Что такое специальная оценка условий труда
28 декабря 2013 г. принят федеральный закон № 426-фз «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и / или опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника, оценка их фактического значения и сравнение с установленными нормативами.
Результатом проведения специальной оценки является присвоение (установление) рабочему месту класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Результаты оценки также могут применяться для разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда, обеспечению работников СИЗ, оснащению мест коллективными средствами защиты, для контроля за состоянием условий труда, организации медосмотров, установления гарантий и компенсаций, установления ограничений для отдельных категорий работников. Т.е. практически полностью повторяя цели отмененной АРМ – если не буквально, то в сущности.
ВАЖНО. Также результаты будут использоваться для определения страхового тарифа работодателю.
Специальная оценка организуется работодателями, проводится специализированными организациями (совместно с работодателями) на основании гражданско-правового договора.
На данный момент – организациями, могущими проводить специальную оценку, являются все аттестующие организации, имеющие право проводить АРМ. Организации обязаны применять утвержденные и аттестованные методы исследований и методики измерений.
Специальная оценка проводится по методике, утвержденной «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». На момент написания статьи – такая методика отсутствует, равно как и некоторые утвержденные формы документов (отчет об оценке, и т.п.).
Периодичность оценки составляет пять лет – при этом срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.
Основные этапы оценки:
- Создается комиссия (нечетное число членов)
- Утверждается перечень рабочих мест подлежащих оценке
- Идентификация потенциально вредных и / или опасных производственных факторов. Идентификация производится экспертом организации, проводящей оценку (т.е. фактическое состояние дел теперь приведено в соответствие с законодательством). Результаты идентификации утверждаются комиссионно.
- Проведение измерений на рабочих местах, на которых вредные и (или) опасные факторы идентифицированы. Места, на которых такие факторы отсутствуют, считаются имеющими «допустимые условия труда» (т.е. им присваивается 2 класс).
- Проведение оценки соответствия, присвоение классов рабочим местам. Присвоение классов также осуществляется экспертом организации, проводящей оценку.
- Составление отчета об оценке.
- Ознакомление работников (не позднее одного месяца).
- Передача результатов оценки в единую информационную систему.
ВАЖНО. Идентификация НЕ проводится для рабочих мест по профессиям (должностям, специальностям), которые включены в списки, с учетом которых производится досрочное назначение пенсии по старости. Также идентификация не проводится для мест, за работу на которых установлены гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, и для мест, на которых такие факторы уже установлены при ранее проводимой АРМ (в последующем – специальной оценке).
В отличие от АРМ – специальная оценка НЕ проводится для надомников, дистанционных работников и лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями – физическими лицами (т.е. не ИП).
В отношении мест, на которых вредные и опасные факторы не выделены, подается декларация соответствия условий труда нормативным требованиям. Декларация подается «в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», т.е. в Государственную Инспекцию Труда в Сахалинской области.
Классы условий труда в соответствии с законом:
Первый класс – условия труда оптимальны, т.е. воздействие отсутствует или уровень воздействия не превышает нормативные уровни, считающиеся безопасными, а также созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Второй класс – допустимые условия труда. Воздействие на работника в пределах норм, состояние работника восстанавливается во время отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Третий класс – вредные условия труда. Уровни воздействия выше нормативных. Класс делится на четыре подкласса (степени), в зависимости от потенциальных последствий воздействия.
Четвертый класс – опасные условия труда. Уровень воздействия создает угрозу жизни работника, последствия воздействия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
Внеплановая оценка проводится в течение шести месяцев после наступления одного из событий: при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ранее, не позднее 60 дней с даты ввода), получении предписания, при изменении процесса или замене оборудования, изменении технологии, некоторых иных событий.
Отдельно следует отметить о необходимости проведения оценки после произошедшего несчастного случая или выявленного профзаболевания (по причинам воздействия вредных или опасных факторов).
Экспертиза качества оценки проводится органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ (в рамках госэкспертизы условий труда) – т.е. Агентством по труду Сахалинской области. Основания для экспертизы: представление ГИТ в Сахалинской области, заявления работников, профсоюзов (иных объединений), работодателей, страховщиков. Результаты экспертизы также передаются в единую информационную систему.
Для рабочих мест с проведенной АРМ специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет с даты завершения аттестации – кроме указанных случаев возникновения обстоятельств для проведения внеплановой оценки.
© Область на островах, 11.01.2014