Из информационного отчета Уполномоченного совета по делам религиозных культов по Сахалинской области
Решение Южно-Сахалинского горисполкома “О состоянии бывших японских храмов”. 28 мая 1947 г.
На территории города имеется 12 бывших японских храмов, которые в настоящее время из-за отсутствия надлежащей охраны растаскиваются. Так, например, бывший храм на ул.Невельской, №24 почти полностью не имеет оконных рам, разбираются полы, растаскиваются циновки, лепные украшения. [Храмы] по улицам Красноармейская, N 81 и Амурская, № 135 – полностью отсутствуют стекла.
Городской коммунальный отдел, приняв по акту 8 храмов, не обеспечил охрану зданий.
Исполком городского Совета РЕШАЕТ:
1. Указать т. Сурмачевскому на недопустимое отношение к охране бывших японских храмов, расположенных на территории города.
Председатель Южно-Сахалинского горисполкома Романов
Секретарь горисполкома Чигвинцева
ГАСО. Ф.262. Оп.1. Д.4. Л .74,75, 215. Подлинник.
_____________________________________________________________
Из информационного отчета Уполномоченного совета по делам религиозных культов по Сахалинской области о работе за 2 квартал 1947 г.
11 июня 1947 г.
Председателю Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР т. Полянскому
Председателю Сахалинского облисполкома т. Крюкову
Секретарю Сахалинского обкома ВКГ1(б) т. Юшину
…После объединения Южно-Сахалинской и Сахалинской областей… основной религиозной группой на территории Сахалинской области по количеству храмов считается буддийская религия, которая насчитывает по области 113 храмов. Буддийские храмы имелись почти во всех населенных пунктах, а в отдельных из них по нескольку, так, в г.Южно-Сахалинске их имелось – 14, Углегорском районе – 28, Лесогорском – 15, Невельском – 10. Следующей по количеству является секта Тенрике, которая представляет главное течение синтоизма. Эта религия имела по области 19 храмов. Синтоистская религия являлась основной правительственной религией на территории Южного Сахалина при японцах, к моменту прихода советских органов на Сахалин представлена была только 17 храмами. Католическая религия имела 4 костела и 2 протестантская.
Всего служителей культов на 1 января 1947 г. имелось 174, в том числе буддийский – 139, слушателей секты Тенрике – 20, синтоистских – 8, ксендзов – 4, протестантских священников – 2, пресвитерианских баптистов – 1.
…Служители религиозных культов, особенно синтоистские, часто жаловались на то, что верующие редко стали посещать храмы, значительно сократилось проведение обрядов похорон, крещения и венчания. Многие из священников в своих проповедях обвиняли население в утрате религиозных чувств и т.д.
Со стороны советских органов не чинились никакие препятствия к проведению различных религиозных праздников. Все служители культов с момента установления советских органов на территории Южного Сахалина пользовались преимущественным продуктовым снабжением по высшей категории, а синтоистские священники дополнительно получали большой ежемесячный паек риса, сакэ и сахара для проведения религиозных обрядов. Однако и проводимые ежемесячные обряды в большинстве храмов привлекали крайне незначительное количество верующих. В связи с этим служители культов усиленно начали подавать заявления о репатриации их на острова Японии, причем многие священники своих семей здесь не имели, они были отправлены в Японию в начале войны.
После получения разрешения о репатриации по городам и районам области вместе с прочим населением началась и отправка священников…
Все храмовое имущество после выезда священников учитывалось по каждому храму комиссиями горисполкомов и передавалось на хранение Южно- Сахалинскому областному музею, а в остальных городах и районах перевозилось в остающиеся храмы и сдавалось на хранение священникам…
В настоящее время из городов области репатриировано, в основном, большинство японского населения. В Южно-Сахалинске на 1 июня 1947 г. осталось лишь 5000 чел., которые в скором времени (июнь, июль) будут также репатриированы. В целях недопущения разрушения храмов в настоящее время проводится заселение храмовых пристроек жильцами, а сами здания храмов передаются на сохранность организациям с тем, чтобы при выезде японского населения организации смогли бы эти помещения приспособить под свои нужды, после разрешения этого вопроса советом по делам религиозных культов. Сахалинская научно-исследовательская База Академии Наук СССР побудила вопрос о передаче главного буддийского храма “ Кейгокудзи” и прилегающего к нему синтоистского храма “Дзиндзя” в г. Южно-Сахалинске со всем храмовым имуществом, находящимся в нем в полите ее ведение и распоряжение после репатриации священника этого храма.
Необходимость передачи этих храмов мотивируется, прежде всего, с точки зрения этнографических интересов Академического исследовательского учреждения и сохранения комплекса храмов (буддийского и синтоистского) как важного исторического памятника японской религии» в полной неприкосновенности.
Причем, База Академии Наук просит также передать и весь реквизит из различных буддийских, синтоистских и христианских храмов Южного Сахалина, который в настоящее время находится на временном хранении в фондах Сахалинского областного краеведческого музея и в др. населенных пунктах.
Со своей стороны, считаю предложение Базы Академии Наук вполне целесообразным, прошу ваших указаний и разъяснений о дальнейшем положении этого храма, так как он является единственным крупнейшим храмом в г. Южно-Сахалинске (священник этого храма будег репатриирован только по получении Вашего указания).
В январе месяце с.г. от группы поляков, проживающих в Южно-Сахалинской области, в том числе от всех 4 ксендзов действующих костелов, получено заявление о репатриации их в Польшу. Это заявление направлено в облисполком председателю репатриационного комитета генерал-лейтенанту т. Голикову. Пока разрешение еще не получено. Ксендзы просят ускорить разрешение об их отправке в Польшу.
Количество верующих католиков-японцев значительно уменьшилось, в г. Корсакове верующие остались только поляки. Такое же положение и в г. Холмске. В с. Киминее Корсаковского района костел, где в качестве ксендза работает прел[а]т апостольский Херман, имеется всего 2 польские семьи. В г. Южно-Сахалинске количество верующих японцев сократилось наполовину. В связи с этим заметно оживление работы ксендзов по привлечению русских граждан. Так, в период проведения польской Пасхи, по имеющимся сведениям, в г. Корсакове ксендз Крюковский совершил службу на русском языке для русских граждан.
Наблюдается посещение костелов, систематически, в г. Южно-Сахалинске русскими гражданами до 10 чел., и в г. Корсакове – до 30 чел., хотя служба совершается на японском языке. Прошу сообщить о дальнейшем положении и работе польских костелов и возможности репатриации польских граждан в скором времени в Польшу…
От священника буддийского храма Ямада Кондо поступили заявления: в марте – об ограблении ночью его квартиры, в которой похищена часть его личного имущества, и в мае – о взломе и хищении прахов умерших, замурованных в пьедестале статуи богини Каннонсаме, находящейся возле храма. Заявления переданы им также в органы милиции для проведения следствия и обнаружения похитителей.
Уполномоченный Совета по делам религиозных культов
при Совмине СССР по Сахалинской области П.Тюрин
ГАСО. Ф.53. Оп.1. Д.81. С.11-15. Подлинник.
© публикуется с разрешения ГИАСО по изданию «Исторические чтения. Труды государственного архива Сахалинской области № 2. Южный Сахалин и Курильские острова в 1945-1947 гг.» (Южно-Сахалинск, 1997 г.)