Воспоминания Д.Н. Крюкова о жизни на Южном Сахалине после освобождения. Отрывок из книги

…Как-то мы с Емельяновым и капитаном Жуйковым зашли в главный храм в Тойохаре, что рядом с парком. Смотрим, на полу валяется бумага, статуэтки Будды. Разыскали свя­щенников, представились, спросили, почему к ним не заходят люди.
Они удивились. Старший заявил: «Нам известно, что в  Советской стране религия запрещена, священников са­жают в тюрьму!» Емельянов с возмущением ответил: «Да, у нас церковь отделена от государства. Выполнение религиозных обрядов необязательно, но кто хочет веровать в бога, тот верует. И у вас, вы знаете, в селах и городах храмы действуют, мы не запрещаем».
Священник ответил: «Мы там не были и считали, что это ложные слухи». Емельянов вспылил: Не будьте так наивны. Эти слухи для того, чтобы восстановить японское население против нас. Это называется провокацией! Так что наведите порядок в храме и отправляйте и нем свою службу и религиозные обряды для тех, кто будет  посещать храм». Один из священников спросил: «А на что мы будем жить? Раньше получали зарплату от государства и плату за обряды, теперь нам никто не хочет платить».
Этот  разговор заставил нас задуматься. Ведь священнослужителей очень много. У населения они пользуются боль­шим авторитетом. Не имея средств к существованию, могут вести  провокационную работу против нас. Установили им за­работную плату от губернаторства, дали продовольственный паек.
Так мы отнеслись к религиозным чувствам японцев. Взяли под охрану все храмы и хранилища праха умерших, за­претили всем советским гражданам нарушать их религиоз­ные обычаи. Плату за хранение праха отменили. При репат­риации урны с прахом разрешили увозить в Японию. От священнослужителей стали поступать к нам благодарственные письма. Например, священник Хираи по поручению коллег писал: «Когда кончилась война, мы, японцы, волновались за нашу жизнь, как будет с религией. И были удивлены: японцам была предоставлена работа, свобода религии. Советские органы нам не чинили никаких помех в совершении религиозных обрядов, наоборот, оказывали нам всяческую помощь. Священнослужители наравне с рабочими и служа­щими получали паек и зарплату».
Текст приведен по изданию “Краеведческий бюллетень” (№ 1, 1993 г.)

Еще по теме статьи можно почитать:  Десять книг о Сахалине и Курилах, которые обязательно стоит прочесть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *