Введены в действие новые Правила по охране труда на судах морского и речного флота

Приказом Минтрудасоцзащиты РФ № 367н от 5 июня 2014 г. введены в действие «Правила по охране труда на судах морского и речного флота».
Данные правила не распространяются на суда, занятые рыбным или аналогичным промыслами, а также на военные корабли и вспомогательные суда ВМФ. Для рыбопромыслового флота действуют «Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР» (утверждены Приказом Минрыбхоза СССР № 476 от 26.12.1990 г.). В части обеспечения живучести судна для судов рыбопромыслового флота можно также руководствоваться «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности» (Приказ Роскомрыболовства № 140 от 11.10.1995 г.).
 Более подробно об охране труда в пищевой и рыбной промышленности, включая особенности охраны труда и правила безопасности при работе на флоте можно прочесть в статье «Охрана труда в пищевой и рыбной промышленности» (нажмите для перехода по ссылке).
 Правила содержат требования ко всем работам, проводимым на судне всеми службами, включая требования по ОТ при проведении пассажирских операций, требования охраны труда при работах на специализированных судах (танкер, газовоз, химовоз, контейнеровоз, паром, суда портофлота, некоторые другие типы судов). Также целый раздел посвящен проектируемым, реконструируемым и вновь строящимся судам.
Новые Правила не отменяют «Правила техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-91 – в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)».
 Некоторые положения Правил (организация охраны труда на судах).
 Что должно быть на судне (перечень необходимых документов).
1) нормативно-техническая документация по охране труда;
2) учетно-отчетная документация: журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования, журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;
3) документы контролирующих надзорных органов: сертификаты на штормтрапы, акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов, карты специальной оценки условий труда, сертификаты соответствия организации работ по охране труда;
4) документация по обучению вопросам охраны труда: журналы регистрации инструктажа по охране труда, удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда, сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
 Средства индивидуальной защиты.
За обеспечение членов экипажа СИЗ отвечает работник из комсостава, назначенное капитаном ответственным за организацию работ по ОТ на судне. Нормы выдачи СИЗ приведены в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н. Также следует руководствоваться «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, и нормами коллективного трудового договора.
 Обучение членов экипажа.
 Обучение по охране труда для членов экипажа организуется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В целом по организации (судоходной компании) за обучение отвечает работодатель (судовладелец), непосредственно на судне – капитан судна. Комсостав проходит обучение не реже одного раза в три года.
Обучение членов экипажа безопасным приемам и методам работы проводят руководители судовых служб, фиксируя это как инструктаж на рабочем месте.
Вводный инструктаж проводится комсоставом; для разового посещения – членом комсостава (руководителем соответствующей службы) или членом экипажа, сопровождающим посетителей и обеспечивающим их безопасность.
Стажировка проводится для всех рядовых членов судовой команды со стажем по профессии менее года, а также для членов экипажа, не работавших на данном типе оборудования, энергетической установки, по данной технологии, либо при изменении характера работы, или при перерыве более одного года. Длительность стажировки на рабочем месте установлена от двух до десяти смен. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить работника к работе без стажировки – об этом делается запись в журнале инструктажа по охране труда. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.
Инструктаж по электробезопасности (в Правилах – «первичный инструктаж по вопросам электробезопасности на судне») проводится электромехаником. Если в штатном расписании отсутствует такая единица – инструктаж проводит старший (главный) механик, или лицо, его замещающее.
 Работы повышенной опасности
 Любые работы вообще выполняются только с разрешения руководителя работ. Работы повышенной опасности требуют получения разрешения на проведение.
Перечень работ (неполный), требующий получения разрешения на проведение:
1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.
Разрешение выдается в письменном виде и содержит следующие сведения:
1)      наименование работы
2)      ФИО и должность руководителя работы
3)      время действия разрешения, сведения о проведении целевого инструктажа
4)      сведения об осмотре оборудования (инструментов, приспособлений)
5)      сведения об обеспечении СИЗ
6)      ФИО и должность страхующего
7)      сведения об оповещении вахтовой службы о работе
8)      сведения о согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы.
В соответствии с приложением к Правилам (Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях):

  1. Одно подергивание или один удар (от страхующего) – «Как самочувствие?»
  2. Одно подергивание или один удар (от работающего) – «Чувствую себя хорошо»
  3. Два подергивания или два удара (от работающего) – «Мало воздуха»
  4. Три подергивания или три удара (от страхующего) – «Выходи»
  5. Три подергивания или три удара (от работающего) – «Выхожу»
  6. Частые подергивания (более трех раз) или удары (от работающего) – «Самостоятельно выйти не могу».

 © подготовлено «Область на островах»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *