Когда открылась первая школа в Корсакове

 

Когда в Корсакове и при ком открылась первая школа?

Не так давно система образования района праздновала 50-летие. Неужели и первая школа появилась всего 50 лет назад? Конечно, нет.

Инициатива создания школы в посту Корсаковском принадлежала офицерскому собранию 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона.

Заслуг в истории нашего района у этого батальона много: они основали тот Муравьевский пост, что появился в 1867 году на берегу лагуны Буссе, основали в 1868 году Чеписанский пост (мы его знаем теперь, как поселок Озерский), восстановили в 1869 году русское поселение, ставшее постом Корсаковским, в союзе с военными моряками построили в 1870 году первую русскую церковь в нашем тогда еще не городе…

Они и школу задумали!

Школу было решено назвать Алексеевской – по имени Великого князя Алексея Александровича.

Место расположения первой корсаковской школы мы знаем точно, так как прямое отношение к ее появлению имела русская православная церковь.

Анивская православная церковь Святого Николая Чудотворца в посту КорсаковскомЦерковь называлась Анивская (по названию залива, на берегу которого стояла) тюремная однопрестольная церковь Святого Николая Чудотворца. Была она нарядно-белой и привлекательной, располагалась на улице, которая сейчас носит название Южно-Сахалинская, стояла по четной стороне улицы.

Священником, который строил и освящал церковь, служил в ней, был Отец Симеон – личность яркая и незаурядная. Он был человеком и священнослужителем, достойным слов благодарности не только от современников, любивших и доверявших ему, но и от нас, потомков.

Умный, деятельный, самоотверженный, искренний, великодушный, отзывчивый, мудрый, – таким предстает он со страниц воспоминаний о нем. К сожалению, не осталось у нас его изображений (а, может, не найдены еще). Но именно он, отец Симеон (Семен Никанорович Казанский) основал у нас и церковь, и школу.

И преподавателем в школе был он же, уча письму, счету, азбуке, Закону Божьему, музыке и пению духовных и светских песен.

Открытие и освящение школы состоялось 7 сентября 1875 года, обставлено было весьма трогательно и торжественно. Школа приняла своих первых учеников.

Именно этот день, по праву и должен считаться основным в истории становления образования (причем на всем Южном Сахалине).

Отец Симеон уехал с Сахалина, по-видимому, в конце 1870-х годов «по расстроенному здоровью».

Когда на Сахалине был Антон Павлович Чехов, он застал только благодарные воспоминания о священнике. Не могу удержаться от цитаты из книги «Остров Сахалин»:

В истории сахалинской церкви до сих пор самое видное место занимает о. Симеон Казанский, или, как его называло население, поп Семен…

Слух о нем через солдат и ссыльных прошел по всей Сибири. И поп Семен теперь на Сахалине и далеко кругом – легендарная личность“.

Как греет душу мысль, что у истоков хорошего дела стоял такой достойный человек.

Впрочем, может ли быть иначе?

Позже, статус школ на острове изменился, их передали в тюремное ведомство. Это не могло не сказаться на общей атмосфере школ, на преподавании, на их положении. Преподавали в школах, в том числе, в Корсаковской, порой, люди случайные, малообразованные. Быть может, изменилось и место размещения школы, точно мы не знаем…

Только, благодаря пребыванию Чехова здесь, мы знаем, что всего на Сахалине школ было пять, и училось в них в среднем по 44 человека.

Позже, к 1895-1900 годам, число школ возросло до 39, но проблему грамотности это обстоятельство, увы, не решило.

Серьезным подспорьем в деле обучения могли служить сосланные на Сахалин революционеры, так как большинство из них были людьми образованными.

Однако в течение долгого времени им запрещалось вести преподавательскую деятельность из страха революционного влияния на детей. Потом здравый смысл возобладал, и запрет был снят. Мы знаем, что не менее 15 человек из политических ссыльных имели учительскую практику, но кто из них работал в нашем, Корсаковском посту, точных данных пока нет.

Есть еще из каторжных времен одно воспоминание о подвижниках просвещения в книге В.М.Дорошевича «Сахалин. Каторга», в которой упоминается о судьбе Наумовой, молодой девушки, учительницы, основательницы Корсаковского приюта для детей ссыльнокаторжных.

Она училась в Петербурге, бросила все и приехала сюда, увлеченная святой мыслью, горя великим святым желанием отдать жизнь на служение, на помощь этим бедным, несчастным, судьбою заброшенным сюда детям преступных отцов.

У нее были обширные планы, она мечтала о ремесленных классах для детей, о воскресных школах для каторжных, о чтениях…

Она работала всей душой, энергично отдаваясь делу. Ей удалось кое-что сделать. Корсаковский приют обязан ей своим возникновением…

Так нелегко решались проблемы грамотности на каторжном острове, но не перестает удивлять, в каких условиях, создавались начала образования на русском Сахалине. Это сейчас количество школ легко меряется на десятки, мы привычны к учебным заведениям разного уровня профессиональной и специальной подготовки, еще несколько лет назад мы и не представляли, что количество вузов на Сахалине приблизится к десяти.… А начало – всегда самое трудное и мучительное, даже освященное добрыми помыслами, добрыми надеждами и добрыми людьми… 

© Елена Лопухина, сайт города Корсаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *