Народные дружинники на Сахалине – будут “записные” или нет?

Ключевые слова статьи: содействие граждан полиции, дружины, права и обязанности дружинников, охрана общественного порядка
 
В Российской Федерации принят закон № 44-ФЗ от 02.04.2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Формами участия граждан являются:

  1. Содействие органам полиции (иным правоохранительным органам)
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

Законом устанавливается также порядок создания и действия народных дружин.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

 

Цитата из закона (приводится справочно, не является официальной публикацией):

Статья 17. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Статья 18. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

Еще по теме статьи можно почитать:  Перечень профессий и работ, на которых запрещен труд женщин, 2021 год

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Статья 19. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Еще по теме статьи можно почитать:  Необычно об обычном. Мог ли Макаров стать Смирных?

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

 

Одновременно федеральным законом № 70-ФЗ от 02.04.2014 г. вводится ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции. В соответствии со ст. 19.35 КоАП РФ такое воспрепятствование влечет наложение штрафа от 500 рублей до 2500 рублей.

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.(ст. 19.36 КоАП РФ).

На территории Сахалинской области в г. Поронайске уже объявлен набор в добровольную народную дружину.

Цитата с сайта поронайской газеты «Звезда»: “Предусматривается денежное содержание дружинников и их премирование. С 2014 по 2020 годы, период действия муниципальной программы по обеспечению общественного порядка, противодействию преступности и наркообороту, на затраты, связанные с деятельностью ДНД из местного бюджета предусмотрено потратить 2,6 млн. рублей (каждый год по 350-400 тысяч). Чуть более пятой части всех денег, которые предназначены на финансирование всех мероприятий программы, а это более 11 млн. рублей”.

Также в публикации приводится пример создания добровольной пожарной дружины в городе, когда из более 400 участников практически все оказались исключительно «записными».

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *