Занимательная энциклопедия Сахалина и Курил. Буква “Р”. Русско-японская война 1904-1905 гг., японская интервенция Дальнего Востока вообще и Севе

Русско-японская война 1904-1905 гг., японская интервенция Дальнего Востока вообще и Северного Сахалина в частности, Освобождение Южного Сахалина и Курил в 1945 году

 
В силу неумолимой страсти к туризму и посещению новых земель на фоне нехватки денег к середине 1890-х годов Япония перешла к жесткой экспансии наружу – тупо отобрав у Китая Корею и ряд территорий поменьше.
Не менее замысловатые планы вынашивала и Россия, которой очень срочно понадобилась «маленькая победоносная война» – особенно на фоне требований покинуть Манчжурию и порешать в пользу Японии вопросы лесных концессий в Корее, а также широких аппетитов.
Япония оказалась быстрее, с самурайской хитростью напав на Порт-Артур и уложив там мало-мало русских пароходиков, и только после этого прислала русским властям официальную повестку с требованием явиться на войну. Ну и понеслось…
Какое же имеет отношение к этому Сахалин?
А самое прямое! Весь Сахалин с 1875 года был русским (получен в обмен на все Курилы). Однако с началом войны Япония тупо оккупировала остров, быстренько победив неподготовленную малочисленную армию острова.
Партизаны, возглавляемые Русскими Офицерами (да-да, именно так, с большой буквы – в отличие от значительного числа погононосцев, бывших во всея времена), потрепали японцам немало нервов, и периодически заставляя испытывать нешуточную боязнь и даже ужас. Отдельной строкой идут члены экипажа крейсера «Новик», который был затоплен в заливе «Анива» (а впоследствии поднят и послужил японцам под названием «Судзуя»).
Более того, бои с партизанами тут длились даже во время Портсмутских переговоров – Япония надеялась оставить весь остров себе, или хотя бы пограбить его в свое удовольствие. Художественный вариант событий (с художествеными же искажениями имен и судеб) приведен в замечательной книге «Каторга».
Сахалин мог бы остаться русским, если б не граф Витте Полусахалинский, по мнению советских историков отстоявший многие права, по мнению некоторых других исследователей, профукавший все, что только было можно. И даже Сахалин – на который у японцев не было особых претензий, и они не считали его ключевым требованием.
Япония влезла в войну и потратила на нее все финансы. Подпитывать японскую военщину ее заграничные спонсоры если и собирались, то не сразу и не за всё. Главарь Североамериканских соединенных штатов вообще считал, что обе нации (русская и японская) должны заняться взаимным истреблением, к радости всех окружающих. Таким образом, альтернативная история, хоть и является вымыслом и бредом, но все же говорит нам, что мы могли отстоять не только Сахалин, но и многое другое. И даже продолжать войну, имея на то денег больше, чем имели наши противники.
Но получилось то, что получилось – а по версии США, вышло даже лучше, поскольку кое-кому даже дали премию за миротворчество в лучших традициях «черного пиара».
Япония покинула северную часть острова и приступила к осваиванию южной, обозвав ее Губернаторством Карафуто.
Правда, уже в апреле в 1918 году под предлогом защиты от смерти своих граждан ворвалась во Владивосток, а в 1920 году (опять же в апреле, что несколько смахивает на весенние обострения) после так называемого николаевского инцидента в г. Николаеве (по сути, мачехи городов сахалинских), когда белогвардейцев и японских оккупантов партизаны отправили к праотцам (коварно подписав соглашение о дружбе японцев и русских, партизаны сначала всех взяли в плен, а потом, отступая, решили с собой никого не брать), Япония оккупировала и Северный Сахалин.
На материке постепенно японцев выбили из Забайкалья и Хабаровска, отчего те пошли на переговоры, яростно уговаривая Дальневосточную Республику отдать им все права на все, что можно. В 1922 году японцам вновь удалось войти в Хабаровск, но скоро японское командование заявило о предстоящем уходе из Приморья.
Следующие переговоры в Китае опять же не увенчались успехом. Но поскольку на европейской части страны гражданская война как бы завершилась, то выбить японцев оказалось уже не так и сложно. В октябре 1922 года партизаны заняли Владивосток, а в ноябре ДВР вошла в состав России.
На Северном Сахалине оккупанты пробыли аж до 15 мая 1925 года (что увековечено в названии площади в стольном граде Александровске), ввиду яростного непризнания Советской России японскими дипломатами на фоне пораженческого настроения и внутренних проблем. Собственно, по факту вышло следующее: Россия тупо указала японскому консулу, что ежели Япония не желает признавать молодую республику, то и сам консул будет считаться частным лицом. По-русски это называлось «послать на три буквы с контролем и сопровождением до самого пункта назначения». Япония не ожидала такого поворота и с мая 1924 года по январь 1925 года в Пекине окончательно откликнулась на предложение о нормализации отношений.
За пять лет оккупации Северного Сахалина было награблено столько, что восстанавливать пришлось очень долго. Что характерно, следов пребывания японцев на севере острова крайне мало – в отличие от карафутского юга – что как бы показывает изначальную временность японского пришествия и гопнический подход. А хотя могли бы, да…
Ни о какой нормализации отношений речи идти и не могло. Курилы были японскими и представляли собой шикарный плацдарм для нападения на весь Тихий Океан, включая его дальние закоулки. Южная часть острова Сахалин грабительски осваивалась, а на северной Япония имела нефтяные и угольные концессии, периодически нарушая условия как концессии, так и конвенции.
К тому же во время Великой Отечественной Япония регулярно топила союзные корабли, троллила наших пограничников и вообще всячески показывала язык, хотя нападать при этом очень трусила, в том числе и памятуя о различных неприглядных событиях недавнего прошлого.
В итоге в 1945 году Иосиф Виссарионович (и никак иначе – ибо есть за что уважать), после того, как задавил в его же логове Бесноватого, напал на Курилы и Южный Сахалин (и все это не считая боевых действий на материке против той же Японии). Причем, на всякий случай неожиданно раньше, чем планировалось, и с применением той же самурайской тактики вызова соперника повесткой на войну задним числом – но более элегантно, т.к. использовал разницу во времени.
Курильская десантная операция и Южно-Сахалинская наступательная операция – суть кодовые названия освободительного похода, в результате которого даже Хоккайдо был бы наш, но союзники уточнили, что про Хоккайдо на тайном соглашении не было сказано ни слова. А так бы была б Хоккайдская Советская республика.
Особо жестокие бои шли на острове Шумшу (укрепленном до безобразия), на Харамитогэ (фортификационные сооружения на территории нынешнего Смирныховского района), а также бои в районах Шахтерска (Торо) и на Холмском перевале (Маока).
Что характерно, сама Япония капитулировала еще 15 августа, почти сразу, как получила две экспресс-посылки от США сразу всем своим гражданам и негражданам, кто находился в момент доставки в городах Хиросима и Нагасаки.  Однако, боевые действия по тем или иным причинам все еще продолжались в разных уголках военного театра. Конкретно Сахалин был окончательно освобожден 25 августа, когда войска вошли в Одомари (ныне Корсаков), а Курилы – 1 сентября, когда советские войска высадились на Шикотане. Что характерно, архипелаг Хабомаи был занят позже, причем даже после официального завершения Второй Мировой на крейсере «Миссури» – однако, это не помешало товарищу Сталину установить там советскую власть (и вообще плюнуть на японскую военщину и факт официальной капитуляции еще в августе – так как по идее все захваченное после этой даты могло считаться самовольным проникновением).
Почему все эти события связаны воедино? Потому что Япония была ЕДИНСТВЕННОЙ страной, пытавшейся захватить Сахалин и Курилы. Причем трижды. И одно событие в той или иной мере потянуло за собой другое.
Япония и по настоящее время пытается оспорить итоги Второй Мировой, в частности, вернуть себе Южные Курилы. 
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *