Из информационной справки Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Южно-Сахалинской области о системе религиозных культов Карафуто, начало 1947 г.

Из информационной справки Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Южно-Сахалинской области о системе религиозных культов Карафуто, начало 1947 г.

 
Ключевые слова статьи: синтоистские храмы на Сахалине, религии на Южном Сахалине при японцах, сколько было храмов, буддийские храмы на Южном Сахалине

 

Из информационной справки Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Южно-Сахалинской области о системе религи­озных культов бывшего губернаторства Карафуто начало 1947 г.

 

Москва

Секретно

Председателю Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР т. Полянскому Начальнику Южно-Сахалинского облуправления по гражданским делам т. Крюкову

 
Проведенным учетом наличия храмов, находящихся на территории Южного Сахалина, установлено, что распространение религиозных культов здесь началось сразу же после захвата острова Японией. При активной ма­териальной помощи руководящих религиозных сект Японии, [с использова­нием] средств верующих, а также отдельных священников на территории Южного Сахалина было построено и открыто множество храмов различ­ных религиозных направлений…
До начала военных действий, то есть до 1945 г., на Южном Сахалине насчитывалось 254 храма(1), в том числе 150 буддийских, 50 синтоистских, 50 храмов секты тенрике, 4 католических костела, 5 протестантских храмов. По состоянию на 1 января 1947 г. всего зарегистрировано на территории Южного Сахалина 153 действующих храма, в том числе… 4 католических костела с четырьмя служителями, 2 протестантских при двух священниках.
Уменьшение количества храмов по сравнению с 1945 г. произошло по следующим причинам. Часть храмов сгорела в период военных действий, особенно в районах Поронайском, Холмском, Углегорском и др. Большая часть священников была эвакуирована японским правительством до вступ­ления советских войск на территорию острова, вследствие чего ряд храмов прекратил свою деятельность еще до начала возникновения военных дей­ствий.
Главной и основной религиозной сектой на Южном Сахалине счита­ется синтоистская религия, или дзиндзя, как религия правительственная. Синтоистские храмы до войны находились почти в каждом населенном пунк­те как в городской, так и в сельской местности. В отличие от всех служителей религиозных культов синтоистские храмы и священники находились в полном’подчинении министерства внутренних дел Японии…, в то время, как прочие религиозные секты и служители культов находились в ведении Министерства народного образования. В основу синтоистской религии по­ложена легенда о том, что первый император Японии является сыном богини Аматерасу, следовательно и ныне существующие императоры также прямые потомки богов. Исходя из этой легенды, синтоистская религия возводит в степень религиозного культа поклонение императору и исполнение его пове­лений. Синтоистская религия через свои многочисленные храмы и пропо­ведников широко проводила обработку населения в националистическом духе, отряды смертников воспитывались в основном синтоистскими проповедни­ками на идее самопожертвования ради императора.
Синтоистская религия, как установлено, разделяется на 13 главных уче­ний, основными из которых являются сект[ы] Тенрике, Кинкоке, Кокудзюке и др. Как правило, синтоистские храмы расположены на возвышенных мес­тах, имеют красивые искусственные подходы к ним с непременным наличием перед входом в храмы больших ворот (“Кадо”) в виде буквы “П” и изобра­жения двух львов. Здания храмов деревянные, крайне примитивной архи­тектуры, убранство храмов простое. Главнейшими ритуалами синтоистских храмов являются зеркало, веревки, барабан – имеющие символическое значе­ние. Обстановку дополняют шелковые покрывала, деревянные скамеечки и бумажная мишура.
Синтоистские священники ежедневной службы в храмах не несут, на дом к верующим для отправления религиозных обрядов не ходят, а соверша­ют ежемесячные религиозные обряды в храмах в виде праздников, связан­ных с хозяйственными и общественными кампаниями. Обряды и праздники, справляемые священниками в каждом отдельном храме, не одинаковые… Праздник Рейтайсай – это самый большой праздник синтоистских храмов. Верующие молятся за всеобщую безопасность и мир, за счастье и процвета­ние народа. Другой праздник – праздник зерна, когда верующие молятся за хороший, обильный урожай. Наряду с этим синтоистские храмы ранее про­водили праздники, связанные с историей японской императорской династии, как-то: по случаю рождения императора 29 апреля, 10 августа – день посеще­ния Южного Сахалина членами императорской фамилии…Процедура об­ряда длится 30 минут: одним из священников читается молитва, посвященная празднику, затем в торжественной обстановке подносятся богу плоды уро­жая – рис, сакэ, рыба, картофель, капуста, морковь и др. После этой процеду­ры именитым гражданам раздаются зеленые ветки хвои, которые, по объяс­нению священников, являются символом вечного здоровья, молодости и бод­рости духа. Эти ветки также подносятся с поклоном к алтарю. Как правило, каждый религиозный обряд заканчивается угощением для всех присутству­ющих, приготовляемым священниками этого храма.
Синтоистские храмы имеют храмовые советы из 3 человек. Члены со­вета оказывают помощь священникам в проведении праздника, дают советы по ремонту и украшению храмов. Во главе храмовых советов стоят видные граждане города. Каких-либо других организаций и учреждений при синто­истских и буддийских храмах пока не установлено. Обращает на себя внима­ние то, что проводимые религиозные обряды в синтоистских храмах посеща­ются только мужчинами.
На территории Южного Сахалина отдельные синтоистские храмы в целях поднятия духа населения, а также мощи Японии широко использовали трофеи войны: так, перед входом в храм Гококу-Дзиндзя, “ Храм почитания воинов, погибших за свое отечество в городе Тойохара(2)”, был установлен пьедестал с трубой русского крейсера “Новик”, затонувшего в Корсакове в 1904-1905 годах и подаренного в 1911 г. Военным министерством этому храму. Каждый, кто посещал это место, оставлял на трубе знак: “свою фами­лию и дату”. Тут же находится крепостное орудие немецкой марки, которое было захвачено у немцев во время первой империалистической войны. Перед входом в храм Анива-Дзиндзя в г. Корсакове, стоит крепостное орудие, вы­везенное из Порт-Артура, где оно защищало русскую крепость на Электри­ческом утесе.
После капитуляции Японии авторитет синтоистской религии на терри­тории Южного Сахалина значительно упал, число прихожан резко сократи­лось, в связи с чем материальное положение служителей этих храмов стало очень тяжелым. Ранее влиятельные храмы Карафуто Дзиндзя (Тойохара- Дзиндзя) к 1946 г. растеряли своих верующих. Храм Карафуто-Дзиндзя, который ранее считался императорским и основным храмом города…, имев­ший возможность до войны начать строительство нового большого храма, уже в 1946 г. почти не имел верующих… От служителей синтоистских хра­мов поступают многочисленные заявления о скорейшей их репатриации, ибо, как они говорят, в настоящее время японцы, проживающие на Южном Саха­лине, утратили свои религиозные чувства… В 1946 г. были репатриированы 20 служителей отдельных синтоистских храмов…
Секта Тенрике
На 1 января 1947 г. на территории Южного Сахалина учтено и заре­гистрировано 19 действующих храмов секты Тенрике и 20 служителей религиозных культов. Тенрике, являясь главным течением синтоизма, отличается от него более массовым характером и привлечением во время проведения религиозных праздников более широкого круга верую­щих. Если на обрядах, проводимых в синтоистских храмах, присутствуют, в основном мужчины, которые своим присутствием в храме представляют всю свою семью, то на праздниках Тенрике собираются мужчины, женщины, дети, японцы и корейцы. Это люди небольших достатков, рабочие, мелкие служа­щие. Религиозные атрибуты Тенрике те же, что и у синтоистов, главным из которых является зеркало. В храмах Тенрике имеется 3 ниши, в которых находится 3 зеркала, что и отличает их от синтоистских храмов. Храмы Тен­рике помещаются в обычных домах – в приспособленных для моления ком­натах.
…В храмах Тенрике форма и содержание религиозных обрядов почти те же, что и в синтоистстких храмах…, однако при всех религиозных обрядах Тенрике проводятся так называемые священные танцы, исполняемые тут же в храме священниками и присутствующими в сопровождении национальных музыкальных инструментов, причем все присутствующие также своей мими­кой и руками подражают танцующим. Праздник заканчивается угощением для всех присутствующих, которое, по словам священников, являются обяза­тельной и необходимой частью религиозного обряда. Секта Тенрике имеет своего руководителя, который является начальником всех храмов. В насто­ящее время руководителем секты является священник храма Карафуто Кекай Хирао Macao. До него руководителем секты был священник Касуги Кензо…
Буддийская группа
Буддийское вероисповедание также получило широкое распростране­ние на территории Южного Сахалина…Из общего количества имеющихся священников почти все … имеют высшее образование и специальное духов­ное. Буддийские храмы имеются в каждом населенном пункте, причем в отдельных имеется по нескольку храмов однородных течений. Буддийское вероисповедание также распадается на 13 главных течений – на Южном Сахалине имеется 6 течений этой веры, а именно: течение Сингонсю, Дзедо-сю, Содосю, Синею, Нитеренсю, Сенсюкабаниха. Самая большая секта, име­ющая значительное количество храмов на территории Южного Сахалина, – это секта Синею, которая насчитывает в городах и районах области 48 хра­мов, из них – 6 в Южно-Сахалинске, 10 в Углегорском р-не, 6 в Томаринском р-не, 8 в Лесогорском р-не. Затем идет секта Содосю, которая насчитывает на территории острова 25 храмов…Течение Сингонсю имеет 20 храмов, в том числе 5 находится в г. Южно-Сахалинске и 5 в Углегорском р-не. Во главе каждого течения имеется руководитель, избираемый священниками этих течений. Так, например, руководителем течения Содосю является свя­щенник храма Хонганзи Фидзисава Дайнен, находящийся в г.Корсакове, течения Дзедосю – священник храма Кайкан Кидачи Дайдзе (г. Южно- Сахалинск).
По объяснению буддийских священников, существенной разницы между этими течениями нет, так как они преследуют одинаковую цель – все они приверженцы Будды и в образе его почитают правду. Буддийские храмы от синтоистских храмов и храмов Тенрике отличаются более пышным внут­ренним убранством и более сложным архитектурным устройством помещений храмов. Главными священными, реликвиями буддийских храмов явля­ются изображения Будды. При каждом буддийском храме имеется специ­ально оборудованная усыпальница, где в отдельных ящичках хранится прах умерших верующих данного храма.    
Буддийские храмы совершают различные религиозные обряды: венча­ния, похороны, обслуживают верующих на дому. Каждый храм имеет строго определенный круг верующих, которые посещают именно этот храм. Кроме того, храмы проводят самые разнообразные праздники. Например, храм “Дзе-ганзи” в г. Южно-Сахалинске в течение года проводит следующие празд­ники:
в январе- день умерших,
в марте – общий буддийский праздник всех храмов,
в мае – праздник родившихся,
в августе – самый большой праздник “О-бон”, праздник духов умер­ших предков верующих, который длится 7 дней при активном участии всего населения,
в ноябре – праздник данного храма.
Количество верующих в каждом храме в среднем от 30 до 500 чело­век. За последнее время посещаемость верующими храмов значительно сни­зилась, в связи с чем имеются многочисленные заявления буддийских свя­щенников об их скорейшей репатриации в Японию.
Католическая группа
Католических костелов на территории Южного Сахалина четыре: в г. Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове и в селе Киминай Корсаковского р-на. Служителей в ранге ксендзов четыре, один префект Апостольский; по национальности 4 поляка и один ксендз японец – Нагасаки Чикохида, ис­полняющий обязанности заместителя епископа с 1941 года. До этого обя­занности заместителя епископа выполнял префект Апостольский Херман Фаустин (Феликс), исполняющий в настоящее время обязанности ксендза в с. Киминай. Кроме этого, при костеле Южного Сахалина(3) имеется монах Панас Захария. Указанный персонал служителей находится [на Карафуто] с 1932 года.
Общее количество верующих католиков до августа 1945 г. было 800 чел., по состоянию на 1 января 1947 г. осталось 325 человек. Верующие по национальности, преимущественно, японцы. Имеется незначительное ко­личество верующих корейцев, поляков. Последние – старые жители острова. Католические церкви регулярно проводят воскресные службы, справляют все религиозные праздники и обряды.
Деятельность польских костелов в 1946 г. значительно активизирова­лась в части Привлечения новых прихожан за счет русского населения, при­ехавшего с запада. При костеле г. Холмска (с сентября до 1946 г.) были организованы воскресные школы для детей верующих по изучению катехи­зиса, занятия проводили учителя-японцы. В настоящее время деятельность школ прекращена.
Все ксендзы имеют высшее общее образование, а также и духовное. Например, ксендз костела Южного Сахалина, он же исполняющий обязан­ности заместителя епископа, Нагасаки Чикохидо, по национальности япо­нец, закончил 6-летнюю духовную семинарию в 1935 г., на остров прибыл из Токио в 1941 г. Ксендз костела в г. Холмске Стейсяк М.Н. (Густав) – монах, 1911 г. рождения, поляк, закончил гимназию в г. Соколь, а также Львов­ский духовный университет в 1938 г., на остров прибыл в 1939 г. из Польши через Токио.
Ксендз костела г. Корсакова Крюковский П.Я. (Рафаил) – монах, 1907 г. рождения, поляк, уроженец г. Замойска (Польша), имеет высшее общее образование, в 1935 г. закончил Папский университет в[о] Флорен­ции, прибыл на остров из Рима через Токио. Ксендз костела села Киминай Корсаковского р-на Херман Фаустин (Феликс), монах, 1907 г. рождения, имеет духовное звание префекта Апостольского, закончил Духовный уни­верситет в Польше, на остров прибыл из Польши через Токио. В настоящее время все ксендзы, а также некоторая часть верующих поляков подали заяв­ление о репатриации их в Польшу.
Протестантская группа
Протестантская группа церквей особого распространения на острове не имела. До войны на всей территории острова находилось всего 5 храмов, на 1 января [1947 г.] действующих протестантских храмов имеется всего 2 и 2 служителя. Первый из храмов – Тойохара-кекай, священник Кумитомо Тосико, 1921 г. рождения. Этот храм имеет всего 8 верующих, остальные выбыли по репатриации. Второй храм, где священник Ямада Сабуро, имеет всего лишь одного верующего. По всем проводимым религиозным обрядам оба эти храма похожи по своему культу на секту баптистов. Храмового иму­щества эти церкви не имеют. Дальнейшее их пребывание в городах Южно­го Сахалина является нецелесообразным, в связи с чем отправка их при первой же репатриации является необходимой.
Надо отметить, что приход советских органов и войск на остров Саха­лин духовенство встретило настороженно, считая, что их деятельность будет прекращена, однако каких-либо антисоветских выступлений против советс­кой власти со стороны служителей религиозных культов проявлено не было.
В течение 1945-1946 г.г. имели место случаи, когда некоторые лица из состава военнослужащих проявили ряд преступлений, выразившихся в разо­рении храмов и расхищении храмового имущества. Такие случаи имели ме­сто в г. Корсакове, в следствие чего в этом городе из имевшихся там к моменту прихода советских войск до 10 буддийских и синтоистских осталось всего лишь 6 храмов. Местные советские органы, проводя репатриацию слу­жителей религиозных культов, не обеспечивали охраны зданий и имущества – в связи с чем имелись отдельные случаи, [когда] после выезда священни­ков имущество храмов расхищалось. Все эти явления со стороны областно­го гражданского управления строго пресекались – судебным процессом в декабре 1946 г. строго наказаны бывший начальник гражданского управле­ния г. Корсакова Баринов, а также ряд военнослужащих. В настоящее время настроение духовенства и верующих к советской власти и органам надо признать хорошим…Служители культов освобождены от всех мобилизаци­онных работ, обеспечиваются продовольствием наряду с [работающим] граж­данами, храмы их являются неприкосновенными. Как показывают переводы молитв и речей, произнесенных во время праздников, священники призывают верующих честно трудиться, выполнять всё распоряжения советских орга­нов.        
Со стороны уполномоченного с ноября 1946 г. по настоящее время проведен учет всех храмовых зданий и служителей религиозных культов всех направлений, выявлены все руководители сект и течений, а также прове­дено ознакомление с деятельностью каждой секты и содержанием работы каждого храма. За этот период проведены выезды в г. Холмск, Аниву, Кор­саков, где проведено ознакомление со всеми храмами…В дальнейшем счи­таю, что работа уполномоченного должна быть направлена на… организацию помощи гражданским организациям в регулировании репатриации служите­лей культов, не допуская случаев повального закрытия храмов, нарушающих интересы верующих(4).
Уполномоченный Совета по делам религиозных культов
при Совмине СССР по Южно-Сахалинской области [П.Тюрин]
ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81, Л.1-10. Правленый авторский экз.

  1.  Так в тексте, видимо, должно быть 259 храмов.
  2.  В тексте написано “город Южно-Сахалинск”.
  3.  Так в документе.
  4.  Дальнейшая судьба храмов такова: в связи с выездом японского населения храмы закрывались. К началу 1948 г. их оставалось не более 13 (буддийских), к концу года все японские храмы были закрыты. В том же году были закрыты костелы по причине выезда верующих в Польшу.
Еще по теме статьи можно почитать:  #поясняемсахалин - проект Антибедность, малая авиация и оплата за проезд переводом (январь 2023 года на Сахалине)

© ГАСО, источник: «Исторические чтения. Труды государственного архива Сахалинской области № 2. Южный Сахалин и Курильские острова в 1945-1947 гг.» (Южно-Сахалинск, 1997 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *