Тымовского района, ранее сильного своим сельским хозяйством и даже переработкой (консервный завод), вполне может дать мощный толчок для совместного развития не только добычи, но и переработки.
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *