Корсаков и Корсаковский район. Памятники, связанные с событиями русско-японской войны на территории Корсаковского района (1904 – 1905 гг.)

 

Крейсер «Новик»

 
У легендарных кораблей были корабли- братья, и у каждого из них – своя биография, часто необычная. Корабли, как и люди, трудятся, старятся и умирают, но умирают по-разному. Случается, что корабли погибают неестественной смертью – обессилев в борьбе с ураганом, в столкновении с другим судном, от пожара, от подрыва на минах и в неравном бою с противником.
Корабли не умирают, если жизнь их отмечена подвигом. Но подвиги бывают разные – громкие, воспетые в песнях, стихах и былинах, и тихие – безвестные, не отмеченные орденами. К кораблям, совершившим громкие подвиги, относятся крейсера «Варяг», «Рюрик», «Новик» и многие другие корабли Российского флота.
Крейсер «Новик» – корабль-легенда, героическое имя в истории Российского флота, при упоминании о котором сердце каждого русского человека должно наполняться гордостью.
Через судьбу «Новика» есть возможность узнать о событиях 1904 года в русско-японской войне. Жизнь крейсера и его служба в российском флоте закончилась трагически, как и у многих военных кораблей того времени.
«Новик» вступил в строй в 1901 году. Стройный трехпалубный красавец со значительно поднятым носом был гордостью всей Тихоокеанской эскадры. «Новик» быстроходный (до 25 узлов), легкий, бронепалубный крейсер 2-го ранга – по конструкции представлял собой нечто среднее между миноносцем и крейсером.
Для первого он был слишком велик (водоизмещение 3080 т.), а для второго имел недостаточно сильную артиллерию (6 орудий 120-мм, 4-47-мм, 2-37-мм, 5 торпедных аппаратов). Экипаж «Новика» составлял 328 человек. Японские крейсера такого же типа были значительно тихоходнее, но зато располагали более крупными орудиями.
За три года (1901-1904) Россия прочно запомнила имя крейсера и его командиров, следила за судьбой «Новика». На палубу поднимался император Николай II вместе с членами семьи. Если хотели показать Россию с хорошей стороны – посылали для представительства «Новик».
Было определено, что «Новик» будет служить в Тихоокеанской (тогда Порт-Артурской) эскадре. В командование крейсером вступил Николай Оттович Эссен (с 1902 по 1904 годы). А в 1904 году он сдал командование следующему (последнему) боевому командиру Максимилиану Шульцу.
С первого дня войны до последнего своего часа «Новик» был востребован как  ни один другой корабль эскадры: боевые выходы – каждые два-три дня. Однажды он умудрился выйти победителем в схватке с 17-ю японскими миноносцами! Назначалась врагами даже специальная награда тому из своих военных кораблей, который нанесет «Новику» хотя бы какое-то повреждение.
Вооружение «Новика», как уже упоминалось, было облегченным, дабы обеспечить ему скоростные преимущества. Его главный калибр – шесть 120-миллиметровых орудий. А на других крейсерах главный калибр был от 152 мм и выше. Но и при таком вооружении «Новик» вселял панику в ряды вражеского флота.
Нелегко дался «Новику» прорыв из Порт-Артура. В день выхода из Порт-Артура 28 июля 1904 года «Новик» первым появился на внешнем рейде. До начала первого боя он шел флагманом, ведя за собой эскадру. Затем, следуя за «Аскольдом», присоединился к крейсерам, которые шли на прорыв японской эскадры. Сблизившись с противником, «Новик» открыл огонь по японским миноносцам. Японские крейсера гнались за «Новиком» до полного наступления темноты, и, наконец, отстали.
Наступила туманная ночь. «Аскольд» исчез с горизонта, и «Новик» остался один, покачиваясь в морской зыби, исправляя повреждения корпуса и машин.
Чтобы продолжать путь во Владивосток, необходимо было раздобыть угля. К вечеру 29 июля «Новик» пришел в порт Циндао и при исполнении необходимых формальностей приступил к бункеровке: грузили всю ночь, но полного запаса принять не успели. На рассвете «Новик» был уже далеко, направляясь вокруг Японии во Владивосток.
Чтобы уменьшить расход угля, жгли в топках мусор, смешивая с краской, паклю с маслом и различные деревянные части. Для сокращения пути держались ближе к японским берегам. На подходе к Курильским островам выяснилось, что угля хватит только до поста Корсаковский.
Проходящий мимо Кунашира русский крейсер был замечен с японского маяка, о чем сразу же сообщили по телеграфу в Токио. Получив известие о том, что «Новик» прошел Кунаширским проливом, на его поиски были отправлены крейсера «Цусима» и «Читозе».
7 августа в 6 часов утра «Новик» стал на якорь на рейде Корсаковского поста. Его прихода никто не ожидал, и поэтому ничего не было подготовлено. Для погрузки угля были собраны все население и плавсредства. Работа уже близилась к концу, когда радист услышал в эфире переговоры японских судов. Погрузку прекратили, «Новик» снялся с якоря и пошел навстречу дымку, показавшемуся на горизонте.
Когда корабли сблизились, то японский крейсер «Цусима» повернул и пошел на пересечку. Блеснул огонь, на который «Новик» ответил залпом всех орудий, завязался бой в заливе Анива. Обе стороны развили очень сильный артиллерийский огонь. Число попаданий было почти одинаково. Появились убитые и раненые. Крейсер «Новик» вывел из строя крейсер «Цусима», но и сам был вынужден вернуться в пост Корсаковский для ремонта.
Однако обнаружилось, что руль не действует, отремонтировать его нельзя, одну из пробоин заделать никак не удастся, т.к. снаряд упал в стык борта с броневою палубою, вызвав ряд трещин, расходившихся от места повреждения, половина котлов не в состоянии функционировать. В таком виде вступать в бой невозможно, уйти – тоже, тем более что «Читозе» продолжал сторожить свою жертву.
Оставался один выход: затопить крейсер, чтобы он не достался врагу. Спустили уцелевшие шлюпки, от берега подошли баржи, на них погрузили людей, сняли шесть 120-мм и шесть 47-мм орудий, боеприпас и начали свозить на берег. К утру крейсер погрузился на дно на мелком месте – чтобы его можно было поднять и исправить после войны.
Тогда трудно было предположить дальнейший ход русско-японской войны, и особенно условия Портсмутского договора.
Корабельная артиллерия и 45 человек экипажа «Новика» принимали самое активное участие в отражении японского десанта в июле 1905 года.
Захватив Южный Сахалин, японцы сразу же приступили к работам по поднятию «Новика». Летом 1906 г. он был поднят. Повреждения у поднятого «Новика» были столь значительны, что израненный крейсер был отбуксирован в Иокогаму для капитальной реконструкции. После он был введен в состав японского флота под названием «Сутзуя». В 1913 году корабль был отправлен на слом.
В честь крейсера «Новик» на Сахалине названы поселок Новиково в Корсаковском районе, мыс Новик, гора Новик, река Новиковка.
В память о подвиге крейсера «Новик» в Корсаковском районе установлены два памятных знака.
В городе Корсакове знак установлен на стыке улиц Портова и Свердлова в районе Южного морского торгового порта. В июле-августе 2014 г. знак был реконструирован.

В селе Новиково по инициативе главы местной администрации Е.А. Мухина и краеведов – старшеклассников в 1991 году был открыт памятник (памятный знак) крейсеру «Новику». Расположенный на площади в самом центре поселка, он всегда привлекает внимание и местных жителей, и приезжих. Надписи на четырёх стелах, расположенных на гранях памятника, рассказывают о подвиге крейсера и присвоении его имени поселку. 
Памятные знаки были включены в перечень вновь выявленных памятников истории, культуры и захоронений на территории Корсаковского района.
 

Памятник на месте гибели партизанского отряда под командованием Б.В. Гротто-Слепиковского (на озере Тунайча)

 
С падением Порт-Артура и поражением II Тихоокеанской русской эскадры в Цусимском проливе был окончательно решен коренной вопрос всей русско-японской войны. Япония завоевала господство на море. В таких условиях следовало со дня на день ожидать высадки японского десанта на Сахалин; экспедиционный корпус, расквартированный на Хоккайдо, давно ждал своего часа.
28 января 1904 года была объявлена мобилизация войск острова, и в этот же день наместник на Дальнем Востоке Генерал-адъютант Алексеев отдал приказ о формировании вольных дружин. Ввиду слабости войск Сахалина общий план обороны заключался в том, чтобы, избегая решительных столкновений с противником на побережье, отступать с боями внутрь острова, развивая партизанские действия на флангах и в тылу врага.
На Южном Сахалине были созданы 4 дружины, которые стали основой партизанских отрядов. Дружины формировались из ссыльнокаторжных и поселенцев, которым предоставлялись большие льготы. Так, для ссыльнокаторжных два месяца службы в дружине засчитывались за год каторжных работ, для арестантов разряда исправительных работ – четыре месяца за год. В первой половине марта 1905 года офицеры прибыли в Корсаков и приняли дружины под свое командование. 4-ую дружину принял 243-го пехотного Златоустовского полка штабс-капитан Гротто-Слепиковский. 168 человек, один пулемет, 10 конных дружинников. Район действий от с. Чеписани (современное Озерское) до озера Тунайчи. Склады отряда располагались вокруг озера Тунайчи и у села Владимировка.
20 июля (3 августа по новому стилю) 1905 года японцами было обнаружено место нахождения отряда. Перед ним появился полубатальон японцев. Сражение с японцами продолжалось до 11 часов ночи 20 июля. У неприятеля потери составляли  около 300 человек, у отряда Гротто-Слепиковского 11 убито и 13 ранено.
Новую атаку японцы решили подкрепить артиллерией. 28 июля (10 августа) крейсер «Адзума» подошел к протоке, соединяющей озеро Тунайча с Охотским морем, и спустил два паровых катера с 4-мя орудиями на каждом. Катера пересекли озеро, и орудия были размещены на берегу по обе стороны от лагеря. В это же время подошли 3 роты, артиллерийские и саперные подразделения японцев со стороны Охотска и Озерска. Лагерь Гротто-Слепиковского был окружен. Около 2-х часов длился артиллерийский обстрел. Все это время командир с биноклем в руках стоял на валу, ободряя людей. В 9 часов прямым попаданием снаряда штабс-капитан Б.В.Гротто-Слепиковский был убит. После его гибели канонада продолжалась и дружина, понеся большие потери, была окружена и взята в плен.
35 дней продержался небольшой отряд, полностью скомплектованный дружинниками. Он приковал к себе большие силы противника и с честью выполнил свой долг.
84 года не было известно даже место гибели отряда под командованием Гротто-Слепиковского, первые останки были найдены только в 1989 году членами краеведческого клуба «Поиск» Новоалександровского СПТУ-1 (руководитель В.Я. Горобец), отряда «Поиск» ЮСГПИ (командир А.С. Челноков), группы «Слепиковский» (руководитель Г.Козырева, командиры – В. Толмачев, В. Чумаков). Результатом первых раскопок на озере Тунайча стала братская могила, в которой захоронены 33 героя, среди них – командир. 3 сентября 1989 года вознесся над этой землей православный крест, отмечая место славной гибели. Первые находки поразили: вообще не было чего-либо, похожего на могилы, большинство тел найдено поисковиками в позах, неопровержимо доказывающих отсутствие погребения, многие тела были просто свалены в ров.
Когда на братской могиле устанавливали крест – это было событие не только для Корсаковского района, но и для всей Сахалинской области в целом. Звучали скорбные и торжественные слова прощания. Отец Константин отпевал павших воинов. Прогремели залпы салютов. Чеканя шаг, мимо могилы прошли военные моряки.
Поиски продолжались, постепенно вокруг первого захоронения появлялись другие братские могилы, последнее дозахоронение в было сделано в 1995 году.
На основании приказа управления культуры Сахалинской области от 11.02.1993 № 43 место захоронения останков партизанского отряда под командованием Гротто-Слепиковского отнесено к памятникам истории регионального (областного) значения.
Со временем крест стал разрушаться и требовал обновления. В 2006 году по инициативе Чепурного В.И., управляющего делами городской администрации, и Потехина А.И., депутата районного Собрания, крест был заменен на новый, а на могилах погибших были установлены плиты. Лиственницу для креста выбирал ОГУ «Корсаковский лесхоз» (руководитель Цыбенов Ю.Э.), изготовлен крест в ООО «Таможенное агентство» (руководитель Соловьев В.Ю.). ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (ген. директор А.В. Каменев) разработал, изготовил и установил плиты на 8 братских могилах и крест.
СМИ по теме:
Иванов И. Крест на берегу Тунайчи: их расстреливали вначале из орудий, затем из винтовок и добивали прикладами / И. Иванов //Аргументы и факты. – 2000. – № 33. – Сахалин-Курилы. – С.6.
Иванушкин А. Беззащитная каторга боролась до последнего: к годовщине захвата японскими регулярными военными силами острова Сахалин, который начался с высадки десанта в районе г. Корсакова 23 июня 1905 года / А.Иванушкин // Наши острова. – 2004. – 30 июня. – С.24.
Князева О. Заповедник памяти: памятник на о.Тунайча / О. Князева // Восход. – 2007. – 17 июля. – С.11.
Командоров А.  Не посрамившие чести: русско-японская война на Сахалине / А.Командоров // Наши острова. – 2005. – 6 июля. – С.8.
 © подготовлено “Область на островах”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *